Идеи Сократа (469/470 – 399 г.г. до н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:15, реферат

Описание работы

Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”». Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.

Файлы: 1 файл

Идеи Сократа(философия).docx

— 19.12 Кб (Скачать файл)

Сократ (469/470 – 399 г.г. до н.э.)

Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”» [Диоген Лаэртский].

Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.

Общее содержание философствования Сократа. Сократа называют первым философом  в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее  мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приемы.

Своей философской целью Сократ провозгласил выработку такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Основными направлениями философствования Сократа были: поиск общего в вещах (гносеология); поиск общезначимых принципов человеческого (нравственного, добродетельного) поведения (этика).

Причем именно в связи с поиском  этических максим Сократ искал такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Аристотель указывал, что  Сократ первым стал прибегать к определениям и пользоваться индукцией (приемом  вывода общих суждений из частных  утверждений).

Сократ открыл следующее: В рамках гносеологии был открыт новый метод знания: индуктивно-диалектический. Этот метод заключается в восхождении от единичного к общему посредством систематического сопоставления единичных случаев проявления общего; путь достижения истинного знания – преодоление неполных или ложных частных представлений, результат – вывод (определение) общего понятия; общее понятие выводится у Сократа индуктивно-диалектически, в ходе диалога.

Диалог Сократ использовал как  форму диалектического движения к истине. Диалектика у Сократа  – метод достижения истины через  обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Сократ выступал виртуозным режиссером диалектической беседы (диалога). Он говорил, что его задача заключается в  выяснении для других их собственных  мыслей. Он выражал это сравнением своей миссии с профессией повитухи. То, что делала она для рожениц, он старался делать для людей, «чреватых» идеями. Он был «акушером» идей. Помогая их рождению, извлекая их из недр человеческих душ, он исследовал их, чтобы знать, насколько они способны к жизни, и если они были истинны, он встречал их с радостью, если ложны – уничтожал их (обличал как заблуждения).

Учение о методе познания. Сократовский метод обнаружения истины был систематичным и последовательным. Он включал в себя следующие шаги (части).

1. Ирония: такая постановка вопроса,  при которой привычные знания  собеседника разрушаются.

2. Майевтика («искусство повивальной бабки»): такая постановка вопроса, в ходе которой оказывается помощь в рождении нового, истинного знания.

3. Индукция («наведение»): с помощью  индукции образуются взаимоисключающие  мнения; выбираются те, которые все  более приближаются друг к  другу, и т.о. вырабатывается  общее мнение. Противоречие –  у Сократа играет вспомогательную  роль («предостерегающий сигнал»).

4. Определение понятий: уровень  обобщения.

Такой метод познания был эффективен прежде всего в контексте сократовской трактовки знания как припоминания. Знание заключено в человеке в виде врожденного свойства. Оно актуализуется в столкновении с конкретными обстоятельствами. Осознание истин, пробуждающихся в глубине собственного существа, – необходимая работа каждой человеческой души. Сократ, как правило, оказывал помощь тем, кто пренебрегал этой работой.

Основанием такого учения о знании служила дуалистическая антропология. Сократ утверждал смертность тела и бессмертие души, следуя в этих взглядах орфической традиции.

В рамках этики был открыт новый  предмет философского знания: принципы и мотивы поведения людей (основания  нравственности). Это важнее, чем  исследование природы мира, т.к. познанию мира должно предшествовать самопознание – исследование природы самого познающего и его познавательной способности.

Этика Сократа была рационалистичной. Единственным оправданием (мотивом) познания объявлялось стремление к благу. Сократ был убежден, что люди никогда  не делают зло сознательно; спасение же от невольного зла – в познании истины, которая и есть благо. Законы доброго поведения заложены в самой душе человека. Их познание – естественное условие достижения блага. Исследуя механизмы собственного злого и доброго поведения, обнаруживая благо в основании собственной души, человек избавляется от ошибок (незнания) и осуществляется подлинно – добродетельно. Так Сократ разрешал парадокс человеческой природы, хорошо сформулированный Апулеем: «благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» [«Метаморфозы»].

Итак, знание, по Сократу, является достаточным  условием нравственности. Человек, знающий  истину (благо), не сможет поступать  вопреки ей.

Учение о добродетелях. Основные добродетели, по Сократу: справедливость – знание, как выполнять человеческие и божественные законы; мужество – знание, как преодолевать страх; умеренность – знание, как обуздывать, ограничивать свои страсти.

Общий смысл философии Сократа. Общую идею Сократа можно было бы сформулировать так. Истина есть. Она  – подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает  человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной  жизни.

Сократ: закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии; поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий, которые станут основными смысловыми единицами классического рационального философствования; связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм).

В целом – впервые открыл и  продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания.

Ирония [греч. έιρωνεία] – философская (и эстетическая) категория, обозначающая момент диалектического (само-)выявления смысла (истины) через противоположное, иное. Значение термина «ирония» вырастает из греч. εϊρων [«ироник»] – притворщик, что означает человека, который говорит не то, что думает, – часто с интонацией самоумаления, самоуничижения. Этот термин стал техническим обозначением одного из элементов сократического метода постижения истины. Чтобы вынудить собеседника дойти до дна своей души, найти истину и освободиться от ошибок, Сократ пускался на хитрости, но, переодеваясь в шута, достигал целей вполне серьезных.

 

Философские взгляды Сократа.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Он был убежден, что избран Богом и приставлен к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать ему впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном совершенствовании. Многие видные афинянине не могли простить Сократу того, что он указывал на несправедливости, ими совершаемые. Формы этического рационализма: проблема выбора критериев выбора I метод фактич. установление статуса понятий "Истина" и "Ложь", этапы беседы. Начиная с Сократа, стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности.

Выступая против софистов, Сократ в то же время в своих взглядах выражал те особенности философской  деятельности, которые были характерны для софистов. Прежде всего, Сократа  сближала с софистами гуманистическая, человековедческая направленность его интересов. Познание природы он полагал делом ненужным и безбожным. Философия должна заниматься рассмотрением человека, его нравственных качеств. Но в отличие от софистов все внимание Сократа сосредоточивается не на человеке чувствующем, а на человеке нравственном и познающем. Кроме того, Сократа отличала от софистов вера в существование объектной истины и в возможность ее отыскания.

Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Девиз "Познай самого себя" становится главным девизом  его философии. Познать самого себя означало для Сократа познать  себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа  неотделима от знания. Добродетель - это  знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден  в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это  по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирождено человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод, посредством которого развиваются, обосновываются этические понятия.

Сократ не сообщал своим ученикам никакого знания, да и не мог этого  сделать, ибо говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Это утверждение следует рассматривать в связи не столько с человеческим знанием, сколько с божественным. В сравнении себя со всеведущим Богом очевидной становится вся ничтожность человеческого знания, в том числе и его, Сократа, мудрости. Среди сократических школ наибольшую известность получили киническая (циническая) и гедонистическая. Символом движения киников стал Диоген (ум. ок. 330-320 гг. до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке и днем среди толпы с фонарем искал того, кого мог бы назвать человеком.


Информация о работе Идеи Сократа (469/470 – 399 г.г. до н.э.)