Истина и нравственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:06, реферат

Описание работы

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей».

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

"Истина  и нравственность"

 

Выполнил:

Студент II курса IV группы юридического факультета Игумнов Александр.

 

 

 

“Истина - это  заблуждение, которое длилось столетия”

 

Истина — это понятие, обозначающее качественную характеристику мысли (представления) либо суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположными истине являются понятия лжи и заблуждения.

 

Впервые философское  понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество  мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

 

На протяжении ХХ в. идет дискуссия об истине и  ревизия истинного мышления. Истина в классическом понимании – это соответствие знаний об объекте самому объекту.  После Канта философы стали различать абсолютные и относительные истины. Сегодня в философии предлагается отбросить понятие истины. Например, работы таких философов, как Локатош, Кун вообще об истине не говорят. Так, Хабермас считает, что истины должна быть изгнана из научного познания, т.к. она есть зловредный монстр.

    Многие  представители философии науки  считают, что современная наука  в отличие от классической  уходит от истинности и заменяет истинное мышление модельным. Модельное мышление являет собой иной взгляд на политику и диалог, на нормы и ценности в научном сообществе и обществе. С этой позиции можно обсуждать модели знания, но понятие истины к ним не применимо. Модельное мышление строится по критериям эффективности, стройности и емкости.  В рамках модельной гносеологии противоречащие концепции не являются взаимоисключающими, а наоборот, взаимодополняющими. Например, Назаретян считает, что истинная парадигма науки является анахронизмом. Задача науки не в поиске истины, а построении эффективной модели мира, цель которой повышение потенциала интеллекта и механизмов самоограничений.

   Ревизия истины наблюдается в философии постмодернизма. В частности утверждается, что истина перестала быть целью научного познания, а также отсутствуют критерии доказанности истины. Но также утверждается, что истинное познание является способом создания мира, в котором заинтересована буржуазия.

    Задача ученых построить исследование так, чтобы противостоять этому миру, т.е. общественные и нравственные интенции более важны, чем истина.

   Однако если отбросить понятие истины, то много в теории познания надо пересматривать: лишается смысла понятие доказательств и опровержения, неясно понятие самого познания и знания как такового.  Потребность в познании, которое ориентируется на истину заложено в природе человека – это установка сознания, поэтому от истины нельзя отказаться.

 

Признаки и  характеристика истины.

    Для философии России традиционно рассматривать истину в гносеологическом плане, т.е. относительно человека и его целей познания. Истина – это знание, соответствующее или адекватное действительности – гносеологическая корреспонденция. Либо же истина – есть логическая истина (гносеологическая когерренция). Истинность знания определяется в соответствии с другими знаниями, истинность которых доказана. Вопрос об истине возникает не только исключительно в научной сфере, но и в иных областях. В истории философии есть постановка вопроса об истинности предметов окружающего мира.

    Гегель считал, что можно говорить об истинности  предмета окружающего мира, т.к.  предметы истинны, когда она  есть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует  их понятию.

    Критериями истины  выступают:

1) объективность, т.к.  истина – это единство объективного (содержания) и субъективного (формы). Объективность означает адекватность  в данном случае и не означает  вечности истины: с изменением  мира может измениться и знание  о мире.

2) конкретность, т.к. знание истинно в определенное время и в определенных условиях, т.е. всякая истина рассматривается среди условий, в которых она формируется. Абсолютная истина – знание полное и исчерпывающее, которое не может быть опровергнуто и изменено в будущем. В мире больше относительных, чем абсолютных истин. Относительная истина – верное знание, ограниченное условиями места и времени.

    В относительной истине  есть элемент истины абсолютной, а абсолютная истины формируется  через систему относительных  истин. Соответственно, истина может быть абсолютной и относительной одновременно. Незнание или не учет диалектики истины относительной и абсолютной приводит к крайностям либо догматизму (признание только абсолютных истин) либо релятивизму (отрицание абсолютных истин)

3) истина есть цель  человеческой д-ти, но в процессе  этой д-ти человек часто приходит  к заблуждению, которое также  является результатом. Истина и заблуждение не существуют друг без друга, т.к. познаваемые истины не абсолютны и в иных условиях познания могут быть заблуждением. Заблуждение – исторически отжившее знание, ранее бывшее истиной. Для анализа прошлого знания, его необходимо оценивать с позиции современника, а не с позиции сегодняшних знаний.

 

ДОБРА ИЛИ ЗЛА  ИСТИНА!

 

Рассуждая об отношении  истины и добра, мы замечаем, что  нет надобности доказывать, что истина может служить как добру, так и злу. Как воспользуется человек той или иной истиной, зависит не только от характера самой истины, но и от его субъективных намерений.

 

Истина сама по себе может представляться неприятной, печальной и даже “злой”, как, скажем, та, что каждый из нас рано или поздно умрет. Но как бы ни оценивали люди ту или иную истину, если это действительно истина, она всегда выражает то, что имеет место независимо от наших оценок и желаний. Так, закон сохранения энергии проявляется независимо от того, нравится он нам или нет. Оценки не могут входить в суждение истины как таковой, и любые попытки “улучшить”, “поправить” истину “в целях добра” только искажают ее.

Скрывая от человека правду, его обрекают на заведомо ошибочные  действия и в конечном счете —  на бездействие.

