Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:20, реферат
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, кКанту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Понятие феноменологии
История феноменологии
3
3
Феноменология Гуссерля
Биография Эдмунда Гуссерля
4
7
«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»
14
Библиографический список
Понятие феноменологииИстория феноменологии |
3 |
3 | |
Феноменология ГуссерляБиография Эдмунда Гуссерля |
4 |
7 | |
«Идеи к чистой
феноменологии и |
14 |
Библиографический список |
17 |
Феноменоло́гия (нем. Phänomeno
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, кКанту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Выявление чистого сознания предполагает
предварительную критикунатурал
Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.
Главные моменты в развитии феноменологии:
возникновение её многообразных
интерпретаций и противостояние
её основных вариантов, учений Гуссерля
и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии
называют противоречивым); появление феноменологической
психологии и психиатрии(Ф.
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит
в систему априорное в
Методами осуществления
феноменологического
Непосредственное созерцание,
как метод феноменологии, означает,
что последняя является дескрип
Феноменологические редукции делятся
на три вида. Во-первых, чистая феноменология
отвлекается от естественной
установки, то есть наивной погружённости во внешний
мир, и сосредоточивает внимание на самом
акте (переживании) сознания, в котором
мир нам даётся (феноменолого-психологическая
редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти
переживания сознания не как конкретные
факты, а как идеальные сущности (эйдетическ
Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу». Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация). Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно у смотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании».
Первым методическим принципом, критерием действительности чего-либо является очевидность. Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания. Эти очевидности должны быть аподиктичными: очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказаться видимостью, иллюзией; «аподиктическая же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостоверяет бытие очевидных в ней вещей или связанных с ними обстоятельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрывается как простая немыслимость их небытия».
В существовании мира
можно усомниться — это не аподиктическая
очевидность. Проведение трансцендентально-
Хроника жизни и творчества немецкого философа, основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (Edmund Husserl, 1859 - 1938).
1859 |
8 апреля в
Проснице (Мэрен, Австро-Венгерская
империя, ныне г. Простеев в
Чехии) в еврейской семье |
1868 |
Посещает гимназию в Вене, год спустя переходит в немецкую гимназию в Оломоуце. |
1876 |
Изучает астрономию, математику, физику и философию в Лейпцигском университете. |
1878 |
Переходит в Берлинский университет, где изучает математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена. |
1881 |
Изучает математику в Вене. |
1882 |
8 октября защищает
в Венском университете |
1883 |
Получает место доктора философии (23 января) и приват-ассистента при Вейерштрассе (летний семестр). |
1884 |
24 апреля умирает
отец Э. Гуссерля. |
1886 |
Переезд в Галле для подготовки габилитационной работы у одного из старших учеников Брентано - Карла Штумпфа. |
1887 |
Защищает в
университете Галле диссертацию (Habilitation) Über den Begriff der Zahl ("О понятии числа. Психологические
анализы"). |
1891 |
Публикует свою
первую большую работу - "Философия
арифметики. Психологические и логические
исследования". |
1900 |
2 мая в Журнале
философских исследований публикует статью Über psychologische Begründung
der Logik ("О психологическом обосновании
логики"). |
1901 |
Встреча с Максом
Шелером. |
1904 |
Встреча с Теодором Липпсом и его студентами в Мюнхене. |
1905 |
Встреча с Вильгельмом Дильтеем в Берлине. |
1906 |
Становится
ординарным профессором философии
в Гёттингене. |
1907 |
"Идея феноменологии.
