Индийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:53, творческая работа

Описание работы

В ведический период мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений — сансары — благодаря аскетизму и приобретению высшего познания — решающего фактора всей последующей истории духа.

Файлы: 1 файл

Индия.pptx

— 427.28 Кб (Скачать файл)

Инди́йская филосо́фия :

 

Совокупность философских теорий всех индийских мыслителей,

древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.

В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

 

1. ведический период (1500—500 гг. до н. э.)

 

2. классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

 

3. послеклассический, или индуистский (с 1000).

Ведический период

 

Веды («veda» означает «знание»)– древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите. Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.

 

Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях.

 

Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения.

 

Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней.

В ведический период  мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений — сансары — благодаря аскетизму и приобретению высшего познания — решающего фактора всей последующей истории духа.

Классический период

 

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения:

Будди́зм (пали बुद्ध धम्म, «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

 

Джайни́зм (санскр. जैन, «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

Индуистский период (с 1000)

 

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Характерно возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи).

Филосовские школы Индии:

 

    • Ортодоксальные школы (признают авторитет Вед)

 

1. Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует

 

2.Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

 

3. Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4. Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

 

5. Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

 

6. Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

    • Неортодоксальные школы :

 

1.Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

 

2.Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

 

3. Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

 

а) Жизнь – страдание

 

б) причина страданий – желания и страсти

 

в)от страданий можно избавится путем отказа от желаний

 

г) венец всему – освобождение от уз сансар

Индийская философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Многие современные индийские философы, сохраняя неразрывную связь со своей философской традицией, живут и работают за пределами Индии.

 

Среди представителей индийской философии XX века можно назвать Дайя Кришну (род. 1924), Абдул Рахмана (род. 1923), К. Сатчидананда Мурти (род. 1924), Мар Грегориоса (1922—1996).


Информация о работе Индийская философия