Искусство любить (по работе Эриха Фромма)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Свою работу «Искусство любить» Эрих Фромм начинает с вопроса: является ли любовь искусством? Автор утвердительно на него отвечает, хотя признает, что большинство людей в современном обществе считают его лишь случайно и спонтанно возникшим приятным ощущением. Для большинства главным в проблеме любви является то, как быть любимым, проблему же способности любить самому они просто не видят. Общепринятым мнением является то, что любить просто, это не требует ни труда, ни знаний, трудно лишь найти подходящий и достойный объект для любви. Причиной возвышения значения объекта в противоположность значению функции в большой степени послужила сложившаяся в XX веке концепция любви свободной и романтической в противовес традиционным взглядам, которые гласили, что любовь не является личным, неожиданно возникшим переживанием, которое затем ведет к браку, а скорее наоборот: она появляется, развивается и крепнет только после заключения брачного союза между людьми.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

                                        Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по работе Эриха Фромма

«Искусство  любить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

Свою работу «Искусство любить» Эрих Фромм начинает с  вопроса: является ли любовь искусством? Автор утвердительно на него отвечает, хотя признает, что большинство людей в современном обществе считают его лишь случайно и спонтанно возникшим приятным ощущением. Для большинства главным в проблеме любви является то, как быть любимым, проблему же способности любить самому они просто не видят. Общепринятым мнением является то, что любить просто, это не требует ни труда, ни знаний, трудно лишь найти подходящий и достойный объект для любви. Причиной возвышения значения объекта в противоположность значению функции в большой степени послужила сложившаяся в XX веке концепция любви свободной и романтической в противовес традиционным взглядам, которые гласили, что любовь не является личным, неожиданно возникшим переживанием, которое затем ведет к браку, а скорее наоборот: она появляется, развивается и крепнет только после заключения брачного союза между людьми.

Автор разделяет понятия  «влюбленность» и «любовь». Если под  первым словом понимается спонтанное кратковременное начальное переживание, то второе обозначает длительное длящееся состояние.

Сравнивая любовь с искусством, Фромм называет этапы, которые нужно пройти так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством, например, живописью или музыкой. Кроме изучения теории и закрепления ее практикой он называет еще одно важное условие: это должно быть делом, важнее которого нет ничего на свете, оно должно иметь для человека исключительную важность.

Эрих Фромм определяет любовь как  ответ на проблему существования.

  Поскольку человек одарён разумом, т.е. является сознающей себя жизнью, он осознаёт краткость своего существования, осознаёт себя, как отдельное существо, причём существо, которое было рождено не по своей воле и умрёт вопреки своей воле. Осознание того, что он может умереть раньше тех, кого он любит, или они раньше него, не только усиливает осознание собственной беспомощности перед силами природы, собственного одиночества и отделённости. человек непременно сошёл бы с ума, и единственную возможность он видит в той или иной форме объединения с другими людьми и тем самым с окружающим миром.  
 Переживание человеком отделённости от других и от мира является причиной возникновения тревоги, стыда и чувства вины. По мнению Фромма, именно это переживание вины и стыда при осознании своей отделённости находит отражение в библейском рассказе об Адаме и Еве. С того момента, когда мужчина и женщина начали осознавать самих себя и друг друга, они пришли и к осознанию своей отделённости в своём различии из-за принадлежности к разным полам.

Вопрос преодоления  отделённости и достижения единства, поиск выхода за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обретение единения с окружающим миром - именно это волновало человека на протяжении всей истории человеческого общества, во все времена и во всех культурах.  
 В разные времена разные народы избирали один из возможных путей достижения этой цели, который составляют все виды оргиастических состояний. Дело в том, что в трансовом состоянии экзальтации внешний мир перестаёт существовать, а, следовательно, исчезает и чувство отделённости от этого мира. В неоргиастической культуре индивид выбирает в качестве форм достижения своей цели алкоголизм и наркомания.  
 Автор описывает также и прямо противоположный оргиастическим состояниям путь достижения всё той же цели, а именно, единство, которое основывается на приспособлении к определённой группе, её обычаям, верованиям и практике. Подобное достижение единства осуществляется, как правило, за счёт утраты самого себя, своей индивидуальности.

