Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:30, реферат
Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме инеопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
Герменевтический круг имеет ряд
вариантов.
Впервые идея круга в понимании появилась
в работе Гегеля “Феменология духа”.
По форме это логический круг, но по содержания
– проблема, выраженная посредством противоречия
и разрешаемая через реальное гносеологическое
движение. Данный круг заключается в следующем:
для того, чтобы успешно познавать, надо
уже заранее знать, что такое познание
и в чем оно состоит, но знать – это значит
уже заниматься познанием. “Если “познание”
заменить “пониманием”, мы оказываемся
в сфере герменевтики” (12, стр.304)
Намечая выход из создавшегося круга Гегель
разъяснял, что путь к науке уже есть наука
и тем самым по своему содержанию – наука
об опыте познания, так что теория познания
складывается в процессе самой практики
познавательной деятельности.
В герменевтическом круге понимание на
лицо своеобразная диалектика целого
и части: слово может быть понято только
в контексте фразы, фразы – только в контексте
абзаца или страницы, которая понятна
в контексте произведения в целом. Понимание
произведения в целом невозможна без понимания
его частей. Но диалектика части и целого
не была осмыслена Шлейермехером как взаимодействие,
получающее собственное диалектическое
разрешение; все же смысл замкнутого круга
был понятен им как постоянная смена направлений
движения по кругу.
Иррационно-мистический характер приобретает
герменевтический круг у Хайдеггера и
его последователей, преобразуясь затем
в субъективно-объективный круг понимания
и объяснения. Сущность данного положения
состоит в том, что для того чтобы “понять”
некоторое понятие, надо его объяснить
посредством дискурсивного мышления в
суждениях, но это возможно только через
“понимание” понятий (терминов, слов).
Поэтому Гадамер называет этот вариант
кругаканоном актуальности
понимания.
Среди философов – герменевтиков XX века
второго поколения выделяются исследования
Карла-Отто Апеля. Он соединил герменевтику
с психоанализом и позитивизмом, в том
числе с концепцией языка как “игры”.
В его трудах призывы сделать герменевтику
более объективной. Апель обратил особое
внимание на идеологические аспекты языка.
Он стремится создать герменевтическую
критику идеологии, чтобы вскрыть в глубинах
языка подспудные мотивы социального
поведения людей. Не с живыми людьми, а
с текстами должен построить, по мнению
Апеля, свой диалог исследователь-историк
и социолог, имея целью найти в ходе этого
диалога с “текстуальными партнерами”
по коммуникации средства излечения современного
общества. По мнению редактора учебного
пособия по философии академика В.Л. Калашникова,
“поскольку речь идет о существующей
ныне на Западе философской герменевтике,
она с марксизмом не совместима ни по методу,
ни по теории. Существует предположение,
что одна из главных причин распространения
философской герменевтики состоит в поисках
средств защиты гуманитарного образования
перед натиском сциентизма как стиля мышления
современной научно технической революции.
Одна из важных причин увлечения герменевтикой
на Западе в том, что современное мышление
перестает видеть мир в его движении и
понимать смысл исторического движения.
Анализ текстов не приведет и не приблизит
к истине, он лишь раскрывает их смысл.
На смену одним интерпретациям приходят
другие, только и всего. Релятивизм и мировоззренческий
плюрализм – характерные черты герменевтика.”
(12, стр.316)
Заключение
Таким образом понимание и объяснение
и в истории философии, и в современных
философских учениях остаются проблемными
и мо многом дискуссионными. В этом можно
мыло убедиться, знакомясь со взглядами
Дильтея и Хайдеггера, Гадамера и Рикёра.
Однако общим для всех, кто исследовал
понимание о объяснение, остается ключевым
понятие “смысл” как сложное и многогранное
явление.
Процесс понимания тесно связан с процессом
познания человеком окружающего мира,
но проблемы понимания существуют на основе
диалектики и предметно-практической
деятельности – поэтому понимание не
следует отождествлять с познанием. Поэтому
в качестве вывода по теме реферата можно
использовать положение: “понимание и
объяснение как реальное движение в смыслах,
практическое владение этими смыслами
сопровождает всякую конструктивную познавательную
деятельность” (3, стр.434)
Краеугольным камнем герменевтики как
учении о понимании является принцип герменевтического
круга, выражающий циклический характер
понимания. Этот принцип связывает объяснение
о понимание – данная взаимосвязь выражается
как круг целого и части.
Понимание есть постижение смысла того
или иного явления, его место
в мире, его функции в системе
целого. Оно помогает раскрыть бесконечные
смысловые глубины бытия.
На ряду с пониманием существует и такая
важнейшая познавательная функция как
объяснение. Ее главная цель – выявление
сущности изучаемого предмета, подведение
его под закон с выявлением причин и условий,
механизмов действия.
Понимание и объяснение тесно связаны
– это две исследовательские процедуры.
Философы всех времен сформировали герменевтику
как философскую теорию познания, творчества
и индивидуальности. Герменевтика как
философское знание – это анализ самого
процесса понимания движения к истине.
Герменевтика – это не результат, а путь
к знанию, сама практика получения истины.
Диалог рассматривается в герменевтике
не только как акт общения двух лиц, он
интересен отношением между интерпретатором
и текстом. Задача толкователя – задавать
интересующие его вопросы не автору, а
литературным и историческим составляющим
текста.
Интерпретатор, исходя из объективных
знаний слов, их исторических вариаций
и намерений автора должен понять текст
и постараться внести в него новые интерпретации.
Герменевтика признала единственно доступным
и ценным мир человеческого общения. Мир
культурных ценностей внутри него составляет
язык, с помощью которого должны быть поняты
и истолкованы все составляющие культуры.
Информация о работе Иррационализм в современных философских системах