Истина и заблуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, доклад

Описание работы

Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народов составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.

Содержание работы

Введение
История понятия истины 4
Истина, заблуждение и ложь 7
Конкретность истины 12
О критериях истинного знания 13
Понятие и критерии истины Аристотеля 16
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Верно также  и то,  что философия называется знанием об истине.  В самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося деятельности – дело. Ведь люди деятельные даже тогда,  когда они рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к чему-то и в настоящее время.  Но мы не знаем истины, не  зная причины. А  из  всех  вещей тем или иным свойством обладает та, благодаря которой такое же свойство присуще  и другим; наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности.  Поэтому и начала всего  существующего  должны быть наиболее истинными:  они ведь истинны не временами, и причина их бытия не в чем-то другом,  а наоборот, они причина бытия всего остального;  так что в какой мере каждая вещь причастная бытию,  в такой и  истине".

Аристотель также выделяет проблему,  впоследствии ставшую камнем преткновения в философии:  на основе чего строится познание человека о мире - на основе  эмпирического опыта или  в  результате  мыслительной деятельности?  Если имеет место и то и другое,  то каково их соотношение? "Истинное и ложное означают следующее:  истина есть удостоверение (как бы) на ощупь и высказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь  и  высказывание),  а когда нельзя таким  образом удостовериться,  имеется незнание. В  самом  деле, относительно сути  вещи ошибаться невозможно  - разве что преходящим образом, - и одинаково обстоит дело и с сущностями несоставными,  ибо и относительно них ошибиться нельзя. И все они существуют в действительности,  не в возможности, ибо иначе они возникали бы и уничтожались. А сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно должно было бы возникать из чего-то;  поэтому относительно того, что есть бытие само  по  себе  и  в  действительности, нельзя ошибаться,  а можно либо мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути,  а не о том, такого ли свойства оно или нет. Что же касается бытия как истины и небытия как ложного, то в  одних  случаях,  если связывают (связанное на деле), имеется истинное, если же такого связывания нет, то - ложное, а  в  других  случаях,  когда имеется одно,  если оно действительно сущее, оно есть только таким-то образом; если же оно таким-то образом не существует, и истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет здесь и заблуждения, а есть лишь незнание"

Таким образом,  мы видим, как трактовалась в  древнегреческой философии проблема истины.  В частности, какое звучание эта проблема приобрела у Аристотеля.  Необходимо отметить, что  отправной  точкой для исследования истины,  у него служит положение о необходимости опираться на  непреходящее бытие.  Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины,  в поисках которой необходимо лишь опираться на формальные законы логики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление знания. “Атом неделим” - истина это или заблуждение? В течение многих веков это считалось истиной, и практика подтверждала это. С точки зрения, например, античной практики (и даже вплоть до конца 19 в.) атом действительно был неделим, так же как в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми. Таков уровень современной практики. Практика - “хитрая” особа: она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами её исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна - от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. Одно дело практика первобытного человека, добывавшего огонь трением, другое - средневековых алхимиков, искавших способ превращения различных металлов в золото. Современные физические эксперименты с помощью приборов огромной разрешающей способности, расчет на ЭВМ - это тоже практика. В процессе развития истинного знания, увеличение его объема наука и практика все больше выступает в нераздельном единстве.

Данное положение становится закономерностью не только в области естественнонаучного познания, но так же и социального, особенно на современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической практике людей все большая доля принадлежит субъективному, человеческому факторам. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики все более и более осуществляется на основе научного познания социальных закономерностей.

 

 

Список литературы

 

1. Спиркин А. Г. Основы философии: учебное пособие для вузов.

2. Радугина А. О. Философия. М. Владос, 1995             

3. Современная философия: словарь и хрестоматия. // Под ред. Кохановского В.П. // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

4. Спиркин А. Г. Философия 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. — 736 с.

5. Философия.  Алексеев П.В., Панин А.В.3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.  

 

2

 



Информация о работе Истина и заблуждение