Христианская философия Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:00, реферат

Описание работы

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, «князь философов», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Содержание работы

Введение
1. Биография Фомы Аквинского
2. Идеи Аквината
3. Пять доказательств бытия Бога
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

Три вида познания:

  • ум — вся сфера духовных способностей;
  • интеллект — способность умственного познания;
  • разум — способность к рассуждению.

Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум, постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

 

Этика

Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений; конечной целью морально благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога (невозможного, согласно Фоме, в пределах настоящей жизни). Все остальные цели оцениваются в зависимости от их упорядоченной направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло, коренящееся в недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной сущностью.

 Вместе с тем Фома  отдавал должное деятельности, направленной  на достижение земных, конечных  форм блаженства. Началом нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней — законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо) и противостоящие им пороки, следуя аристотелевской традиции. Однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Святого Духа. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви. Вслед за теологическими идут четыре основополагающие добродетели — благоразумие и справедливость, мужество и умеренность, с которыми связаны остальные добродетели.

 

 

Политика и право

Закон определяется как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печётся об общественности». Вечный закон, посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него. Естественный закон, принципом которого является основной постулат томистской этики — «надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать», известен в достаточной мере каждому человеку. Человеческий закон, конкретизирующий постулаты естественного закона (определяя, например, конкретную форму наказания за совершённое зло).

Исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений, может быть, при определённых условиях, изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага.

Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.

 

 

3. Пять доказательств бытия Бога

 

1. Доказательство  через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом, выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет всё остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство  через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство  через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство  от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство  через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

 

 

Зключение

 

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом.

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом», оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли.

В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. – М.:ВЛАДОС, 2000.

2. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. – М.: Гардарики, 2003.

4. Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут. – М.: Астрель, 2005.

5. Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.

6. Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). – М.: Кругъ, 2010.

 


Информация о работе Христианская философия Фомы Аквинского