Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, кКанту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Содержание работы

Понятие феноменологии
История феноменологии
3
3
Феноменология Гуссерля
Биография Эдмунда Гуссерля
4
7
«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»
14
Библиографический список

Файлы: 1 файл

философия1.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ


Понятие феноменологии

История феноменологии

3

3

Феноменология Гуссерля

Биография Эдмунда Гуссерля

4

7

«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»

14

Библиографический список

17


 


Феноменология

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, кКанту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критикунатурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

История феноменологии


Основателем направления  был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.

Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных  интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии называют противоречивым); появление феноменологической психологии и психиатрии(Ф.Базалья, Л.Бинсвангер, Д.Г.Купер, Р.Д.Лэйнг, Е.Минковский, Ю.С.Савенко, Э.Страус, В. фон Гебсаттель, Г.Элленбергер,  К.Ясперс), этики (Шелер), эстетики (Ингарден, Дюфренн), права (Райнах) и социологии (феноменологическая социология  А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии (Ж.-П. Сартр, отчасти Н. Гартман), философии математики и естествознания, истории и метафизики (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер), герменевтики (Шпет); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».

Феноменология Гуссерля


Задачи феноменологии

Гуссерль выдвигает  цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной  онтологии), относящейся к «всеобъемлющему  единству сущего», которая имела  бы абсолютно строгое обоснование  и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним…  сущностным необходимостям», она тем  самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.

Метод феноменологии

Методами осуществления  феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

Феноменологические редукции делятся  на три вида. Во-первых, чистая феноменология  отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).

Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу». Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация). Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно у смотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании».

Осуществление феноменологического исследования

Первым методическим принципом, критерием действительности чего-либо является очевидность. Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания. Эти очевидности должны быть аподиктичными: очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказаться видимостью, иллюзией; «аподиктическая же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостоверяет бытие очевидных в ней вещей или связанных с ними обстоятельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрывается как простая немыслимость их небытия».

В существовании мира можно усомниться — это не аподиктическая очевидность. Проведение трансцендентально-феноменологической редукции (эпохе́), делая мир лишь опытом, феноменом, обнаруживает, что ему «в качестве самого по себе более первичного бытия предшествует бытие чистого ego и его cogitationes» (то есть чистого сознания и его переживаний, взятых как сущности). Это и есть искомая аподиктическая очевидность. После этого нужно установить дальнейшие абсолютные очевидности — «универсальную аподиктическую структуру опыта Я [трансцендентального опыта] (например, имманентную временную форму потока переживаний)». Таким образом, трансцендентальная феноменология — это наука о трансцендентальном ego и о том, «что заключено в нём самом» (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержания сознания) . Это трансцендентальная теория познания (в отличие от традиционной, где основной проблемой является проблема трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) —трансцендентальный идеализм.

 

 

Хроника жизни и творчества немецкого философа, основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (Edmund Husserl, 1859 - 1938).


1859

8 апреля в  Проснице (Мэрен, Австро-Венгерская  империя, ныне г. Простеев в  Чехии) в еврейской семье родился  Эдмунд Гуссерль.

1868

Посещает гимназию в Вене, год спустя переходит в немецкую гимназию в Оломоуце.

1876

Изучает астрономию, математику, физику и философию в  Лейпцигском университете.

1878

Переходит в  Берлинский университет, где изучает  математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена.

1881

Изучает математику в Вене.

1882

8 октября защищает  в Венском университете диссертацию  (Promotion) Beiträge zur Theorie der Variationsrechnung ("К теории вариационного исчисления") у Лео Кёнигсбергера. 
Изучает философию у Франца Брентано (Вена).

1883

Получает место  доктора философии (23 января) и приват-ассистента при Вейерштрассе (летний семестр).

1884

24 апреля умирает  отец Э. Гуссерля. 
В 1884-1886 гг. продолжает философское обучение в Вене у Брентано.

1886

Переезд в Галле для подготовки габилитационной работы у одного из старших учеников Брентано - Карла Штумпфа.