Пять лекций" (лекции изданы посмертно;
русский перевод в журнале "Ступени",
СПб., 1991) - переход к трансцендентальной
феноменологии, учение оредукции. |
1908 |
В летнем семестре
читает курс лекций о теории значения. |
1909 |
Визит неокантианца Пауля Наторпа. |
1910 |
Гуссерль начинает
сотрудничать в качестве редактора
в русско-немецком философском журнале
Логос (вместе с Г. Риккертом). |
1911 |
В первом номере Логоса выходит программная статья Гуссерля "Философия как строгая наука". Критика различных форм релятивизма в философии (натурализм, историцизм, психологизм) и задача превращения философии в универсальную строгую науку, способную на аподиктическое познание основ сущего. |
1912 |
Основание Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung (Ежегодник по философии и феноменологическим исследованиям). Главный редактор - Э. Гуссерль. В состав редколлегии входят: М. Гайгер, А. Пфендер, А. Райнах. Издавался до 1930 года. |
1913 |
В первом выпуске
Ежегодника появляются "Идеи к чистой феноменологии
и феноменологической философии. Книга
первая: Общее введение в чистую феноменологию" - закрепление перехода
на трансцендентальные позиции, разработкафеноменологической методологии. Работа над второй и третьей
книгами, которые посвящены проблемамконституции и феноменологическим основаниям
наук. |
1915 |
Письмо Хуго Мюнстербергу. |
1916 |
5 января - назначение
на должность профессора филосо |
1917 |
3 мая Гуссерль
выступает во Фрайбургском |
1918 |
1918-1919 - Основание
"Фрайбургского |
1919 |
В сборнике Оскара
Крауса публикует статьюErinnerungen an Franz Brentano ("Воспоминания о Франце Брентано"). |
1921 |
В 1921-1922 выходит
вторая, переработанная, редакция 2 части II тома "Логических
исследований" (VI Иссл.) - переосмысление
Гуссерлем своих ранних феноменологических
взглядов. |
1922 |
В июне читает цикл
лекций в Университетском колледже
Лондона Phänomenologische Methode und
Phänomenologische Philosophie (" |
1923 1924 |
В 1923-1924 публикует статьи в японских журналах. Интерес к сравнению культур запада и востока, а также к восточным учениям, в частности, буддизму. |
1925 |
В летнем семестре
читает курс лекцийPhänomenologische Psychologie (" |
1926 |
В день рождения Гуссерля М. Хайдеггер представляет ему свою рукопись "Бытия и времени" с посвящением "Эдмунду Гуссерлю в почитании и дружбе". Подготовка рукописи к изданию. |
1927 |
Публикация
в Ежегоднике "Бытия и времени" Хайдеггера. Начало осмысления
его философии. Заметки на полях трактата. |
1928 |
31 марта Гуссерль
выходит на пенсию. Его кафедру
занимает Хайдеггер. |
1929 |
23 и 24 февраля
по приглашению L'institut d'Études germaniques
и Société française выступает в сдокладами в Париже. Встречи с Леви-Брюлем, Мейерсоном,
Койре, Левинасом. |
1930 |
В Ежегоднике Гуссерль
публикует "Послесловие к моим
'Идеям к чистой феноменологии
и феноменологической философии'",
которое потом в качестве предисловия
автора было включено в английский
перевод "Идей" 1931 года. |
1931 |
В июне Гуссерль
читает лекции "Феноменология и
антропология" во Франкфурте, в Берлине и Галле. |
1932 |
Избирается
членом-корреспондентом |
1933 |
После прихода
к власти национал-социалистов начинает сталкиваться
с серьезными препятствиями для продолжения
своей работы. Для начала Гуссерля отправляют
в отпуск. |
1934 |
1934-1937 работает над книгой "Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология". |
1935 |
7 и 10 мая в
Вене читает лекции Die Philosophie in der Krisis
der europäischen Menschheit ("Кризис европейского человечества
и философия"). |
1936 |
15 января лишается
права преподавания в Германии. |
1937 |
8 июня нацистские
власти не позволяют Гуссерлю
принять участие в 9 Международном
философском конгрессе в |
1938 |
27 апреля во
Фрайбурге, после тяжелой |
Идеи
к чистой феноменологии и
«Идеи к чистой феноменологии
и феноменологической философии» (нем. Ideen zu einer reinen Phänomenologie
und phänomenologischen Philosophie,1913), или «Идеи I», — философский
трактат Э. Гуссерля, наиболее полное и последовательное
изложение основ его феноменологического учения
Полное название книги — «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию»; она также часто упоминается под названием «Идеи I».
Книга была впервые опубликована в 1913 году, в первом номере «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям» и одновременно отдельным изданием в издательстве Макса Нимейера.
Гуссерлем были задуманы и готовились ещё две книги «Идей», «Идеи II» даже были дважды подготовлены к печати ассистентами Гуссерля, но обе эти редакции не удовлетворили Гуссерля; «Идеи II» и «Идеи III» были опубликованы лишь посмертно, в «Гуссерлиане». Они известны значительно меньше, чем «Идеи I».
Хотя «Идеи I» вызревали у Гуссерля в течение более десятилятия, сам текст был написан, по его собственным словам, «в течение 6 недель, без набросков, которые послужили бы основой, словно бы в трансе».
Первый перевод книги — на английский язык — был выполнен в 1931 году.
Часть учеников Гуссерля расценила его новые концепции, сформулированные в книге, как отход от принципов, высказанных им ранее в «Логических исследованиях». Роман Ингарден вспоминал о впечатлении, произведённом выходом «Идей I»: «На семинаре 1913/1914 гг. мы читали их вместе с Гуссерлем и слушали его комментарии к этой книге. И там, на семинаре, возникло определенное удивление. Это было не то, что мы ожидали. Вдруг мы читаем такие положения: „Если мы вычеркиваем чистое сознание, то мы вычеркиваем мир“; „Если нет чистого сознания, то нет и мира“. Гуссерль многие годы учил нас: назад, к вещам, к конкретному, не к абстрактному, не к теориям и т. д.! Ближе к конкретному! — таков был лозунг». Вместо этого в «Идеях I» разворачивается учение о трансцендентальной редукции, выводящей к чистому сознанию и чистому Я.
Основное содержание «Идей I» составляют:
Библиографический список
Информация о работе Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии