Интуиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"

Файлы: 1 файл

познание и интуиция.docx

— 24.11 Кб (Скачать файл)

2. Интуиция.

 

     Первоначально  интуиция означает, конечно,  восприятие: "Это  есть  то,  что   мы  видим  или  воспринимаем, если смотрим на некоторый  объект или   его  пристально  рассматриваем. Однако начиная,  по  крайней  мере,  уже с  Плотина,  разрабатывается  противоположность   между интуицией, с одной стороны,  и дискурсивным мышлением   с другой. В соответствии с  этим  интуиция  есть  божественный  способ познания чего-нибудь лишь  одним  взглядом, в один миг,  вне времени, а дискурсивное  мышление есть  человеческий  способ  познания,  состоящий   в  том, что мы в ходе  некоторого рассуждения, которое  требует времени, шаг за шагом  развертываем нашу аргументацию"

 

2.1 Историческое развитие  знаний о интуиции.

 

    Чтобы лучше  понять,  что  же  такое   интуиция   и   ее место   в  научном  познании  необходимо  немного сказать о предыстории  этого  понятия. "Развитие  естествознания

и математики в ХVII в.  выдвинуло перед наукой  целый ряд гносеологических проблем: о переходе  от  единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о

достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке  подвести   логическое  и  гносеологическое  объяснение математическому познанию и т.д.  Бурное  развитие   математики  и  естествознания  требовало новых  методов  теории познания, которые позволили бы  определить  источник необходимости  и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в  естествознании  но  и в философской науке, в которой появляются рационалистические теории

интеллектуальной интуиции/9 стр.9/.

     Явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "вклю­чить" или "выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

2.2 Определение. Общие черты.

До определенного времени  такого рода явления были непод­властны логическому анализу и изучению научными средства­ми. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма позна­ния интуиция характеризуется путем выделения основных эта­пов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продол­жается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном эта­пе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противопо­ложности, по последовательности), а также механизмы вообра­жения, позволяющие представить проблему в новой системе из­мерений. Третий этап — внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осоз­нание результата, качественный скачок от незнания к знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных ре­зультатов, придание им логически стройной формы, установле­ние логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов инту­иции в системе накопленного знания.

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение  задачи без логического выведения); неосознанность путей получения  результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет  истоки в бессознательном слое психики  че­ловека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития твор­ческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, то­гда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фунда­ментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая до­минанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, за­дачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожи­данным, почти всегда оно предчувствуется.

2.3 Из истории… Взгляды различных ученых.

 

 Интуиция -  нечто непознанное  и соответственно всегда привлекающее, привлекающее многих ученых с  давних времен.

Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что ин­туиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственно­сти человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосред­ственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесооб­разного, нравственно доброго или прекрасного. В феноме­нологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

"Для Канта интуиция  есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства  и времени") является неисчерпаемым  источником знания : из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою  историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др." /4 стр.468/.

      М.В.Ломоносов выступал против рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом : "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды. Ломоносов вплотную  подошел   к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и теоретического познания и оказал огромное влияние на  разработку проблемы интуиции в русской философии/9 стр.21/

3.Интуиция   как средство  познания мира. Источник данных  для логического анализа.

3.1 Роль интуиции в жизни  человека. Необходимое сопряжение  с логикой.

     Интуиция  -  является важнейшим из механизмов  творчества. Она достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное матема­тическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

  Когда  ученые пытаются  рассказать  о  процессе  своего  творчества,  они редко   обходятся   без  ссылок  на  "догадку",  "озарение", "прозрение",   "переживание".    Интуиция - вот  что, играет  самую   существенную,  решающую роль  в создании новых научных представлений  и выдвижений новых идей. "Вот  что пишет  А. Энштейн  об  этом: "Подлинной ценностью является в сущности только  интуиция". Что только не называют интуицией!  Это и высший, даже  -  сверхъестественный  дар,  единственно способный пролить свет  истины  на  сокровенные тайны бытия,  недоступные ни чувствам, блуждающим  по  поверхности вещей, ни  рассудку,  скованному  дисциплинарным  уставом логики. Это и удивительная  сила,  легко и просто  переносящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи  и ее  решением.  Это и счастливая  способность мгновенно найти идею, которая лишь  задним   числом, в поту  и муках будет обоснована рассуждением  и опытом. Но вместе  с тем это и ненадежный,  несистематизированный путь,  могущий завести в тупик,  бесплодная надежда лентяев  не  желающих  доводить  свой  мозг до   изнеможения наряженными умственными усилиями; наивное дитя  познания,  чей бессвязный  лепет   лишен ясного  смысла  и только  после бесчисленных поправок может   рассматриваться   в   качестве  информационного сообщения" /4 стр. 157/.

3.2 Механизм работы

    Далее я приведу  описание механизма мышления, взятое  у Купцова В.И./4 стр. 165/, которое для меня   представляет особый интерес, так как очень наглядно показывает действие интуиции в процессе мышления.

     Можно думать, что человеческая  мыслительная   деятельность имеет "двухплоскостной   характер",   обусловленный  наличием  двух  языков,  в   которых  кодируется циркулирующая  в мышлении информация (язык "предметных  генштальтов" и "символически-операторный" язык).

Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли  идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собою "прыжок"  с одной из  этих  плоскостей  на другую. Переходы от чувственных образов к понятиям (концептуальная интуиция) и от понятий  к   чувственным образам  (эйдетическая интуиция)   различаются  направлением этого "прыжка".  Перескакивая  с  плоскости  чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, наша мысль совершает как бы  своеобразный  "обходной маневр", она выходит в "третье измерение",  чтобы преодолеть  барьеры,  преграждающие ей  дорогу  к новому знанию при движении в одной и той же  плоскости.  Этот "маневр" и позволяет получить  такие результаты,  какие нельзя достичь другими средствами  (оставаясь все время

в  одной  плоскости).

     На  основе  элементарных  форм концептуальной  и эйдетической  интуиции  развертываются  специфические  механизмы интуитивного  мышления,  которые  вовлекают   вовзаимодействие между собой образы и понятия из  совершенно, казалось бы, далеких друг  от  друга предметных областей.  Вступая во  взаимодействие  эти образы и  понятия  видоизменяются  и  перестраиваются,  что ведет к возникновению принципиально новых представлений и идей.

    Разумеется, реконструкция   мыслительных  процессов, которые  приводят  ученого  к  открытию,  наталкивается  на  большие   трудности. Однако  на  основе  гносеологи-ческого  анализа историко-научного  материала, с учетом  данных,  накопившихся  в психологических ис-следованиях (Гл.1. п. 1.2.), можно указать некоторые механизмы интуитивного  мышления, с помощью которых в сознании  ученых  формируются новые представления и идеи.

    Один  из  таких   механизмов (“творческая концепту-альная  интуиция”)  состоит в своеобразном  взаимодействии  между исходным  чувственным образом Ои, вспомогательным чувственным образом Ов  и “понятием матрицей”Пм. Исходный чувственный образ - это наглядный образ изучаемого  объекта, существенные  черты которого  остаются  пока  еще неизвестными (а иногда  и неверно представляемыми).  Пытаясь раскрыть  сущность зафиксированных в этом  образе  явлений,  ученый  случайно, а может быть  и неслучайно, сопоставляет  его с другим,  вспомогательным образом,  отражающий  достаточно  хорошо  известный объект (он может значительно отличаться  от  первого и отно-ситься  к совсем  другой  предметной  области),  о котором у ученого уже имеется “готовое” понятие (Пм).  Приведенное сопоставление,  однако,  не  сводится просто  к сравнению двух  образов,  так как может переходить  в некоторое взаимодействие  между ними, при котором содержание  вспомогательного  образа  как бы  накладывается на  содержание  исходного образа и даже  отождествляется с ним. Таким образом  создается возможность “вписать” в мыслительный  процесс понятие Пм.  Вступая,  в свою очередь,  во  взаимодействие  с содержанием исходного образа,  понятие Пм  подвергается  трансформации,  чтобы приспособиться  к иному чувственному материалу : с него как с матрицы “снимается” новое понятие П,  сходное с ним по своей структуре,  но  отличное  от  него  по  “субстрату”,  который эту структуру “наполняет”.  Это новое понятие П  и объясняет сущность  объекта,  отраженного в исходном образе.  Всплывающая вдруг в сознании  ученого интуитивная идея  является,  таким образом,  продуктом целого  ряда  познавательных  операций,  которые сам исследователь в момент  их  осуществления     обычно  не  осознает.  Часто и в  последствии  он  не  может восстановить  ход своей мысли.

Интуиция, как отдельный  процесс восприятия, сопряжена с  возможностью ошибок. Поэтому не­обходимо  тщательно проверять интуитивные  решения, обраща­ясь к логике.

 

Заключение

 

В ходе работы выявлены основные закономерности механизма работы интуиции. И показано насколько совершенно устройство человека, содержащеее в себе два абсолютно различных средства восприятия, познание одного из которых невозможно при отсутствии другого. Таким образом логика и логический подход дают возможность познать и определить такой способ восприятия как интуиция и выявить ее роль в жизни человека, его мышлении и восприятии окружающей действительности.

 Так же   хотелось   бы   сказать   о   том,   что  в целом  у  меня  сложилось     ясное     представление  о понятии   интуиция  и  ее  месте и  роли в активном познавательном  процессе.  Интуиция  представляется  мне  неотъемлемой  частью  творческого  познания,  и   действие  интуиции (озарение) так  же невозможно  без долгой  предварительной  работы  ума,  как  невозможно переплыть   реку,  если  не  умеешь  плавать.

     А   также   теперь   мне     наиболее      полно       представляется процесс получения нового  знания  и  я  думаю, что смогу   использовать в собственной практике, жизни   некоторые,   рассмотренные в данном  реферате  положения.

    Много тайн дает  нам познание  и  одна   из   них    это- интуиция.  Сложность здесь заключается   в    том,    что интуиция  сама  является частью познания. И мы  на   данном     этапе развития     науки лишь  только  чуть - чуть        приоткрыли   завесу   над   этой    тайной. Перспективой   будущего   исследования,   как    мне кажется,   является  полное  раскрытие механизма действия интуиции и развитие интуитивных способностей. Результаты этих исследований окажут, по моему мнению, огромное положительное влияние на развитие нашей науки и культуры


Информация о работе Интуиция