Индукция и дедукция в научном понимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Индукция (от лат. inductio -- наведение, побуждение) есть формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему.
Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Файлы: 1 файл

Индукция и дедукция.docx

— 13.59 Кб (Скачать файл)

ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ В  НАУЧНОМ ПОНИМАНИИ.

Индукция (от лат. inductio -- наведение, побуждение) есть формальнологическое  умозаключение, которое приводит к  получению общего вывода на основании  частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему.

Индукция широко применяется  в научном познании. Обнаруживая  сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь  делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного  класса. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых  законов природы (всемирного тяготения, атмосферного давления, теплового расширения тел и Др.).

Индукция, используемая в  научном познании (научная индукция), может реализовываться в виде следующих методов:

1. Метод единственного  сходства (во всех случаях наблюдения  какого-то явления обнаруживается  лишь один общий фактор, все  другие -- различны; следовательно, этот  единственный сходный фактор  есть причина данного явления).

2. Метод единственного  различия (если обстоятельства возникновения  какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает,  почти во всем сходны и различаются  лишь одним фактором, присутствующим  только в первом случае, то  можно сделать вывод, что этот  фактор и есть причина данного  явления).

3. Соединенный метод сходства  и различия (представляет собой  комбинацию двух вышеуказанных  методов).

4. Метод сопутствующих  изменений (если определенные  изменения одного явления всякий  раз влекут за собой некоторые  изменения в другом явлении,  то отсюда вытекает вывод о  причинной связи этих явлений).

5. Метод остатков (если  сложное явление вызывается многофакторной  причиной, причем некоторые из  этих факторов известны как  причина какой-то части данного  явления, то отсюда следует  вывод: причина другой части  явления - остальные факторы, входящие  в общую причину этого явления).

Родоначальником классического  индуктивного метода познания является Ф. Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно  широко, считал ее важнейшим методом  открытия новых истин в науке, главным средством научного познания природы.

На самом же деле вышеуказанные  методы научной индукции служат главным  образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и  явлений.

Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов  на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

 

Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в  том случае, когда в качестве общей  посылки выступает не просто индуктивное  обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная  идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой  теоретической системы. Созданное  таким путем теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

Получение новых знаний посредством  дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в  математике. Оперируя математическими  абстракциями и строя свои рассуждения  на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной  наукой.

В науке Нового времени  пропагандистом дедуктивного метода познания был видный математик и философ  Р. Декарт.

Но, несмотря на имевшие место  в истории науки и философии  попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем  этапе познавательного процесса.

Более того, в процессе использования  индуктивного метода зачастую “в скрытом  виде” присутствует и дедукция. “Обобщая факты в соответствии с  какими-то идеями, мы тем самым косвенно выводим получаемые нами обобщения  из этих идей, причем далеко не всегда отдаем в себе в этом отчет. Кажется, что наша мысль движется прямо  от фактов к обобщениям, т. е. что  тут присутствует чистая индукция. На самом же деле, сообразуясь с  какими-то идеями, иначе говоря, неявно руководствуясь ими в процессе обобщения  фактов, наша мысль косвенно идет от идей к этим обобщениям, и, следовательно, тут имеет место и дедукция... Можно сказать, что во всех случаях, когда мы обобщаем, сообразуясь с  какими-либо философскими положениями, наши умозаключения являются не только индукцией, но и скрытой дедукцией”.

Подчеркивая необходимую  связь индукции и дедукции, Ф. Энгельс  настоятельно советовал ученым: “Индукция  и дедукция связаны между собой  столь же необходимым образом, как  синтез и анализ. Вместо того, чтобы  односторонне превозносить одну из них  до небес за счет другой, надо стараться  каждую применять на своем месте, а этого можно добиться лишь в  том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг другом”.


Информация о работе Индукция и дедукция в научном понимании