Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:56, реферат
Характеризуя значение Платона и его философии для духовной культуры человечества, Гегель в «Лекциях по истории философии» писал: «Платон принадлежит к всемирно-историческим личностям, его философия представляет собою одно из тех всемирно-исторических творений, которые, начиная со времени их возникновения, оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход ее развития».
В этом отношении оказываются
Показательной в этой связи является оценка результатов платоновского подхода к эмпирической реальности крупнейшим физиком современности В. Гейзенбергом. Сравнивая понимание природы вещества, оснований материального мира, развиваемое Платоном, с тем, которое отстаивал Демокрит, он писал: «Мне думается, современная физика со всей определенностью решает вопрос в пользу Платона. Мельчайшие единицы материи в самом деле не физические объекты в обычном смысле слова, они суть формы, структуры или идеи в системе Платона»39.
Кроме того, напомним, что утопизм как настроенность ума и души был чужд Платону как личности, как философу и как гражданину. Он, по справедливому замечанию Виндельбанда, «принадлежит к тем, которые желают знать истину, чтобы осуществить ее»40. Оценка истинности и познавательных возможностей платоновской теории государственного устройства может быть, конечно, различной, но для превращения ее в утопию нет убедительных оснований. Напротив, имеются весомые основания утверждать ее исключительное значение для возникновения и развития политической науки. Современные политологи почему-то проходят мимо того обстоятельства, что метод познания социальных явлений, измененный Платоном в «Государстве», в сущности предвосхищает идеально-типическую методологию неокантианцев и М. Вебера, на что обратил внимание А. Лосев41 и что специально отмечали исследователи неокантианства, говоря, что Платон понимал идеи «также в смысле основоположений, на которых держится объективная достоверность и внутреннее единство научного знания. Эта концепция идеи составляет – согласно толкованию Марбургской школы – внутреннюю пружину Платонова идеализма. Истори-ческое и систематическое значение его поэтому должно быть учитываемо... по учению об идее – гипотезе как логической основе истинного знания. Платон – родоначальник того научного (подчеркнуто мною. – С. Г.) идеализма, который, снова возродившись в эпоху Ренессанса, проходит красною нитью через учения Декарта и Лейбница и, наконец, достигает своего «систематического завершения в лице Канта»42.
Действительно, Платон, по сути, разработал эталон государства как такового и дал на его основе идеально-типические характеристики различных политических режимов, создав тем самым для социально-политического познания объективный критерий изучения, классификации и совершенствования реально существующих политических форм. Именно на этом основано мощнейшее влияние теории Платона на весь ход развития политического познания вплоть до наших дней. Как отмечает современный немецкий исследователь К. Хюбнер: «Дефинитивное введение абстрактного мышления в политическую философию Платоном имело эпохальные последствия, с какими бы неправильно понятыми утопическими конструкциями оно ни связывалось»43.
1 Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 2. СПб., 1994. С. 116.
2 Богомолов, А. С. Античная философия. М., 1985. С. 166.
3 Тойнби, А. Постижение истории. М., 1991. С. 344.
4 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 145.
5 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 145.
6 Там же. С. 224.
7 Там же. С. 180.
8 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 357
9 Там же. С. 360.
10 Там же. С. 363.
11 Там же. С. 365.
12 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 365.
13 Там же. С. 373.
14 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 125.
15 Там же. С. 260.
16 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 365.
17 17. Асмус, В. Ф. Государство / Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 594.
18 Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 2. СПб., 1994. С. 199, 195–196.
19 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 226.
20 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 228.
21 Там же. С. 228.
22 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 203.
23 Там же. С. 207.
24 Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 602.
25 Асмус, В. Ф. Государство / Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 597.
26 Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 269–277; Богомо-лов, А. С. Античная философия. М., 1985. С. 180–187; Фролов, Э. Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 405–420.
27 Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 153.
28 См.: Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 207, 318–319.
29 Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 161.
30 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 710.
31 Асмус, В. Ф. Указ. соч. С. 591.
32 См.: Асмус, В. Ф. Указ. соч. С. 579–613.
33 Фролов, Э. Д. Факел Прометея. М., 1991. С. 413.
34 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 304.
35 Там же.
36 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 274–275.
37 Кант, И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 352, 351.
38 Кант, И. И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 353.
39 Гейзенберг, В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 118.
40 Виндельбанд, В. Платон. СПб., 1909. С. 172.
41 См.: Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 690–703.
42 Сеземан, В. Е. Теоретическая философия марбургской школы // Новые идеи в философии. Cб. V. M., 1913. С. 16.
43 Хюбнер, К. Нация. М., 2001. С. 24.