Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:03, доклад
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает в Европе XV – XVI вв. нашей эры. Главными социально-экономическими причинами ее появления были:
- зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;
- ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры;
- происходило расширение технической сферы, изобретательства – как показателя прогресса того времени;
- капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния, в связи с этим берет начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;
Гуманизм эпохи возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает в Европе XV – XVI вв. нашей эры. Главными социально-экономическими причинами ее появления были:
- зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;
- ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры;
- происходило расширение технической сферы, изобретательства – как показателя прогресса того времени;
- капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния, в связи с этим берет начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;
- наступает период секуляризации (освобождение от тотальной власти церкви), культура все в большей мере начинает носить светский (не церковный) характер;
- в центре внимания оказывается "человек действия", способный изменять окружающую действительность и самого себя;
- все эти преобразования подготовили почву для буржуазных революций — периода захвата политической власти ставшей экономически мощной буржуазией.
Вследствие этого
изменяется сам тип философствования,
он все дальше уходит от схоластики,
приобретаетнатурфилософские (
Наиболее значительным событием стало открытие гелиоцентрической (греч. "helios" - солнце) системыНиколаем Коперником (1473 - 1543 гг.).
Он математически обосновал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца - центра Вселенной. Подобное в корне противоречило положениям геоцентрической (греч. – “GE” - Земля) системы Птолемея, согласно которой Земля - центр Мира, и Солнце вращается вокруг нее. Новая астрономическая теория отвергала исключительное местонахождение Земли по отношению к высшим силам, чем вызвала негодование церковных кругов. Несмотря на это, уточнение новых взглядов было продолжено Джордано Бруно (1548-1600гг.). Он развивал идеи, утверждающие, что центра и границ Вселенной не существует, Солнце - лишь центр нашей Солнечной системы, настаивал на том, что все миры физически однородны и заселены живыми существами. Д. Бруно подчеркивал важность признания принципа неразрывного единства материи (вещества) и ее форм, при этом утверждал приоритетность первой. Он принадлежал к числу последовательных пантеистов, основу своего учения базировал на материалистических идеях.
Продолжил научное
обоснование системы Коперника -
Бруно великий итальянский
В подобной позиции
имеются противоречия: неразвивающиеся
элементы и развивающаяся Вселенная.
Но тем не менее важно, что ученый впервые
сформулировал деистический (
Соц- фил мысль эпохи возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469— 1527) и Франческа Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственны деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Средневековую
концепцию божественного
Подлинным
воплощением свободы
Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.
«... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».
Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия — «макиавеллизма».
Творческое
наследие Макиавелли не свободно от противоречий,
но несомненная заслуга мыслителя
состоит в том, что он низвел политику
с высот заоблачного лицемерия
на реальную почву, превратил ее в
объект беспристрастного анализа, тем
самым, возвысив ее, с одной стороны,
до науки, с другой — до искусства
возможного.
Натурфилософия эпохи Возрождения
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452— 1519),Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571— 1630), Галилео Голиея (1564—1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо
да Винчи, гениальный художник, великий
ученый, талантливый изобретатель (в
числе его проектов — идеи танка,
парашюта, шлюза), утверждал, что любое
знание порождается опытом и завершается
в опыте. Но подлинную достоверность
результатам
«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты».
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы
неверно видеть в космологических
построениях Кузанского прямое предвосхищение
гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное
положение и неподвижность
Натурфилософия получила развитие в творчестве Джордано Бруно(1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
«Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
Положение
о бесконечности Вселенной
Разорвав
границы мира и утвердив бесконечность
Вселенной, Бруно оказывается перед
необходимостью выработать новое представление
о Боге и его отношении к
миру. Решение этой проблемы свидетельствует
о пантеистической позиции
Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличиенатуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.