Иррационализм А. Шопенгауэра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:55, реферат

Описание работы

Иррационализм (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.

Содержание работы

1.Введение …...…………………………………………………………3
2.Иррациональная методология А. Шопенгауэра…………………..4
3.Проблема разума в классической и иррациональной (неклассической) философии…………………………………………………7
4.Возникновение и развитие понятий «рациональное» и «иррациональное»…………………………………………………………..13
5.Греко-римские корни понятий……….………………………….…17
6.Литература…….……………………………………………….……19

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 31.91 Кб (Скачать файл)

Методология исследования предполагает опору на методологическую базу диалектики и рассмотрение предмета исследования в единстве исторического и логического. Важную роль в работе играет метод восхождения от абстрактного к конкретному, определяющий структуру диссертационного исследования как переход от анализа базовых понятий к рассмотрению в ракурсе данных понятий конкретных сфер познавательной деятельности. Поставленные исследовательские задачи обусловили применение таких методологий как семиотический анализ и структурный анализ. Методология семиотических исследований Тартуской школы применяется при анализе смыслового наполнения понятий «рациональное» и «иррациональное». Структурный анализ применяется при рассмотрении познавательных сфер на предмет выявления их рациональных и иррациональных аспектов.

 

4. Возникновение  и развитие понятий «рациональное»  и «иррациональное».

Развернувшаяся в отечественной  философии в преддверии III Российского  философского конгресса дискуссия  о соотношении рационального  и иррационального в культуре, науке и других сферах духовного  бытия человека выявила «проблемное  поле» представления о рациональном и иррациональном в современной  философии - многообразие дефиниций. Единственное общепризнанное заключение по поводу проблемы рациональности состоит в  признании ее дискуссионности.

Неоднозначность и спорность  любого определения рационального  и иррационального приводит к  тому, что понятия определяют путём  обозначения присущих им признаков. В качестве признаков рационального  чаще всего выступают эпистемические признаки: доказательность, логичность, истинность, разумность, эффективность, экономичность и тому подобные. Признаки иррационального вычленяются по аналогии с признаками рационального, причём их зеркальная противоположность  свидетельствует о вторичности  иррационального. Поскольку эпистемические признаки часто рассматривают как  выражение тождества рационального  и разумного, иррационального и  неразумного, все эти признаки являются, по-видимому, производными от некоторого общего основания.

Традиционно, рождение феномена рациональности связывается с радикальной  реформой европейской философии  в Новое время, что ярче всего  выразилось в постановке вопроса  о философском методе, то есть в  рефлексивном самопознании философии. Пионером этой реформы принято считать  Декарта, поставившего задачу освободить человеческий разум от оков мистики  и откровения.

Однако нельзя сказать, что вся предшествующая философская  мысль развивалась вне представления  о рациональном и иррациональном. Имплицитно это представление присутствовало в философии на протяжении всей её истории. При этом в разные эпохи  взгляд на проблему взаимосвязи рационального  и иррационального варьировался. В античной философии встречается  как синкретичное единство разумного  и неразумного, так и четкое их разграничение. В эпоху средневековья  они были органично связанны и  в обыденной жизни, и на уровне понятий. Лишь в Новое время проблема была сформулирована и осознана, и тем самым между рациональным и иррациональным, разумным и неразумным воздвигается непроницаемая граница.

Оппозиция «рациональное» - «иррациональное» формулируется в  европейской мысли в рамках немецкой классической философии, прямым. следствием чего стало появление доктрины иррационализма. Сам по себе термин «иррациональный» появляется в связи с иррациональными  величинами в алгебре и геометрии. Аналогию с иррациональными числами  проводит Гегель, утверждая: «...геометрия  также наталкивается, в конце  концов, на несоизмеримые и иррациональные величины, где геометрия, если она  хочет пойти дальше по пути спецификации, вынуждена выйти за пределы принципа рассудка».

Далеко не случаен тот  факт, что понятие иррационального  вводится в контекст философской  мысли ярым рационалистом Гегелем: на определённом этапе развития рационализм  формулирует свою доктрину, тем самым, ограничивая себя и противопоставляя всему, что за его границами. В  качестве оппозиции «рациональному»  был выбран термин, наиболее ярко демонстрирующий  свою противоположность - «иррациональное».

Таким образом, «иррациональное» определяется как то, что ограничивает сферу рационального. В связи  с этим категория «иррациональное», как всякое отрицательное понятие, менее чётко определено. В понятие «иррационального» включаются как чувственное познание и интуиция, так и вера и эмоционально-экстатические состояния психики; то, что пока ещё не высветлено светом разума, и то, что разум не в силах осмыслить.

Кроме того, негативность понятия  проявляется в том, что «иррациональное» воспринимается как неправильное, ненормальное, то есть из сферы гносеологии переходит  в сферу человеческих ценностей. Это приводит к тому, что рациональное и иррациональное понимаются различными мыслителями не просто по-разному, но и прямо противоположным способом. То, что один мыслитель считает  рациональным, другой называет иррациональным. С возникновением иррационалистического  течения в философии ситуация усугубляется тем, что уже «рациональное» воспринимается как неполноценное, приобретает негативные черты.

