Идея сострадания в этике Шопенгауэра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:35, реферат

Описание работы

Цель сочинения "Мир как воля и представление" (работа написана в 1818-1819 г.г.), писал автор в предисловии к первому изданию, состоит в том, чтобы найти "одну-единственную мысль", которая бы выразила истину, причем не любую, а истину философии. В предисловии ко второму изданию А.Шопенгауэр писал: "назло несносному Канту с его критикой разума" моя философия "не имеет спекулятивной теологии"; "мое тихое, серьезное искание истины" не имеет ничего общего с крикливостью схоластических кафедр, имеющих лишь личные интересы.

Файлы: 1 файл

Идея сострадания в этике А.docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Московская Государственная  Юридическая Академия

им. О.Е. Кутафина

Институт международного права

Кафедра философии 

 

 

Реферат

По дисциплине : «Профессиональная  этика»

По теме : « Идея сострадания  в этике А.Шопенгауэра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса 

6 группы

Селезнева К.В.

 

 

 

 

 

Идея сострадания в  этике А.Шопенгауэра

 

Цель сочинения "Мир  как воля и представление" (работа написана в 1818-1819 г.г.), писал автор  в предисловии к первому изданию, состоит в том, чтобы найти "одну-единственную мысль", которая бы выразила истину, причем не любую, а истину философии. В предисловии ко второму изданию  А.Шопенгауэр писал: "назло несносному Канту с его критикой разума" моя философия "не имеет спекулятивной  теологии"; "мое тихое, серьезное  искание истины" не имеет ничего общего с крикливостью схоластических кафедр, имеющих лишь личные интересы.

Шопенгауэр, обращаясь ко всему человечеству, с одной стороны, и к истине, которую открывает  сердце, с другой, претендует на создание оригинальной философии, способной  дать окончательное решение проблемы истины бытия, прежде всего бытия человека.

Вот цитата начала первой книги  сочинения - "О мире как представлении", цитата, к которой мы будем периодически обращаться вслед за Шопенгауэром: "Мир есть мое представление": вот та истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа ... Для него становится тогда  ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает  только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю ... окружающий его мир существует лишь как представление ... Если какая-нибудь истина может быть высказана a priori, то именно эта ... Итак, нет истины более несомненной, более  независимой от всех других, менее  нуждающихся в доказательстве, чем  та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием  для созерцающего, короче говоря, представлением" 1

Немецкий философ Артур  Шопенгауэр отверг своим учением  многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности. Обращаясь в основном к человеческой субъективности, он обратил внимание на неисчерпаемость психики, прежде всего ее волевого компонента, на значение интуиции, импульсивных составляющих духовного опыта.

Основная философская  идея мыслителя выражена также в  названии его основного произведения – «Мир как воля и представление». Она связана с различием двух миров. Первый – пространственно-временная область явлений, представлений, а второй – особая сфера воли, не соотнесенная с пространством и временем, которая неизменна, тождественна сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Платона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из миров – это загадочный, непостижимый человеческой мыслью мир воли, который он понимает как «слепое стремление к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение», которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого человека.

Мыслитель в своих произведениях то отходил, то возвращался вновь к этой идее, но все этические размышления А. Шопенгауэра так или иначе всегда оказывались с ней связанными. Изменяясь на «человеческом уровне», воля приводит к жизни побуждения поведения личности, такие, как эгоизм, злоба, но также и сострадание.

Именно последнее, а совсем не стремление человека к счастью или выполнению своего долга составляет исходные положения морали. А. Шопенгауэр утверждает, что сострадание содержит в себе и некий мистический элемент. Он считает, что сострадание – «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине мистерия этики, ее первофеномен и пограничный столб».

Вместе с тем философ  утверждал, что возникновение его  естественно, потому что каждый человек обречен на страдания, которые являются результатом вечной неудовлетворенности воли и которые дают возможность ощутить острую боль другого. Задача личности – победить эгоистические установки, которые побуждаются ее волей.

Но сделать это и  тем самым преодолеть страдания  возмож–но лишь путем полного  отказа от воли к жизни, выбора пози–ции недеяния, ведущей к нирване. Несомненно, в этих утверждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически ока–зывается лишь ожиданием смерти.

Таким образом, А. Шопенгауэр в своем учении предложил этике  другие, по сравнению с классической европейской традицией, ориентиры. В своих этических трудах он выступал против всевластия разума и отрицал авторитет общезначимого, обезличивающего и подчиняющего индивида. Но пафос утверждения индивидуальности был принят соотечественником А. Шопенгауэра, который оказался более последовательным и радикальным «сокрушителем классических устоев».

Одним из важных этических вопросов А. Шопенгауэр считал взаимоотношение понятий справедливости и несправедливости в человеческом обществе. «Никакое участие к другому, никакое сострадание по отношению к нему не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, то есть подвергаться несправедливости», – писал философ, указывая также, что активное сопротивление личности, которое необходимо для защиты ее прав и достоинства, нельзя рассматривать как несправедливость в отношении посягателя.

Требование недопущения несправедливости, непосредственно понимаемое как запрет на несправедливость в отношении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим несправедливости, так же, как и в отношении себя.

В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но также справедливость в отношении себя должна предполагать отстаивание своих собственных прав.

Что касается этики Шопенгауэра, то она предельно проста: страдание  есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни; поэтому, чтобы  упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни, а это со времен Августина  тесно связано с аскетизмом.

В последней - четвертой книге "О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании",- Шопенгауэр пишет, что "воля" и "воля к жизни" - это одно и то же. Воля - это "существо мира, а жизнь, видимый  мир, явление - только зеркало воли ... за волей к жизни нам обеспечена жизнь и пока мы проникнуты волей, нам нечего бояться за свое существование - даже при виде смерти ... Индивид  это только явление, он существует только для познания 2. Индивид получает от воли жизнь в подарок, а смерть - это утрата этого подарка. Жизнь и смерть, поэтому, не имеют отношения к воле как идее. Боязнь смерти аналогична жалобе солнца вечером: "Горе мне! Я погружаюсь в вечную ночь".

Жизнь (или настоящее) и  смерть (или прошедшее), индивида - это  формы проявления воли. Смерть не оспаривает жизнь, ибо сама содержится в жизни и принадлежит жизни. Смерть не бывает без жизни, а жизнь не бывает без смерти. Противоположностью смерти является не жизнь, а рождение. Если смерти противопоставляется рождение, то жизни - действительная борьба с волей, т.е. аскетизм. Аскетизм - это борьба с объективированной волей. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно утверждает смерть. Индивид, который борется с волей, (а воля выражается как в жизни, так в смерти), является свободным.

Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. Свободный выбор аскетического  образа жизни, должен побороть страдания. Средством уничтожения зависимости  человека являются моральные акты самого человека. Моральное действие, выраженное в аскезе, как бы указывает на выход из плена пессимизма. "Как  бы" следует подчеркнуть особо, ибо выход из плена пессимизма у Шопенгауэра необычен.

История жизни отдельного индивида - это история его страданий. Индивиды есть существа страдательные, т.е. выражающие волю, ее слепую игру. Поскольку  в человеке бушует воля, он хочет  жить. Жажда жизни исходит не от самого человека, а от слепой воли, проявлением  которой являются все человеческие желания, в том числе и желание  жить. Воля реализует свое бессознательное  начало и проявляется в принципе жизни каждого живого существа - "войне против всех". "Человек  человеку волк",- вот естественное состояние человека, тезис теоретически отточенный еще Т.Гоббсом. Жажда  жизни поэтому есть проявление несвободы  человека, его подчиненности слепой воле, его зависимости. Чтобы обрести свободу, надо действовать и уничтожить волю (а заодно и саму жизнь, как форму объективации воли).

В отличие от воли (воли к  жизни), проявляющейся в страдании  человека, мораль относится к действию, преодолевающем страдания, но преодолевающем и саму жизнь).

Когда индивид, познавший  себя как волю, начинает действовать  от имени этой воли, не желая ничего, не будучи заинтересован ни в чем, он осуществляет истинное отрицание  воли, т.е. аскетизм. Аскетизм, по Шопенгауэру, "незаметная и тихая жизнь человека, осененного таким познанием, в силу которого он подавляет и отвергает  всеохватывающую волю к жизни ... делая его поступки противоположностью обыкновенным", т.е. противоположностью воле - хотению и желанию. Аскетизм - вот истинная противоположность  истинной воли 3 .

Именно аскетизм, встречающийся в жизнеописании святых, как "преднамеренное сокрушение воли через отказ от приятного и поиски неприятного,... самобичевание ради полного умерщвления воли" 4,- есть уничтожение отдельного проявления воли, значит, трансцендентное измерение человека.

Отвергнув себя от себя, взяв свой крест, воля возвращается к самой  себе,- почти по Гегелю заключает  Шопенгауэр. Но "почти" состоит  в том, что "человек Гегеля", как вершина саморазвития и самопознания мировым духом самого себя, полон  жизни и творческих сил. "Человек  Шопенгауэра", отрицающий волю к  жизни, (предмет размышлений для  практикующего психолога), предпочитает самоубийство как акт свободы  от слепой воли, от всех форм подчинения и зависимостей человека.

Чтобы быть верно истолкованным, Шопенгауэр вновь напоминает, что  подлинная свобода, т.е. свобода и  независимость от необходимости, свойственна только воле как "вещи-в-себе", а не проявлению воли. Животное лишено всякой возможности свободы: в природе царствует необходимость, среди благодати обретает свобода. Единственный случай, когда свобода может обнаружиться в явлении, - это когда воля-сущность вступает в противоречие с волей-явлением (телом) и, отрицая последнее, уничтожает тело - свое проявление. Самоубийство, или добровольная смерть, вызванная крайним пределом аскетизма, представляет собой феномен могучего утверждения воли 5,- положение, которое позволило закрепить за Шопенгауэром имя "величайшего пессимиста".

1 А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление», [1; 54].

2 А.Шопэнгауэр «О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании», [1; 269]

3 А.Шопэнгауэр «О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании», [1; 357-358]

4 А.Шопэнгауэр «О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании», [1; 362]

5 А.Шопэнгауэр «О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании», [1;367,370]




Информация о работе Идея сострадания в этике Шопенгауэра