Истина открывает  человеку новые возможности и  позволяет ставить новые цели. Познавая мир, человек постоянно  восходит на новые, более высокие  ступени знания. Различные уровни знания предполагают различную степень осмысления “зла”.

Встречаются люди, которые отрицают связь между  наукой и моралью и указывают  только на зло, которое наука уже  принесла или грозит принести человечеству. Это воззрение основано на убеждении, что истина лежит за пределами морали и что стремление к истине не есть необходимое условие добра.

Как бы мы ни оценивали  такие взгляды и умонастроения, сам факт их существования свидетельствует, что вопрос об отношении истины и  добра имеет свои трудности. Некоторые из них возникают из-за ошибочных взглядов на науку. Помимо этого, есть и трудности, связанные с диалектикой отношения истины и добра, сложностью процесса искания, познания истины.

 

   

 

 

Истина и  нравственность.

 

  Что касается нравственности, то когда мы говорим о ней, то чаще волнует нас отсутствие нравственности. Мы ищем замысловатые пути, которые могут «повысить» нравственность, критикуем и призываем систему образования и семью уделить больше внимания нравственности, а порок, страсти, зло растут быстрее, сводя усилия по «повышению» нравственности на нет.

Нравственность - в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность  представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

 

  Главный вопрос данной проблемы – применимо ли понятие истины к нравственным суждениям? Данным вопросом занимается этика как наука о морали. В западных странах этот вопрос решается однозначно – истина к суждениям о нравственности не применима. Но некоторые философы считают, что это не совсем так. Так, Коновалова высказывает мысль, что нравственные суждения не характеризуются объективной истиной, т.к. являются оценочными. Отношения истины и заблуждения также можно оценивать с позиции добра и зла.

    Проблемой на самом деле выступает то, насколько истина является добром, а заблуждение – злом. Еще одна проблема в этом аспекте – насколько в своих опытах поиска истины ученые должны руководствоваться соображениями нравственности.

 

Возможные критерии истины.

    Некоторые философы считают, что в теории познания нельзя иметь критерии истины (Протагор и Анаксагор). В ХХ в. течение аналитической философии также эту позицию поддерживает.  Так, аналитики абсолютизируют лингвистическую сферу истины и делают вывод, что истина иллюзорна, а соответственно у нее нет критериев.

    Однако  большинство философов все же  выделяют определенные критерии  истины.

    Декарт считал, что истина должна отвечать критериям ясности и очевидности. Однако такое отношение неудачно – но все, что ясно и очевидно является истинным, а также очевидное может противоречить истине.

     Философы-материалисты ХУШ в.  брали в качестве критериев  то, что соответствует показаниям  органов чувств. Однако эта позиция  тоже неверна – есть вещи, которые органам чувств не подвластны и ненаблюдаемы.

    Гегель  считал истиной то, что совпадает  с абсолютной идеей. 

    Течение прагматизма  (Дьюи) считали истиной то, что  приводит к успеху.

    Неопозитивизм (К. Поппер, Д. Рассел)  выдвинул в качестве критерия принцип верификации. Т.е. считать истинным все то, что подтверждается фактами-переживаниями и если могут быть указаны воображаемые факты, которые если бы были реальными, то данное утверждение опровергли. Позднее принцип верификации был заменен принципом верифицируемости, т.е. истинным можно считать не только проверенное эмпирически, но и то, что можно проверить логически. Следовательно,  критерием можно считать логику.

    В отечественной философии критерием истины признавалась практика – общественная, целесообразная д-ть людей. Видами практики при этом называли 1) материалистическое производство (т.е. проверка истины прикладными знаниями); 2) социальная д-ть; 3) эксперимент и наблюдение.

     Практика в различных науках имеет свои особенности. Далеко не всегда идеи можно проверить на практике на предмет истинности.

    Что касается логического критерия истины, то истинность знаний определяется в их логической связи и взаимном соответствии вне всякого отношения к внешнему референту (предмету). Этот логический критерий уходит своими корнями в древность, в частности в работы Аристотеля. Ядром логического критерия называют непротиворечивое мышление. Логический критерий является необходимым, т.к. критерии практики иногда не применимы. Многие учение придают логическому критерию ведущее значение, но отмечают, что он носит относительный характер. Т.е. действие логического критерия зависит от содержательности исходных положений.

 

 

Список использованной литературы:

 

Батищев Г. С. Истина и  ценности // Познание в социальном контексте. — М.: ИФРАН, 1994.

Бердяев Н. А. Философская  истина и интеллигентская правда // Вехи

Бердяев Н. А. Истина Православия  на портале «Философия в России»

Блинов А. К. Дефляционная теория истины

Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. —  М.: ИФРАН, 1998.

Болдачев А. В. Эмоционально-познавательная концепция истины

Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30-37.

Даммит М. Истина на портале  «Философия в России»

Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике на портале «Философия в России» и в Открытой российской электронной библиотеке

Желнов М. В. «Cущность  свободы как истина» и «Cущность  истины как свобода» (Идеи Ф. Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) на портале  «Философия в России»

Куликов, С. Б. Онтологические предпосылки смысловых вариаций понятия истины (на материале западной философии). Автореферат дис. … канд. филос. наук. 09.00.01 — Томск, 2004. — 16 с.

Остин Дж. Истина на портале  «Философия в России»

Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.

Стросон П. Значение и  истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998. — С. 213—230.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности  в библиотеке Максима Мошкова

Информация о работе Истина и нравственность