Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:15, реферат
Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”». Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.
Сократ (469/470 – 399 г.г. до н.э.)
Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”» [Диоген Лаэртский].
Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.
Общее содержание философствования Сократа. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приемы.
Своей философской целью Сократ
провозгласил выработку такого знания,
которое имело бы всеобщее значение.
Основными направлениями
Причем именно в связи с поиском этических максим Сократ искал такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Аристотель указывал, что Сократ первым стал прибегать к определениям и пользоваться индукцией (приемом вывода общих суждений из частных утверждений).
Сократ открыл следующее: В рамках гносеологии был открыт новый метод знания: индуктивно-диалектический. Этот метод заключается в восхождении от единичного к общему посредством систематического сопоставления единичных случаев проявления общего; путь достижения истинного знания – преодоление неполных или ложных частных представлений, результат – вывод (определение) общего понятия; общее понятие выводится у Сократа индуктивно-диалектически, в ходе диалога.
Диалог Сократ использовал как
форму диалектического движения
к истине. Диалектика у Сократа
– метод достижения истины через
обнаружение и преодоление
Учение о методе познания. Сократовский метод обнаружения истины был систематичным и последовательным. Он включал в себя следующие шаги (части).
1. Ирония: такая постановка вопроса, при которой привычные знания собеседника разрушаются.
2. Майевтика («искусство повивальной бабки»): такая постановка вопроса, в ходе которой оказывается помощь в рождении нового, истинного знания.
3. Индукция («наведение»): с помощью
индукции образуются
4. Определение понятий: уровень обобщения.
Такой метод познания был эффективен прежде всего в контексте сократовской трактовки знания как припоминания. Знание заключено в человеке в виде врожденного свойства. Оно актуализуется в столкновении с конкретными обстоятельствами. Осознание истин, пробуждающихся в глубине собственного существа, – необходимая работа каждой человеческой души. Сократ, как правило, оказывал помощь тем, кто пренебрегал этой работой.
Основанием такого учения о знании служила дуалистическая антропология. Сократ утверждал смертность тела и бессмертие души, следуя в этих взглядах орфической традиции.
В рамках этики был открыт новый предмет философского знания: принципы и мотивы поведения людей (основания нравственности). Это важнее, чем исследование природы мира, т.к. познанию мира должно предшествовать самопознание – исследование природы самого познающего и его познавательной способности.
Этика Сократа была рационалистичной. Единственным оправданием (мотивом) познания объявлялось стремление к благу. Сократ был убежден, что люди никогда не делают зло сознательно; спасение же от невольного зла – в познании истины, которая и есть благо. Законы доброго поведения заложены в самой душе человека. Их познание – естественное условие достижения блага. Исследуя механизмы собственного злого и доброго поведения, обнаруживая благо в основании собственной души, человек избавляется от ошибок (незнания) и осуществляется подлинно – добродетельно. Так Сократ разрешал парадокс человеческой природы, хорошо сформулированный Апулеем: «благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» [«Метаморфозы»].
Итак, знание, по Сократу, является достаточным условием нравственности. Человек, знающий истину (благо), не сможет поступать вопреки ей.
Учение о добродетелях. Основные добродетели, по Сократу: справедливость – знание, как выполнять человеческие и божественные законы; мужество – знание, как преодолевать страх; умеренность – знание, как обуздывать, ограничивать свои страсти.
Общий смысл философии Сократа. Общую идею Сократа можно было бы сформулировать так. Истина есть. Она – подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной жизни.
Сократ: закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии; поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий, которые станут основными смысловыми единицами классического рационального философствования; связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм).
В целом – впервые открыл и продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания.
Ирония [греч. έιρωνεία] – философская (и эстетическая) категория, обозначающая момент диалектического (само-)выявления смысла (истины) через противоположное, иное. Значение термина «ирония» вырастает из греч. εϊρων [«ироник»] – притворщик, что означает человека, который говорит не то, что думает, – часто с интонацией самоумаления, самоуничижения. Этот термин стал техническим обозначением одного из элементов сократического метода постижения истины. Чтобы вынудить собеседника дойти до дна своей души, найти истину и освободиться от ошибок, Сократ пускался на хитрости, но, переодеваясь в шута, достигал целей вполне серьезных.
Философские взгляды Сократа.
Сократ (469-399 гг. до н. э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Он был убежден, что избран Богом и приставлен к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать ему впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном совершенствовании. Многие видные афинянине не могли простить Сократу того, что он указывал на несправедливости, ими совершаемые. Формы этического рационализма: проблема выбора критериев выбора I метод фактич. установление статуса понятий "Истина" и "Ложь", этапы беседы. Начиная с Сократа, стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности.
Выступая против софистов, Сократ в то же время в своих взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были характерны для софистов. Прежде всего, Сократа сближала с софистами гуманистическая, человековедческая направленность его интересов. Познание природы он полагал делом ненужным и безбожным. Философия должна заниматься рассмотрением человека, его нравственных качеств. Но в отличие от софистов все внимание Сократа сосредоточивается не на человеке чувствующем, а на человеке нравственном и познающем. Кроме того, Сократа отличала от софистов вера в существование объектной истины и в возможность ее отыскания.
Важнейшим для человека Сократ считал
самопознание. Девиз "Познай самого
себя" становится главным девизом
его философии. Познать самого себя
означало для Сократа познать
себя как общественное и нравственное
существо. Поэтому основное содержание
философии Сократа составляет этика.
В его этике отчетливо
Сократ не сообщал своим ученикам никакого знания, да и не мог этого сделать, ибо говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Это утверждение следует рассматривать в связи не столько с человеческим знанием, сколько с божественным. В сравнении себя со всеведущим Богом очевидной становится вся ничтожность человеческого знания, в том числе и его, Сократа, мудрости. Среди сократических школ наибольшую известность получили киническая (циническая) и гедонистическая. Символом движения киников стал Диоген (ум. ок. 330-320 гг. до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке и днем среди толпы с фонарем искал того, кого мог бы назвать человеком.
Информация о работе Идеи Сократа (469/470 – 399 г.г. до н.э.)