Иммунуил Кант: история его жизни, основные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

С 1740г., когда Кант был зачислен в Кенигсбергский университет. Началась насыщенная трудом, учением жизнь. Кант впоследствии опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думает над тем, как нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские системы предшествующих философов. В особенности привлекает его английская философия–учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница и, конечно, изучает произведения Вольфа. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно осваивает такие дисциплины, как медицина, география, математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать их.

Содержание работы

Введение3
1 «Докритический» период……………………………………………………….4
2 Критический период…………………………………………………………….5
3 «Критика чистого разума»……………………………………………………...6
4 Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии….9
5 Формы рассудка………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы …………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Кант.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Еще один вид  априорных суждений те, в которых  устанавливаемое предикатом знание оказывается новым по сравнению  со знанием, уже заключенным в  субъекте. Тут имеет место новое  соединение познаний и знаний, новый  их синтез. Поэтому Кант называет данные суждениясинтетическими априорными суждениями. Пример: “все тела имеют тяжесть”. Оно прежде всего априорное, ибо содержит всеобщее и необходимое знание, но, кроме того, синтетическое, ибо понятие тяжести не заключено (для кантовского времени) в понятии тела–для присоединения, синтезирования его надо расширить и обновить знание, а значит, осуществить новые позиции. Аналитические суждения Кант называет поясняющими, а синтетические – расширяющими суждениями. Синтетические суждения требуют нового обращения к опыту. Аналитические суждения, по Канту, все априорны: они требуют обращения к опыту, а значит, не дают в подлинном смысле нового знания. Синтетические суждения могут быть эмпирическими и априорными. Они всегда, по Канту, дают новое знание. Особое внимание Канта априорные синтетические суждения привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания, опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания. Всего ярче такая способность - яркая, творческая– воплощается в науке. Истины науки, постоянно добываемые и обновляемые, и суть, согласно разъяснением Канта, априорные синтетические суждения. Иными словами, раз такие суждения уже существуют, они возможны.

В центре внимания “Критики чистого разума” – философская проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики, притом именно новое всеобщее и необходимое знание.[4] 
 
5 Формы рассудка

Вторая часть  учения Канта о познавательных способностях человека– учение о рассудке. Рассудок –это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что значит состояние“я мыслю”, надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: “Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям”. Кант разрабатывает систему категорий рассудка: количество: единство, множество, целокупность, качество: реальность, отрицание ограничение, отношения: присущность, самостоятельность существования, модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.

Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку. Для рассудка–они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться– форму всеобщего и необходимого знания. Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом, Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки– общие и необходимые законы, которые позволяют “упорядочивать”мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость и т. п. Кант создает своеобразную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время–это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность связей и законов рассудка. Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в“эмпирическом смысле”, как мир явлений – феноменов. Понятие же “ноумен” – это то, что “не есть объект нашего чувственного созерцания”, а есть “умопостигаемый предмет”. Это понятие введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность познания “вещи в себе”, что “вещь в себе” –это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна. Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает“двусторонняя видимость”, т. е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то“Победа” присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.[4]

 

 
Заключение

Философию ХIХ  века, в частности немецкую философию, называют классической. В это время  философия получила мощный импульс  развития от немецкого идеализма  Канта, Гегеля и Фихте. Капитализм, пережив свою классическую, домонополистическую стадию, обнаружил массу противоречий. Острые классовые конфликты, подмена лозунгов свободы, равенства, братства, с помощью которых буржуазия пришла к власти, сломав феодальные порядки, привели к конфликтам в области идеологии. Это неизбежно нашло отражение в философии. К тому же в это время от философии отпочковывались науки, которые до этого входили в ее“юрисдикцию”: социология, психология. Относительную самостоятельность обрели этика и эстетика. Кант выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества. В эстетике– вразрез с формализмом в понимании прекрасного –объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала. Социально-политические воззрения Канта, как и вся его философия, пронизаны духом аристократической прусской реакции. Время от времени в них слышится трусливый голос немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных реформах. В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта“традиции”, носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются Канту, основанному на частной собственности эксплуататорскому обществу. Целью государства является, по Канту, не“благополучие” людей, а суровое и непреклонное “долженствование”, осуществление абстрактной и формальной “справедливости”.

Кант – решительный враг революции и демократии. Он не возражал против отдельных реформ, проводимых сверху, но при этом оговаривал необходимость соблюдения в них крайней умеренности. Важнее всего для Канта дух беспрекословного подчинения властям предержащим, требование“повиноваться той власти, у которой имеется теперь сила”. Власть, по Канту, имеет “только права и никаких обязанностей”. Все население государства делится Кантом на “граждан” и “только поданных”, лишенных самых элементарных прав. Все трудовое население фактически отнесено им к категории “только поданных”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список используемой литературы

1. История философии. Философия ХV-XIX вв. под редакцией профессора Н.В. Мотрошиловой

2. В. И. Курбатов “История философии”. Конспект. 
    Ростов – на –Дону: Издательство “Феникс”, 1997г.

3. А. А. Радугин “Философия” Курс лекций 
    Москва: Издательство “Владос”, 1995г.

4. Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя 
    Москва: Издательство “Политическая литература”, 1975г




Информация о работе Иммунуил Кант: история его жизни, основные идеи