Третий путь достижения единства автор  видит в творческой деятельности. Творческий человек делает попытку объединить себя со своим материалом, который в данном случае символизирует внешний мир. Однако, всё это лишь частичные ответы на проблему существования. Полный ответ Фромм видит только в межличностном слиянии, в единении с другим человеком, в любви. 
  Эрих Фромм указывает на очень тесную взаимосвязь между всеми компонентами любви. С одной стороны, невозможно уважать человека, не зная его; и забота, и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. С другой стороны, если бы в качестве мотива знания не выступала заинтересованность, оно было бы пустым. 
 Однако автор отмечает, что знание имеет ещё одно, более основательное, отношение к феномену любви. "Фундаментальная потребность в соединении с другим человеком таким образом, чтобы мочь освободиться из темницы собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим человеческим желанием, желанием познать "тайну человека"". 1 Среди путей познания этой тайны Фромм указывает один, который он называет отчаянным путём. Это путь достижения полного господства над другим человеком. Такое полное господство сделает человека таким, каким мы хотим, оно заставит его чувствовать именно то, что мы хотим. На этом пути человек превращается в вещь, в собственность. Высшую степень такой попытки познания можно обнаружить в крайностях садизма, в желании и способности пытать человека, мучениями заставить его выдать свою тайну. Отсюда автор делает вывод о глубинных причинах жестокости. По Фромму, жестокость сама по себе мотивируется желанием познать тайну вещей и жизни. 
 Любовь - это другой путь познания тайны человека. Представляя собой активное проникновение в другого человека, любовь удовлетворяет наше желание познания благодаря единению.

 

  В зависимости от видов любимого объекта Эрих Фромм выделяет различные типы любви.

Братская  любовь 
 Братская любовь, по мнению автора, является наиболее фундаментальным видом любви, составляющим основу всех других типов любви. Именно этот вид любви имеется в виду в Библии, когда говорится: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Братская любовь характеризуется полным отсутствием предпочтения, это любовь ко всем человеческим существам. В основе братской любви лежит чувство, что все мы - одно. Братская любовь является любовью между равными, хотя она берёт своё начало в любви к беспомощному человеку, в любви к бедному и чужому. 
Материнская любовь 
 Материнская любовь является безусловным утверждением в жизни ребёнка и его потребностей. Утверждение жизни ребёнка, по Фромму, имеет два аспекта. Первый аспект заключается в том, что для сохранения жизни ребёнка и его роста абсолютно необходимы забота и ответственность. Другой аспект далеко выходит за пределы простого сохранения жизни. У матери должна быть установка, которая внушала бы ребёнку любовь к жизни.  
 Связь между матерью и ребёнком по самой своей природе является неравенством, в котором один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. В этом заключается чрезвычайно существенное различие между материнской любовью и такими формами любви, как братская и эротическая, так как последние представляют собой формы любви между равными.

 
Эротическая любовь 
 Определяя братскую любовь как любовь между равными, а материнскую любовь как любовь к беспомощному существу, Фромм указывает на то, что как бы данные формы любви не отличались друг от друга, у них есть нечто общее: по своей природе эти формы любви не ограничиваются одним человеком. Эротическая любовь составляет противоположность обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства, полного слияния с одним единственным человеком. По своей природе она не всеобща, а исключительна. Именно в этой форме любви есть предпочтительность, которую мы не находим в братской и материнской любви. Несмотря на то,что эротическая любовь исключительна, она является таковой лишь в том смысле, что человек может полностью слиться только с определенным другим человеком. Это любовь ко всему живому в лице одного человека.

Любовь  к себе 
 Рассматривая данную форму любви, Эрих Фромм обращает внимание на противоположность двух понятий: любовь к себе и эгоизм. Он пишет, что большинство людей считают данные понятия синонимичными. В доказательство полной ошибочности подобных суждений Эрих Фромм приводит слова Мейстера Экхарта: "Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь их как одну личность, а личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково". 2  
 
Любовь к богу 
 Религиозная форма любви, которая называется любовью к богу, также берёт своё начало в потребности преодолеть отчуждённость и достичь единства.

   Фромм отмечает существование определённых параллелей между любовью к родителям и любовью к богу. Он пишет: "В истории рода человеческого мы видим то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестаёт быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле". 3

Эрих Фромм приходит к выводу о необходимости изменения  и человека и общества, утверждая, что без нового человека невозможно новое общество. Основой будущего общества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства и всегда быть внимательным к людям; потребность дарить людям свою любовь и солидарность, а также ощущать тепло и сочувствие своего окружения; вера в собственные силы, стремление познать самого себя, в том числе и сферу своего бессознательного; умение чувствовать своё единство со всем живым на Земле, то есть от мысли подчинить себе природу силой, желание вместо разрушения предложить ей взаимопомощь и сотрудничество.  

 

1 Искусство любить: (пер. с англ.)/Эрих Фромм. - М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2009,стр. 31

2 Искусство любить: (пер. с англ.)/Эрих Фромм. - М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2009,стр 102.

3 Искусство любить: (пер. с англ.)/Эрих Фромм. - М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2009,стр 119.




Информация о работе Искусство любить (по работе Эриха Фромма)