Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:18, доклад
В диалоге «Государство» Платон излагает в виде мифа учение о двух мирах: умопостигаемого и чувственного, деля каждый из них на две области - зрительных образов (или «теней») и области, где существуют все живые вещества, видимый мир. В мире умопостигаемого - область умопостигаемых предметов и область, которую душа следует, восходя от предпосылки к беспредпосылочному началу. Эти четыре области постигаемого строго соответствуют у Платона четырем видам познавательной деятельности души-разуму, рассудку, вере и уподоблению ( VI книге).
Идеальное государство Платона.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) –
философ Древней Греции, ученик Сократа,
основоположник идеалистического направления
в философии. Платон – первый древнегреческий
философ, оставивший после себя ряд философских
произведений, наиболее важными из которых
являются «Апология Сократа», «Пармелид»,
«Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
В диалоге «Государство» Платон
излагает в виде мифа учение о двух мирах:
умопостигаемого и чувственного, деля
каждый из них на две области - зрительных
образов (или «теней») и области, где существуют
все живые вещества, видимый мир. В мире
умопостигаемого - область умопостигаемых
предметов и область, которую душа следует,
восходя от предпосылки к беспредпосылочному
началу. Эти четыре области постигаемого
строго соответствуют у Платона четырем
видам познавательной деятельности души-разуму,
рассудку, вере и уподоблению ( VI книге).
А Х книга посвящена платоновскому учению
о круговороте душ. Итоговым здесь становится
призыв Платона соблюдать справедливость
вместе с разумностью, чтобы не осквернить
своей бессмертной души, держать всегда
вышнего пути и быть всегда « друзьями
самим себе и богу».
Платон говорил: «Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя», но все же считал возможным существование идеального государства. В диалоге он излагает свою политическую утопию. Спор в этом диалоге идет между Сократом (от имени которого выступает Платон) и софистами по поводу того, кому следует управлять государством. Софисты считают, что управлять государством может каждый, Сократ – только философ.
В правильно устроенном государстве сословий, или классов, должно быть три, считал Платон. По его мнению, общественная справедливость заключается в том, чтобы каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нем) повиновалось руководству высшего, не стремясь занять несвойственное ему место. Сословия он расположил следующим образом:
• Землевладельцы: их задача обеспечить снабжение государства необходимыми благами (пища, орудия труда и т.д.) Обучаются люди этого сословия при помощи ритуального песнопения и не должны вмешиваться в правление государством.
Помимо земледельцев Платон выделяет еще рабов. Но рабы для него – это люди, не входящие в состав проектируемого им идеального государства.
И вообще, по Платону, не должно быть рабов среди греков, но разве только среди варваров (V 469 b-с, 471 а). Рабский и порабощенный город является для Платона только аналогией рабской и порабощенной своими страстями души (IX 577 cd). Дурной человек находится в рабстве у своих наслаждений (VIII 561 с). Любитель золота "порабощает" лучшую часть своей души ее худшей частью (IX 589 е).
Дурной человек господствует над всеми своими желаниями, как над пустыми, в угоду сребролюбию (VIII 554 а; ср. IX 589 d). Переразвитые дети содержат в себе нечто, соответствующее только рабству (485 b). Ум не приобретается у того, кто не постарался приобрести его(VI 494 d). Науке нужно обучаться не рабски, но путем игры, поскольку "никакая насильственная наука не прочна" (VII 536 е). "Поражение и рабство" предпочитает побежденный страху смерти (III 386 b). Поработители оказываются среди грешников в мифе Эра (X в 15 b)[1]. Во всех этих диалогах раб является морально худым человеком, но ни на какое его экономическое использование нет и намека, а все поработители даже осуждаются.
Низшее сословие нисколько не пользуется со стороны Платона симпатиями. Всех этих земледельцев и ремесленников Платон скорее презирает, чем считает равными.
• Воины (стражи): на этом сословии лежит забота о безопасности государства, туда отбираются дети с хорошими физическими данными, обучаются в гимнасии трем предметам (гимнастике, математике и музыке)и только после этого считаются воинами. Платон считал, если воины не занимаются музыкой, то душа у них не может быть мужественной и рассудительной.
– Да, я замечал, что занимающиеся только гимнастикой становятся грубее, чем следует, а занимающиеся одним только мусическим искусством – настолько мягкими, что это их не украшает.
– А между тем грубость могла бы способствовать природной ярости духа и при правильном воспитании обратилась бы в мужество; но, конечно, чрезмерная грубость становится тяжкой и невыносимой.
– Да, мне так кажется.
– Что же? Разве кротость не будет свойством характеров, склонных к философии? Правда, излишняя кротость ведет к чрезмерной мягкости, но при хорошем воспитании она остается только кротостью и скромностью.
– Это так.