Наличие двух диаметрально противоположных направлений, одно из которых возносит рациональное, а другое иррациональное, - убедительное свидетельство того, что изначально эти понятия ценностно нейтральны. Однако закрепившаяся за ними в рамках новоевропейской культуры аскиологическая  значимость служит дополнительным препятствием в рассмотрении проблемы рационального  и иррационального.

В связи с этим мы обратимся  к истории возникновения понятий  «рациональное» и «иррациональное», памятуя о том, что они присутствовали в философской мысли прежде, чем  были сформулированы в Новое время. Мы обратимся к аналогам интересующих нас понятий и проследим эволюцию их смыслового наполнения. В процессе развития эти понятия могут приобретать:

1 Если рационалист Гегель  рассматривает «иррациональное»  как то, что Разуму предшествовало  и им преодолено, видит в иррациональном  «след» разумности, то уже иррационалист Шопенгауэр возражает против всесилия Разума и обозначает двоякое понимание «иррационального».

Новый смысл, зачастую утрачивая  первоначальный. Вместе с тем, можно  выделить в них определённое ядро, сохранявшееся на протяжении всего  суще- ствования. Если верна наша первоначальная гипотеза, современное многообразие трактовок понятий «рациональное» и «иррациональное» объясняется  именно этим.

 

5. Греко-римские  корни понятий.

Многозначность понятий  «рациональное» и «иррациональное» заключена уже в соответствующих  им понятиях греческого языка и латыни. Латинское rationalis в качестве своего основного значения имеет «счётный, учётный», и лишь затем — «разумный, одарённый разумом»} Ещё более  многозначно латинское ratio: спектр его  значений - от «счёт, подсчёт» и далее  по логике «деловые связи, выгода, интерес» до «мышление, размышление» и «разум»? Из этого можно заключить, что  важнейшим критерием рациональности выступает умение подсчитать, вычислить  и достичь определённой выгоды.

Латинское irratio появляется, видимо, позднее (зафиксировано у  Тер-туллиана), когда за понятием ratio закрепляется его последнее значение -«мышление, разум». Образованное как  антипод ratio, оно означает «неразумие»  в смысле не недостатка разума, а, скорее, его отрицания. Более многозначно irrationalis: у Сенеки оно трактуется как «неразумный», а в разговорной  латыни зафиксировано как «бессознательный» (usus irrationalis -механическое упражнение). По-видимому, в этой двузначности понятия  заключена причина того, что на протяжении длительного времени  «иррациональное» и «внерациональное»  отождествлялись и вопрос об их чётком разграничении до сих пор не решён.

На основании вышеизложенного  можно заключить, что в латыни понятие «рациональное» связано  как с разумом, так и с вычислением, счётом. А, эта связь не может не проявиться в дальнейшей эволюции понятия. Несомненно, что irrationalis вторично по отношению  к rationalis. Их симметричность свидетельствует  о том, что, по крайней мере, на определённом этапе развития античной мысли rationalis принимается за образец.

Интересную информацию об эволюции смысла понятий даёт получивший распространение в средневековой  философии синоним irrationalis. У Герхарда Кремонского и Леонардо Пизанского как антипод rationalis употребляется заимствованное у арабов понятие surdus. Спектр его значений — от «глухой, неслышный, беззвучный, безмолвный, немой» и «не услышанный, тайный» до «пустой, бессмысленный». Таким образом, понятие rationalis соотносится с голосом, словом и, как следствие, смыслом. Причина этого соотнесения выясняется при обращении к греческим соответствиям интересующих нас понятий.

В греческом языке существует ряд понятий, соотносимых с латинскими понятиями rationalis и irrationalis. Во-первых, это  идущие от пифагорейцев понятия рг|то и аррцто, зафиксированные в «Началах»  Евклида: «Назовём теперь заданную прямую рациональной, а соизмеримые с  ней, как линейно, так и только в степени, будем называть рациональными, несоизмеримые же с ней — иррациональными...».

Переведённое как «рациональный» понятие рг|то?, означает, прежде всего, «сказанный, выразимый», и далее  по логике «то, что можно сказать, не тайный, явный» и «то, что можно  выговорить, произносимый». Образованное по аналогии с ним аррг|то? означает «не сказанный, неизвестный».

 

6. Литература

1.А.Г. Спиркин. Философия: учебник. – М.: Гардарики,1999.

2.А.M. Каримский, Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4

3.Гегель Г. Ф. Сочинения. -М- Л., 1929. Т. 1.

4.Латино - русский словарь (под ред. И.Х Дворецкого). - М, 1979.

5.Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное как философская проблема. (Читая Шопенгауэра).// ВФ, 1994, №9

6.Фуко М. Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху. — СПб, 1997.

7.Шпаргалки по философии. – М.: Дрофа, 2003

8.http://www.socfil.narod.ru/glava_1_2.htm

9.http://filosof10.narod.ru/lib/ref/smirnov.doc

 


Информация о работе Иррационализм А. Шопенгауэра