Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:28, доклад
Рационализм Нового времени - это направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противоположностью рационализма является эмпиризм, понимаемый как убеждение, что чувственный опыт есть единственный источник знания. Термин рационализм используется для обозначения и характеристики философской концепции, начиная с 19 века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувств, восприятия), усматривал в разуме критериев истины.
Введение
1. Основные идеи рационализма философов Нового времени
1.1. Рене Декарт
1.2. Бенедикт (Борух) Спиноза
1.3. Готфрид Лейбниц
1.4. Френсис Бекон Веруламский
1.5. Томас Гоббс
1.6. Джон Локк
Заключение
Список использованных источников
Предметом познания, говорил Бекон, есть и может быть только природа, особенно - ее физические особенности и состояние. Из области научных исследований и научных знаний он исключал сверхъестественное (Бога, чудеса, потусторонний мир), поскольку оно держится не на проверяемых знаниях, а на бездоказательной вере. В этом отношении Бекон был сторонником и одним из создателей широко известной в истории философской мысли "Теории двойственной истины", согласно которой между религией и наукой нет ничего общего. Их, Религию и Науку, можно уподобить двум геометрическим плоскостям, которые нигде не пересекаются друг с другом. Истины религии не могут быть проверены и доказаны наукой, а религия не может и не должна решать научных проблем. Религиозные положения воспринимаются за истины в области религиозной веры, а научные положения воспринимаются за истину при помощи разума, на основе опыта и критического анализа полученных данных. Для науки, говорил Бекон, важнейшее значение имеет поиск и выявление материальных причин исследуемых процессов и явлений.
Много исследователей истории философской мысли считают Френсиса Бекона родоначальником научного материализма и сторонником эмпирических исследований. Не отрицая в целом такой оценки, следует все же заметить, что Бекон придавал важное значение религии в постижении мира сверхъестественного ("мира горнего", как говорится в русской богословской литературе) и в моральном воспитании человека. Будучи вообще страстным сторонником эмпирического исследования, философ не замыкался на эмпиризме. Он придавал большое значение рационализму в деле обобщения накопленных опытных данных. Ограниченных эмпириков он уподоблял муравьям, которые при построении муравейника тянут в одну кучу разнообразные листики, палочки, комочки; а голых рационалистов - паукам которые для построения сети тянут паутину из своего заднего прохода. Настоящий же ученый, по словам Бекона, подобен пчеле, которая собирает нектар из разных цветов, потом перерабатывает его в себе и таким образом предлагает нам высококачественный мед.
По мнению Френсиса Бекона, аристотелевская силлогистика, дедуктивное мышление, не может в новых условиях обогащать нас новыми знаниями. Для этого нам нужно мышление индуктивное. Настоящим создателем Индукции, как одной из форм логического мышления и логического умозаключения, стал именно Френсис Бекон Веруламский. Философ обнаружил специфику и место анализа в научном познании и логическом исследовании. Он даже предложил руководствоваться при этом методом Таблиц, которые должны фиксировать в исследуемых явлениях показатели отрицания, показатели сравнений, показатели прерогатив, что до сих пор используется в научных обобщениях.
В сочинении "Новая Атлантида" Бекон описал, по его мнению, идеальное общество, в котором могли бы счастливо жить разные группы населения под руководством и по указаниям мудрецов - "Дома Соломона".
Таким образом, Бэкон идет путем, отличным как от чистого эмпиризма, так и от чистого рационализма.
1.5 . Томас Гоббс (1588 - 1679)
Гоббс родился в семье священника и воспитывался в духе религиозно-идеалистического мировоззрения, хотя как философ стал материалистом и убежденным атеистом. Он считал духовенство главной причиной общественных споров и невежества масс населения. Но Гоббс не отрицал тогда положительной роли религии в моральном воспитании, религии - как эффективного орудия управления верующими.
За свою длинную,
92-х-летнюю, жизнь Томас Гоббс
написал много научных и
Гоббс придавал
большое значение науке, поскольку
она единственная дает нам возможность
предвидеть, следовательно эффективно
действовать. Указывая на несомненно положительные
в его время последствия
Среди всех
наук Гоббс выделял геометрию, методами
которой считал возможным наиболее
убедительно и доступно для всех
изложить всю систему человеческих
знаний. Геометрический, сугубо рационалистический,
метод изложения и
Как и Френсис Бекон, Томас Гоббс важнейшей задачей философии считал создание нового метода постижения истины. Но в отличие от Бекона Гоббс считает, что таким методом может быть только рациональное мышление - Логика. Он пишет: "Логикой мы зажигаем Разум". Для него философское мышление совпадает с мышлением рациональным, логическим. "Философия, - писал он, - это рациональное мышление".
Будучи рационалистом, Гоббс в тоже время был последовательным материалистом. Материя, по его учению, является высшей и единственной "субстанцией", которая отражается в сознании человека. Поскольку Гоббс признавал существования только единой, неделимой и доминирующей в мире основы мира, то с этой точки зрения он был, в отличие от современного Декарта, последовательным монистом. В связи с учением о материи он беспощадно критикует Декарта за допущение последним кроме субстанции материальной еще и субстанции духовной. Здесь же Гоббс подвергает критике доказательства существования Бога, которое излагал его великий французский современник Рене Декарт.
Он утверждал, что с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на другой – человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию – сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом. Например: комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара.
Многократно
воспринимая предметы, человек закрепляет
восприятие в памяти, он может припоминать
восприятие и образ в отсутствии
предмета – так возникает представление.
Т.е ощущение, восприятия, представления
предстают в виде совершенно независимых,
последовательно примыкающих
Заключение
Настоящая работа была посвящена теме рационализм в философии Нового времени. Объектом данной работы является идеи рационализма в философии Нового времени , предметом- идеи рационализма в философии Нового времени. Цель работы состояла в исследовании идеи рационализма в философии Нового времени.
На основании исследования можно сделать следующие выводы:
1. Характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
- на начальной стадии
развития неприятие
2. Рационализм Нового времени - это направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противоположностью рационализма является эмпиризм
3. Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Список используемых источников и литературы