Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:55, реферат
Иррационализм (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.
1.Введение …...…………………………………………………………3
2.Иррациональная методология А. Шопенгауэра…………………..4
3.Проблема разума в классической и иррациональной (неклассической) философии…………………………………………………7
4.Возникновение и развитие понятий «рациональное» и «иррациональное»…………………………………………………………..13
5.Греко-римские корни понятий……….………………………….…17
6.Литература…….……………………………………………….……19
Методология исследования предполагает опору на методологическую базу диалектики и рассмотрение предмета исследования в единстве исторического и логического. Важную роль в работе играет метод восхождения от абстрактного к конкретному, определяющий структуру диссертационного исследования как переход от анализа базовых понятий к рассмотрению в ракурсе данных понятий конкретных сфер познавательной деятельности. Поставленные исследовательские задачи обусловили применение таких методологий как семиотический анализ и структурный анализ. Методология семиотических исследований Тартуской школы применяется при анализе смыслового наполнения понятий «рациональное» и «иррациональное». Структурный анализ применяется при рассмотрении познавательных сфер на предмет выявления их рациональных и иррациональных аспектов.
4. Возникновение
и развитие понятий «
Развернувшаяся в
Неоднозначность и спорность
любого определения рационального
и иррационального приводит к
тому, что понятия определяют путём
обозначения присущих им признаков.
В качестве признаков рационального
чаще всего выступают эпистемические
признаки: доказательность, логичность,
истинность, разумность, эффективность,
экономичность и тому подобные. Признаки
иррационального вычленяются по
аналогии с признаками рационального,
причём их зеркальная противоположность
свидетельствует о вторичности
иррационального. Поскольку эпистемические
признаки часто рассматривают как
выражение тождества
Традиционно, рождение феномена рациональности связывается с радикальной реформой европейской философии в Новое время, что ярче всего выразилось в постановке вопроса о философском методе, то есть в рефлексивном самопознании философии. Пионером этой реформы принято считать Декарта, поставившего задачу освободить человеческий разум от оков мистики и откровения.
Однако нельзя сказать,
что вся предшествующая философская
мысль развивалась вне
Оппозиция «рациональное» - «иррациональное» формулируется в европейской мысли в рамках немецкой классической философии, прямым. следствием чего стало появление доктрины иррационализма. Сам по себе термин «иррациональный» появляется в связи с иррациональными величинами в алгебре и геометрии. Аналогию с иррациональными числами проводит Гегель, утверждая: «...геометрия также наталкивается, в конце концов, на несоизмеримые и иррациональные величины, где геометрия, если она хочет пойти дальше по пути спецификации, вынуждена выйти за пределы принципа рассудка».
Далеко не случаен тот факт, что понятие иррационального вводится в контекст философской мысли ярым рационалистом Гегелем: на определённом этапе развития рационализм формулирует свою доктрину, тем самым, ограничивая себя и противопоставляя всему, что за его границами. В качестве оппозиции «рациональному» был выбран термин, наиболее ярко демонстрирующий свою противоположность - «иррациональное».
Таким образом, «иррациональное» определяется как то, что ограничивает сферу рационального. В связи с этим категория «иррациональное», как всякое отрицательное понятие, менее чётко определено. В понятие «иррационального» включаются как чувственное познание и интуиция, так и вера и эмоционально-экстатические состояния психики; то, что пока ещё не высветлено светом разума, и то, что разум не в силах осмыслить.
Кроме того, негативность понятия
проявляется в том, что «иррациональное»
воспринимается как неправильное, ненормальное,
то есть из сферы гносеологии переходит
в сферу человеческих ценностей.
Это приводит к тому, что рациональное
и иррациональное понимаются различными
мыслителями не просто по-разному, но
и прямо противоположным
Наличие двух диаметрально
противоположных направлений, одно
из которых возносит рациональное,
а другое иррациональное, - убедительное
свидетельство того, что изначально
эти понятия ценностно
В связи с этим мы обратимся
к истории возникновения
1 Если рационалист Гегель
рассматривает «иррациональное»
Новый смысл, зачастую утрачивая
первоначальный. Вместе с тем, можно
выделить в них определённое ядро,
сохранявшееся на протяжении всего
суще- ствования. Если верна наша первоначальная
гипотеза, современное многообразие
трактовок понятий «
5. Греко-римские корни понятий.
Многозначность понятий
«рациональное» и «иррациональное»
заключена уже в
Латинское irratio появляется,
видимо, позднее (зафиксировано у
Тер-туллиана), когда за понятием ratio
закрепляется его последнее значение
-«мышление, разум». Образованное как
антипод ratio, оно означает «неразумие»
в смысле не недостатка разума, а, скорее,
его отрицания. Более многозначно
irrationalis: у Сенеки оно трактуется
как «неразумный», а в разговорной
латыни зафиксировано как «
На основании вышеизложенного можно заключить, что в латыни понятие «рациональное» связано как с разумом, так и с вычислением, счётом. А, эта связь не может не проявиться в дальнейшей эволюции понятия. Несомненно, что irrationalis вторично по отношению к rationalis. Их симметричность свидетельствует о том, что, по крайней мере, на определённом этапе развития античной мысли rationalis принимается за образец.
Интересную информацию
об эволюции смысла понятий даёт получивший
распространение в
В греческом языке существует ряд понятий, соотносимых с латинскими понятиями rationalis и irrationalis. Во-первых, это идущие от пифагорейцев понятия рг|то и аррцто, зафиксированные в «Началах» Евклида: «Назовём теперь заданную прямую рациональной, а соизмеримые с ней, как линейно, так и только в степени, будем называть рациональными, несоизмеримые же с ней — иррациональными...».
Переведённое как «
6. Литература
1.А.Г. Спиркин. Философия: учебник. – М.: Гардарики,1999.
2.А.M. Каримский, Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4
3.Гегель Г. Ф. Сочинения. -М- Л., 1929. Т. 1.
4.Латино - русский словарь (под ред. И.Х Дворецкого). - М, 1979.
5.Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное как философская проблема. (Читая Шопенгауэра).// ВФ, 1994, №9
6.Фуко М. Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху. — СПб, 1997.
7.Шпаргалки по философии. – М.: Дрофа, 2003
8.http://www.socfil.narod.ru/
9.http://filosof10.narod.ru/