1887

Защищает в  университете Галле диссертацию (Habilitation) Über den Begriff der Zahl ("О понятии числа. Психологические анализы"). 
Здесь же  в качестве приватдоцента начинает свою академическую карьеру. 24 октября выступает с инаугурационной лекцией Die Ziele und Aufgaben der Methaphysik ("Цели и задачи метафизики"). 
6 августа женится на Мальвине Штайншнайдер (Steinschneider).

1891

Публикует свою первую большую работу - "Философия  арифметики. Психологические и логические исследования". 
18 июля "Письмо Фреге". 1891-1897 публикует ряд статей по логике.

1900

2 мая в Журнале  философских исследований публикует статью Über psychologische Begründung der Logik ("О психологическом обосновании логики"). 
Выходит первая часть "Логических исследований" - Пролегомены к чистой логике, содержащие критику психологизма в логике и проект "чистой логики". Пересмотр ранних убеждений.

1901

Встреча с Максом Шелером. 
Выходит вторая часть "Логических исследований" - Исследования по феноменологии и теории познания. Возникновение концепции феноменологии. 
В сентябре переезжает в Геттинген и становится экстраординарным профессором в местном университете (геттингенский период: 1901-1916).

1904

Встреча с Теодором Липпсом и его студентами в  Мюнхене.

1905

Встреча с Вильгельмом  Дильтеем в Берлине.

1906

Становится  ординарным профессором философии в Гёттингене. 
1906-1907 читает курс лекций Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie ("Введение в логику и теорию познания")

1907

"Идея феноменологии.  Пять лекций" (лекции изданы посмертно; русский перевод в журнале "Ступени", СПб., 1991) - переход к трансцендентальной феноменологии, учение оредукции. 
Читает лекции Ding und Raum ("Вещь и пространство").

1908

В летнем семестре читает курс лекций о теории значения. 
В 1908-1914 читает лекции по этике и теории ценностей.

1909

Визит неокантианца Пауля Наторпа.

1910

Гуссерль начинает сотрудничать в качестве редактора  в русско-немецком философском журнале  Логос (вместе с Г. Риккертом). 
Лекции Grundprobleme der Phänomenologie 1910/11 ("Основные проблемы феноменологии").

1911

В первом номере Логоса выходит программная статья Гуссерля "Философия как строгая наука". Критика различных форм релятивизма в философии (натурализм, историцизм, психологизм) и задача превращения философии в универсальную строгую науку, способную на аподиктическое познание основ сущего.

1912

Основание Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung (Ежегодник по философии и феноменологическим исследованиям). Главный редактор - Э. Гуссерль. В состав редколлегии входят: М. Гайгер, А. Пфендер, А. Райнах. Издавался до 1930 года.

1913

В первом выпуске  Ежегодника появляются "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая: Общее введение в чистую феноменологию" - закрепление перехода на трансцендентальные позиции, разработкафеноменологической методологии. Работа над второй и третьей книгами, которые посвящены проблемамконституции и феноменологическим основаниям наук. 
Второе, частично исправленное (в свете нового понимания феноменологии), издание 1 части II тома "Логических исследований". 
Визит Карла Ясперса к Гуссерлю.

1915

Письмо Хуго Мюнстербергу.

1916

5 января - назначение  на должность профессора философии Фрайбургского университета в качестве преемника Г. Риккерта. 
8 марта на полях Первой мировой войны погибает сын Гуссерля Вольфганг. 
1 апреля - переезд во Фрайбург-им-Брайзгау.

1917

3 мая Гуссерль  выступает во Фрайбургском университете  с инаугурационной лекцией Die reine Phänomenologie, ihr Forschungsgebiet und ihre Methode("Чистая феноменология: область ее исследований и ее метод"). 
На войне ранен сын Гуссерля Герхарт. 
В июле умирает мать Гуссерля. 
1817-1818 читает курс лекций Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie ("Логика и общая теория науки"). 
6 декабря в газете Frankfurter Zeitung публикует некролог "Адольф Райнах".

1918

1918-1919 - Основание  "Фрайбургского феноменологического  общества". 
1918-1926 - Лекции и исследования Analysen zur passiven Synthesis ("Анализы пассивных синтезов").

1919

В сборнике Оскара Крауса публикует статьюErinnerungen an Franz Brentano ("Воспоминания о Франце Брентано"). 
4 сентября пишет письмо Арнольду Мецгеру.

