Разоблачив товарный фетишизм как
«естественную» форму осознания
действительности в условиях отчуждения,
Маркс в ходе ее анализа показал
ее одновременно как частный случай отчужденного
сознания вообще, другой формой которого
является религия. «Эта действительная
ограниченность отражается идеально в
древних религиях, обожествляющих природу,
и народных верованиях. Религиозное отражение
действительного мира может вообще исчезнуть
лишь тогда, когда отношения повседневной
практической жизни людей будут выражаться
в прозрачных и разумных связях их между
собою и природой» (Маркс К.). Пока не преодолено все
тяжелое наследие классового, стихийного
развития человечества, в том числе профессиональная
узость личного развития человека, сопровождаемая
принципиальным невежеством относительно
всего того, что лежит за рамками профессии,
для заблуждения остается реальная почва.
Диалектический материализм рассматривает
в качестве критерия различения истины
от заблуждения общественно-историческую
практику, которая выступает, естественно,
в исторически ограниченных формах. Поскольку
люди, живущие в условиях этих ограниченных
форм практики, не осознают их ограниченности
и принимают их за вечные и неизменные,
они неизбежно оказываются в плену заблуждения
и столь же неизбежно воспринимают как
заблуждение действительное движение
практики и познания вперед. Но нельзя
забывать, что и практика не может сразу
же отделить истину от заблуждения в составе
конкретного знания с такой же точностью,
как лакмусовая бумажка различает кислоту
от щелочи. Практика не является таким
всемогущим критерием, особенно если она
понимается не как всемирно-историческая
практика человечества, а узко прагматически.
В.И. Ленин специально подчеркивал в связи
с этим, что критерий практики тоже не
абсолютен: «...Критерий практики никогда
не может по самой сути дела подтвердить
или опровергнуть полностью какого бы
то ни было человеческого представления.
Этот критерий тоже настолько “неопределенен”,
чтобы не позволять знаниям человека превратиться
в “абсолют”, и в то же время настолько
определенен, чтобы вести беспощадную
борьбу со всеми разновидностями агностицизма
и идеализма» (Ленин В.И.).
Только диалектико-материалистическая
философия, связанная с всемирно-историческим
процессом преобразования общественных
отношений людей друг к другу
и к природе, смогла поэтому теоретически
разрешить проблему заблуждения
и указать пути его действительного
преодоления и «снятия». Марксистско-ленинская
теория познания показала, что проблема
заблуждения – это не только, и даже не
столько чисто теоретическая, сколько
широко социальная проблема, полное решение
которой совпадает с коммунистическим
преобразованием всех общественных условий
труда, в том числе и условий труда ученого,
т.е. с преодолением товарно-капиталистической
формы разделения труда также и внутри
науки. Лишь на почве диалектико-материалистической
теории отражения могут быть правильно
расценены также место и роль тех заблуждений,
которые действительно возникают в результате
чисто формальных неточностей в рассуждении.
Но заблуждения такого рода и происхождения
в истории науки играют, конечно, ничтожнейшую
роль и к тому же часто имеют более глубокие
причины, нежели простой недостаток формально-логической
культуры.
Современная буржуазная философия, не
видящая выхода за пределы товарно-капиталистического
способа разделения труда между
индивидами, не в состоянии разрешить
и проблему заблуждения. Усматривая
корни заблуждения не в исторических условиях,
порождающих заблуждение, а в органически
присущих человеческим познавательных
способностям «несовершенствах», современная
буржуазная философия исходит из индивида,
искалеченного разделением труда, и принимает
его особенности за «естественные» свойства
чувственности и мышления вообще. Так,
неопозитивизм (Айер, Карнап, Рассел и
т.п.), принимая «профессиональный кретинизм»
буржуазного специалиста за вечную и естественную
форму человеческого мышления, стремится
найти способы преодоления заблуждения
на почве и в рамках условий, с неизбежностью
порождающих и фиксирующих эти заблуждения.
Отсюда и рождается крайне наивная иллюзия,
будто все заблуждения имеют свою причину
в несовершенствах естественных языков,
а потому только и могут быть преодолены
с помощью языка искусственного, где строго
регламентированы все значения терминов
и способы соединения терминов в языковые
конструкции (в теории). Прагматизм вообще
смазывает разницу между истиной и заблуждением,
объявляя истиной все «полезные» представления.
Последовательное проведение этого взгляда
приводит к учению об истине, как о «полезной
фикции»; заблуждение философски санкционируется
в качестве истины, поскольку оно приводит
к прагматически оправдываемому эффекту,
успеху. Реальные корни и условия возникновения
заблуждения здесь остаются вне поля зрения
и тем самым принимаются за естественные
и неизменные предпосылки его мышления,
познания.
Откровенно и предельно проблема
заблуждения субъективируется и
поэтому с неизбежностью переводится
в иррационалистический план у современных
экзистенциалистов и их духовного предшественника
Кьеркегора. Проблема заблуждения переносится
Кьеркегором в сферу практического, но
последняя предельно сужается им и выступает
как этика. Если человек в своих поступках
исходит из требований своего внутреннего
«Я», которое выступает в сфере этики как
«совесть», если он выбирает себя, то он
выбирает истину. Если же он предпочитает
действовать сообразно тому, что ему навязывают
извне, сообразно требованиям, о происхождении
и правомерности которых он вопроса не
ставит, т.е. если он выбирает не самого
себя, а нечто объективное, он заблуждается.
Субъективное, личное оказывается критерием
истины. Кьеркегор и вслед за ним современные
экзистенциалисты называют все то, что
берет свое начало в субъективном, необъективируемом,
– «подлинным», то, что исходит из безликого,
внешнего человеку, – «неподлинным». Один
из вождей современного экзистенциализма
Хайдеггер определяет заблуждение как
«сокрытость», а истину – как «нескрытость».
Он выступает против традиционного понимания
истины как соответствия суждения предмету.
Такое понимание, по Хайдеггеру, делает
«местом» истины суждение и основано на
«метафизическом» толковании познания
как отношения субъекта к объекту. Истина
есть характеристика самого бытия. Но
это бытие есть бытие человеческое, есть
«открытость» человеческого бытия, а заблуждение
– «сокрытость». Одним из наиболее типичных
примеров заблуждения является, по Хайдеггеру,
следование традиции. Понять, скажем, философскую
теорию – значит увидеть в ней решение
тех вопросов, над которыми бьешься сам.
Поэтому, говорит Хайдеггер, подлинный
мыслитель не может заниматься классификацией
школ или направлений, ибо в лице всех
этих направлений для него существует
только одно – свое собственное. Эта точки
зрения Хайдеггера приводит его к крайне
субъективистским выводам: предпосылкой
в решении проблемы заблуждения и истины
является субъективистское понимание
личности и творческого процесса, который
совершенно отрывается от объективного,
выступает ли это объективное в форме
природной или социальной закономерности,
в форме опредмеченной человеческой деятельности
– т.е. культуры.
Диалектико-материалистический анализ
знания, имеющий целью отличить истину
от заблуждения, всегда должен быть
доведен до понимания материальных условий,
определяющих человеческую жизнедеятельность,
до понимания конкретно-исторических
рамок и границ этой жизнедеятельности,
характера отношений людей друг к другу
и к природе, с необходимостью порождающих
это знание и определяющих меру его истины,
за пределами которой эта частичная истина
становится заблуждением. В теории заблуждение
опрокидывается лишь тогда, когда ему
противопоставляется полная и конкретная
картина той действительности, абстрактно-односторонним
и абсолютизированным отражением которой
является критикуемое заблуждение. Критическое
отношение к собственным практическим
и теоретическим предпосылкам (самокритичность)
– это субъективное условие, без которого
мыслящий человек не в состоянии самостоятельно
отличить истину от заблуждения, не в состоянии
вырваться из сети практических иллюзий,
со стихийной силой навязываемых ему ограниченными
условиями его жизни. И эта самокритичность
мышления, в свою очередь, может быть обеспечена
только конкретным пониманием всеобщих
условий деятельности и познания, т.е.
философской теорией, раскрывающей связи
мышления с предметно-практической деятельностью
общественного человека, а через нее –
с объективной реальностью. Единственной
философской теорией, в полной мере охватывающей
этот круг вопросов, является ныне марксистско-ленинская
диалектика, как логика и теория познания,
– острейшее оружие борьбы с заблуждением.
Список используемых источников
- Чудинов Э. М. - “Природа научной истины”,М: ПОЛИТИЗДАТ - 1977 г. – 312с.
- Философия: Учебник для вузов;отв. ред. д-р филос. наук, проф. В.П. Кохановский, МО РФ.-Ростов на/Д: Феникс, 2004. - 576 с.
- Философия: основной курс: учебник для вузов/под ред. Л.В. Баевой.-Астрахань:
Астраханский ун-т, 2007. – 438с.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2005.-608 с.
- Васильева Т.С. Орлов В.В. «Социальная философия», Перм. Ун-т, Пермь, 2008 г.
- Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е – М.: Республика, 2009.-623 с.