Иррациональная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Новой альтернативой классическому рационализму уже на первом этапе развития постклассической философии становится иррационалистическая философия, представленная «философией жизни». «Философия жизни» - это новое явление в философской мысли, оказавшее очень сильное влияние на всю современную философию и представленное такими крупными философами, как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше на первом этапе и А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер - на втором.

Файлы: 1 файл

иррац философия.docx

— 31.98 Кб (Скачать файл)

Шопенгауэр обычно считается основоположником иррационалистического направления  в философии 19 века.

Как и классические философы, Шопенгауэр претендует на создание все охватывающей философии. Но в отличие от классической философии, проникнутой оптимизмом и верой в прогресс, философия  Шопенгауэра пронизана пессимизмом,волюнтаризмом, иррационализмом.

Как и классики, Шопенгауэр ищет объективное  начало мира. Но видит его не в  разуме, а в слепой воле к жизни. Разум у Шопенгауэра трансформируется в волю и рассматривается как вторичный по отношению к ней.

Весь мир у философа разделен на две части:

- во-первых, действительный мир, включающий в себя природу, общество, человека. Но этот мир не обладает подлинным объективным существованием. Этот мир - всего лишь иллюзия, игра воображения. Это мир как представление, и существует он только в нашем понимании;

- во-вторых, истинный мир. Это мир воли как скрытой невидимой сущности всего. К нему неприложимы характеристики действительного мира типа «пространство», «время», «число» и т.п. У этого мира нет прошлого и будущего. Он просто есть и дан весь сразу как единая мировая воля (тоже, по сути, абстракция, как и у классиков). Эта воля к жизни характеризуется философом как бессмысленная и вечно неудовлетворенная сила.

Человек у Шопенгауэра - это страдательное  и страдающее существо. Вся его  жизнь есть страдание (сказалось, по всей видимости, влияние со стороны  буддизма, которым философ одно время  увлекался и хорошо знал). Перефразировав известное высказывание, можно устами Шопенгауэра сказать о человеке: «Страдаю, следовательно, существую». Автор позитивно оценивает страдание  и с ним связывает понимание  добра. Добро - это временное отсутствие страдания. Страдание проистекает  от неудовлетворенных потребностей, но удовлетворение последних лишь временно прекращает страдание. И здесь автор  также находит повод для пессимизма. Допустим, что человек удовлетворил свои желания. Он перестал страдать? - Отнюдь нет. Наступает скука, тоже приносящая страдания. Прекратить страдания можно, только отказавшись от всех желаний, превратившись в Ничто, достигнув Нирваны, как сказали бы в Индии.

Итак, человек у Шопенгауэра - страдающее, жалкое, злобное и эгоистичное  существо. И мир, в котором живет  такой человек - худший из возможных  миров (сравним это положение  с мыслью Лейбница о том, что этот мир - лучший из миров, и в нем живет  человек - счастливейшее из существ). Мир, по Шопенгауэру, эстетически похож на карикатуру, интеллектуально - на сумасшедший дом, нравственно - на мошеннический притон, в целом - на тюрьму.

По отношению к другим людям  человек у Шопенгауэра настроен весьма враждебно. Цель жизни человека - страдание других. Каждый стремиться к господству, и, как следствие, не прекращается борьба всех против всех. В таком мире нет почвы для  справедливости и прогресса. Есть только страх перед смертью. Жить человека в таком мире заставляет только воля. Но она же определяет и его нравственный облик. Человек в этом мире несвободен: он таков, каким его сделала воля. Сам же человек над волей невластен. В силу своей несвободы у человека нет ответственности и нравственной вины за свои поступки. И перевоспитать его невозможно.

Фридрих Ницше (1844-1900). Обычно в творчестве этого известного немецкого философа выделяют три периода: период интереса к проблемам культуры, особенно искусства, в рамках которого проявилось сильное влияние со стороны философии Шопенгауэра; период отказа от Шопенгауэра, период переоценки ценностей и поклонения науке с ее идеалом точности; период формирования и развития оригинальной философской концепции. Этот третий период по времени занимает совсем небольшой промежуток - с 1883 по 1888 гг. Но именно в это время были написаны такие труды, как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихристианин», и уже после смерти автора увидели свет «Сумерки кумиров», «Воля к власти», «Ecce Homo».

Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет  как проявление воли. Но в отличие  от Шопенгауэра Ницше волю толкует  как «волю к власти» - это центральная  идея и центральное понятие философии  Ницше. Жизнь по Ницше представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться к максимальному  чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру. Таким  образом Ницше антологизировал, т.е. внедрил в само бытие иррациональную человеческую способность, т.е. волю. Такое внедрение Ницше потребовалось: для борьбы с бездуховностью и аморализмом современной ему жизни для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали, основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном здоровье.

 

Человек должен быть ближе к природе  и поэтому необходимо воспитать  сильных личностей, способных повести  за собой людей. Понятие жизнь  у Ницше заменено понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл  движения и становления, во втором статическое  состояние. Ницше писал: «Нет бытия есть только становление». Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой.