1921

В 1921-1922 выходит  вторая, переработанная, редакция 2 части II тома "Логических исследований" (VI Иссл.) - переосмысление Гуссерлем своих ранних феноменологических взглядов. 
Второе издание "Идей к чистой феноменологии".

1922

В июне читает цикл лекций в Университетском колледже Лондона Phänomenologische Methode und Phänomenologische Philosophie ("Феноменологический метод и феноменологическая философия"). Встречи в Англии с Уордом, Стаутом и Муром.

1923

1924

В 1923-1924 публикует  статьи в японских журналах. Интерес  к сравнению культур запада и  востока, а также к восточным учениям, в частности, буддизму.

1925

В летнем семестре читает курс лекцийPhänomenologische Psychologie ("Феноменологическая психология").

1926

В день рождения Гуссерля М. Хайдеггер представляет ему свою рукопись "Бытия и времени" с посвящением "Эдмунду Гуссерлю в почитании и дружбе". Подготовка рукописи к изданию.

1927

Публикация  в Ежегоднике "Бытия и времени" Хайдеггера. Начало осмысления его философии. Заметки на полях трактата. 
1927-1928: подготовка при участии Хайдеггера статьи "Феноменология" для Британской энциклопедии.

1928

31 марта Гуссерль  выходит на пенсию. Его кафедру  занимает Хайдеггер. 
Приезжает в Берлин для участия в праздновании 80-летия Штумпфа. 
В апреле выступает с докладами в Амстердаме: Phänomenologie und Psychologie. Transzendentale Phänomenologie ("Феноменология и психология. Трансцендентальная феноменология", "Амстердамские доклады"). 
В Ежегоднике под редакцией Хайдеггера публикуются "Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени". 
Гуссерль становится почетным иностранным членом американской Академии наук и искусств.

1929

23 и 24 февраля  по приглашению L'institut d'Études germaniques и Société française выступает в сдокладами в Париже. Встречи с Леви-Брюлем, Мейерсоном, Койре, Левинасом. 
8 апреля, в день своего семидесятилетия, Гуссерль получает из рук Хайдеггера посвященный ему Юбилейный сборник. 
В июле в Ежегоднике публикуется работа Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft ("Формальная и трансцендентальная логика. Опыт критики логического разума"). 
В 14 издании Британской энциклопедии появляется статья Гуссерля "Феноменология".

1930

В Ежегоднике Гуссерль публикует "Послесловие к моим 'Идеям к чистой феноменологии  и феноменологической философии'", которое потом в качестве предисловия  автора было включено в английский перевод "Идей" 1931 года. 
В целом подготовлены вторая и третья книги "Идей" - "Феноменологические исследования конституции" и "Феноменология и фундаменты наук" (изданы посмертно).

1931

В июне Гуссерль читает лекции "Феноменология и  антропология" во Франкфурте, в Берлине и Галле. 
Во Франции выходят Méditations cartésiennes. Introduction à la phénoménologie ("Картезианские размышления. Введение в феноменологию"). Особое внимание в книге уделяется проблемам интерсубъективности.

1932

Избирается  членом-корреспондентом Академии моральных  и политических наук Института Франции. 
15 апреля: письмо А. Гурвичу.

1933

После прихода  к власти национал-социалистов начинает сталкиваться с серьезными препятствиями для продолжения своей работы. Для начала Гуссерля отправляют в отпуск. 
В ноябре не принимает приглашение занять кафедру в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США).

1934

1934-1937 работает над книгой "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология".  
Пишет предисловие к сочинению своего ассистента Ойгена Финка Die phänomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwärtigen Kritik("Феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля в свете современной критики"). 
7-9 мая: Grundlegende Untersuchungen zum phänomenologischen Ursprung der Räumlichkeit der Natur("Основополагающие разыскания феноменологического истока пространственности природы"). 
В августе приглашается принять участие в 8 Международном философском конгрессе в Праге.