– А наши стражи, говорим мы, должны обладать обоими этими природными свойствами.[1] (III 410d e)
• Философы: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
– Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. e Вот почему я так долго не решался говорить, – я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие.[1] (V 473e)
Отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Получают образование после гимнасии у софистов, обучаются философии - умению делать общие выводы и рассуждения и ораторскому мастерству, и только по достижению 50 лет становятся правителями.
Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными различиями. Возможны лишь редкие переводы из сословия философов в сословие воинов и наоборот.
Устройство Спарты служило образцом для подражания у Платона. По его мнению, в любом государстве необходимо разделение труда, поэтому каждый человек должен заниматься своим делом или ремеслом и не лезть в чужие дела. При этом в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, и воины, чтобы защищать государство от врагов. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он не может воевать и не способен этому научиться никогда, он будет заниматься земледелием всю свою жизнь.[2]
Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолён раскол на богатых и бедных.
– Так, по-видимому, мы нашли для наших стражей еще что-то такое, че го надо всячески остерегаться, – как бы оно не проникло в государство незаметным для стражей образом.
– Что же это такое?
– Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств – к низостям и злодеяниям.[1](VI 422a)
Частной собственности в идеальном государстве не должны быть. «Никто не может обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости», - говорил Платон.
Особое отношение должно быть у воинов. Чтобы стражи постоянно была на высоте своих задач, вся их жизнь организуется на равенстве и коллективизме. Живут и питаются они сообща, как во время походов.
Так как частной собственности
нет, то и семья должна быть отменена, считает
Платон, потому что она создает противоположные
интересы и препятствует единству государства.
Жёны воинов должны быть общими, дети воинов
должны быть общими. Все это для получения
здорового потомства. Государство делает
так, что лучшие сходятся с лучшими, а худшие
с худшими. При этом потомство худших уничтожается,
а потомство лучших воспитывается. Женщине
разрешается иметь детей с 20 до 40 лет, мужчине
с 25 до 55 лет. А дети, рождённые вне этих
рамок, уничтожаются. Это мне кажется не
приемлемым, я считаю, что все имеют право
на жизнь и никто не смеет отбирать это
право.[2]
— Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.
— Да, мы в этом согласились.
— И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.
— Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве[1] (VIII 543а-543с).
Основные формы правления
Платон противопоставляет свое идеального
государства четырём «извращённым» формам
государственного устройства — демократии,
тирании, олигархии и тимократии (власти
военных).
Идеальное государство, в понимании Платона - это полис, т.е. небольшой город - государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в цели защиты государства. «Стало быть, мы дадим нашим стражам еще и такое задание: всячески следить за тем, чтобы наше государство было не слишком малым, но и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым.»[1](VI 423c)
Самой оптимальной Платон считал аристократию (управлять гос-вом должны знающие). Идеальное государство, по его мнению, является аристократией.
Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. «власть чести» – спартанский строй, «общество людей, соперничающих между собой и честолюбивых» [1]( VIII 545а). Он считает этот строй лучшим по сравнению с остальными тремя, однако, все-таки далеким от идеала. В государстве такого типа большое внимание уделяется гимнастике, однако уже заметно стремление к обогащению, что приводит к олигархии.
– Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении.
– Понимаю.
– Надо ли сперва остановиться на том, как тимократия переходит в олигархию?
– Да, конечно.
– Но ведь и слепому ясно, как совершается этот переход.
– Как?
– Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними: так поступают и сами богачи, и их жены.[1]( VIII 550d)
Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона приводит к ее перерождению в демократию.
«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.» [1](VIII 557a)
Платон дает демократии «сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью. Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен»
– В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, Или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?
– Пожалуй, но лишь ненадолго.[1](VIII 557e)
Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.
Тирания, по мнению Платона,
если некое действие делается слишком
сильно, то это приводит к противоположному
результату. Так и здесь: избыток
свободы при демократии приводит к
возникновению государства, вообще
не имеющего свободы, живущего по прихоти
одного человека - тирана.
Функциями идеального государства,
по мнению Платона, являлись:
• удовлетворение потребностей
• защитная
• воспитательная
Первейшая задача государственного строительства
– создание наилучших граждан, т.е. воспитание
и, более того, – выведение их породы. Философ-правитель
должен отбирать наиболее перспективных
производителей мужского и женского пола,
составлять самые подходящие пары и соединять
их в наиболее благоприятные сроки для
производства наилучшего потомства.
• духовная функция (развитие философии и науки)
Творчество Платона волнует умы уже 3 тысячелетия: его учения оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. В истории философии после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы ни спорили о Платоне, то восхваляя его, то принижая в каком-либо отношении.
Значение его в истории настолько велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и сейчас.
Список использованной литературы.
1. Платон. Государство