Жизнь у Ницше это: с одной  стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый человек  чувствует, осознает и познает ее на основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличие  от Шопенгауэра Ницше придал понятию  воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им категория центр  его концепции «воля к власти. Наиболее значимый критерий любого типа поведения и любого общественного  явления. По Ницше хорошо все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.

Своими истоками учение Ницше уходит в творчество Шопенгауэра. Но в отличие  от своего великого предшественника, утверждавшего, что в основе общественной жизни  лежит «слепая воля к жизни», Ницше  считал, что такой основой является «сознательная воля к власти». Ее значение, как указывал автор, с особенной силой проявляются в условиях борьбы за выживание.

Согласно Ницше, мир, в котором  живет человек, иррационален: он лишен  смысла, в нем нет справедливости. В таком мире может выжить только сильнейший, имеющий волю к концентрированию власти. Ницше предлагает в таких условиях пересмотреть (переоценить) все известные общечеловеческие ценности, и в первую очередь, сложившиеся представления о добре и зле. Всех людей Ницше делит на две категории: господ и рабов. Господа  - это сильные от природы, решительные, настойчивые, самоуверенные люди, обладающие несгибаемой волей и энергией в достижении поставленных целей. Рабы - слабы от природы, ценят сострадательность, рассудительность, альтруизм, мягкосердечие. Ницше считал, что когда-то очень давно рабы одержали верх над господами, и с тех пор в мире правит рабская мораль и ее ценности - равенство, свобода, любовь.

Согласно Ницше, надо пересмотреть эти ценности, так как они не оправдали себя и завели мир в  тупик. Пересмотрев их, следует переступить  через них. И это могут сделать  только сильные личности, и потому эта миссия ложиться на плечи господ. (Следует сказать, что Ницше себя самого также причислял к отряду сильных людей, а среди исторических примеров такого рода личностей он называл Цезаря, Макиавелли, Наполеона, скандинавских викингов, гомеровских  героев, римское, арабское, германское, японское дворянство.)

Представления о сильных по своей  природе людях концентрируется  у Ницше в идеесверхчеловека. Именно он и есть само совершенство. Он абсолютно свободен: у него нет никаких ограничений и предрассудков, ни законы права, ни нормы морали не в состоянии ограничить его действия. Он волен поступать так, как сам считает нужным. Главная ценность для такого человека - свобода сильного. Ницше воспевает неравенство, которое проистекает из того факта, что разные люди обладают разной волей к власти. И между людьми всегда происходит борьба, причем осуществляется она по законам, сходным с законами естественного отбора: побеждает в такой борьбе сильнейший.  Ницше считает, что слабых и вырождающихся не надо спасать. Напротив - «Падающего - подтолкни!». Они - всего лишь материал в руках сильного. «Что хорошо? - спрашивает Ницше. - Все, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке». «Что дурно? - Все, что происходит из слабости».

Во времена Ницше человечество еще верило в либеральные ценности. Но он действительно ворвался в культуру 19 века как динамит: он предвосхитил наступление 20 века. А этот век - не что  иное, как эпоха тотального наступления  массового общества на общечеловеческие ценности свободы, добра и самой  жизни.

Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философском жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

 

Развитие для Ницше не имеет  смысла. Регресс. Но возможно становление  нового человека. Концепция вечного  возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая  абсурдность своего подхода с  опорой на науку, использует аллегорический образ - бесконечная дорога, лежащая  позади нас, и ворота перед нами с  надписью «мгновение». Человек их переступает  и снова видит перед собой  ворота, а позади бесконечная дорога. «Знание - это власть». Наука может  скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен  мир как таковой. Аморализм - конфронтация с традиционной (христианской) моралью. Христианская мораль - восстание рабов  морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и  зла. Добро до Сократа ассоциировалось  с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из - за их морали.

 

Становиться проблематична оценка досократовских людей. «Бог умер», - говорит Заратустра: «И это мы его умертвили». Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей - «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли - они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. «По ту сторону добра и зла» (против понятий христианской морали). Политика - власть вне морали.

 

Идеал у Ницше - деспот художник. Ницше  не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и  почета. При этом Ницше враждебно  относится к женщинам. «Женщины - это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться  как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».

 

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и  т.п., за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

Что касается позиции А. Шопенгауэра, хотелось бы отметить, некоторую ее двусмысленность. Дело в том, что  Шопенгауэр - принципиальный противник  теистического мировоззрения, основанного  на понимании всего совершающегося в земном мире как исполнения намерений  внеположенного этому миру Божественного промысла, который в конце концов все направляет к высшей цели, к благу. Но результатом его собственного истолкования морали, как мы только что убедились, вроде бы является возможность понимания мировой воли в качестве такого провиденциального миро- и благоустроящего духовного принципа.


Информация о работе Иррациональная философия