1935

7 и 10 мая в  Вене читает лекции Die Philosophie in der Krisis der europäischen Menschheit ("Кризис европейского человечества и философия"). 
14 и 15 ноября выступает в Праге с докладами Die Psychologie in der Krise der europäischen Wissenschaft ("Кризис европейских наук и психология"). 
Становится членом-корреспондентом Британской академии.

1936

15 января лишается  права преподавания в Германии. 
24 января в Белграде выходит "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию", где Гуссерль, превозмогая себя, пытается еще раз возобновить поиск путей в феноменологию. Учение о жизненном мире; его забвение в объективирующем предприятии науки расценивается как кризис.

1937

8 июня нацистские  власти не позволяют Гуссерлю  принять участие в 9 Международном  философском конгрессе в Париже.

1938

27 апреля во  Фрайбурге, после тяжелой болезни,  Эдмунд Гуссерль скончался. 
Вдова Мальвина Гуссерль передает архив философа (40 тыс. листов стенографических рукописей) пастору Герману Лео ван Бреда, который переправляет его в Бельгию.


 

Идеи  к чистой феноменологии и феноменологической философии

 «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (нем. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie,1913), или «Идеи I», — философский трактат Э. Гуссерля, наиболее полное и последовательное изложение основ его феноменологического учения.

Полное название книги — «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию»; она также часто упоминается под названием «Идеи I».

Книга была впервые  опубликована в 1913 году, в первом номере «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям» и одновременно отдельным изданием в издательстве Макса Нимейера.

Гуссерлем были задуманы и готовились ещё две  книги «Идей», «Идеи II» даже были дважды подготовлены к печати ассистентами Гуссерля, но обе эти редакции не удовлетворили Гуссерля; «Идеи II» и «Идеи III» были опубликованы лишь посмертно, в «Гуссерлиане». Они известны значительно меньше, чем «Идеи I».

Хотя «Идеи I»  вызревали у Гуссерля в течение  более десятилятия, сам текст  был написан, по его собственным  словам, «в течение 6 недель, без набросков, которые послужили бы основой, словно бы в трансе».

Первый перевод  книги — на английский язык — был выполнен в 1931 году.

Часть учеников Гуссерля расценила его новые  концепции, сформулированные в книге, как отход от принципов, высказанных им ранее в «Логических исследованиях». Роман Ингарден вспоминал о впечатлении, произведённом выходом «Идей I»: «На семинаре 1913/1914 гг. мы читали их вместе с Гуссерлем и слушали его комментарии к этой книге. И там, на семинаре, возникло определенное удивление. Это было не то, что мы ожидали. Вдруг мы читаем такие положения: „Если мы вычеркиваем чистое сознание, то мы вычеркиваем мир“; „Если нет чистого сознания, то нет и мира“. Гуссерль многие годы учил нас: назад, к вещам, к конкретному, не к абстрактному, не к теориям и т. д.! Ближе к конкретному! — таков был лозунг». Вместо этого в «Идеях I» разворачивается учение о трансцендентальной редукции, выводящей к чистому сознанию и чистому Я.

Основное содержание «Идей I» составляют:

  1. Понятия сущности и созерцания сущности (идеации), в том числе описание материальных и формальных, самостоятельных и несамостоятельных сущностей.
  2. Понятие феноменологии как науки о раскрываемом в непосредственном созерцании (идеации) априори, занимающейся его дескриптивным познанием в трансцендентально чистом сознании (то есть в модусе трансцендентальной редукции).
  3. Учение о естественной установке и её выключении —феноменологической эпохé; и о феноменологических редукциях — эйдетической и трансцендентальной.
  4. Понятие интенциональности; учение об интенциональной природе сознания, интенциональных и неинтенциональных переживаниях. Представление о рефлексии, вскрывающей интенциональную природу содержаний сознания.
  5. Учение об интенциональной структуре сознания — ноэзисе и ноэме. В частности, рассматриваются основополагающие для феноменологии характеристики (способы полагания) переживаний сознания: восприятие, фантазия, модус нейтральности.

 

Библиографический список

  1. Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера / Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998
  2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Москва, 1994
  3. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. Москва, 1999
  4. Молчанов В. И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля / Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983
  5. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. Москва, 2007
  6. Херрманн фон Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997
  7. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков, 2003
  8. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996

 


Информация о работе Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии