Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:38, реферат
Эпоха Просвещения- одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Ее начало связывают с 1718 г. Когда в Париже впервые была поставлена трагедия «Эдип» Франсуа Мари Аруэ- Вольтера (1694-1778). Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти 18 в. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма.
Доклад: Историческая роль философии Просвещения.
Эпоха Просвещения- одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Ее начало связывают с 1718 г. Когда в Париже впервые была поставлена трагедия «Эдип» Франсуа Мари Аруэ- Вольтера (1694-1778). Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти 18 в. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма.
В это время были заложены важнейшие
основания для разработки социальной
философии, философии культуры, философии
политики, философии религии. Для
общественных исканий данной эпохи
особо значима идея усовершенствования
социальной жизни через просвещение
народа.
К числу самых выдающихся философов эпохи
Просвещения относятся Джордж Беркли
(1685-1753), Давид Юм (1711-1776), Шарль Монтескье
(1689-1775), Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778),
Жан-Жак Руссо (1712-1778), Этьен Боно де Кондильяк
(1714-1780), Дени Дидро (1713-1784), Пауль Гольбах
(1723-1789), Бернард Мандевиль (1670-1733) и др.
Общепризнанным является тот факт,
что в развитие философии эпохи
Просвещения наибольший вклад внесли
философы Великобритании и Франции.
Исторически сложилось так, что
в Великобритании переход к индустриальному
обществу, становление капиталистического
типа экономики осуществлялись более
интенсивно, чем во Франции. Это нашло
выражение в специфике
Английское Просвещение
Для традиционно консервативной Великобритании
в XVIII веке закономерным оказалось развитие
утилитаризма, наиболее ярким выразителем
которого был Иеремия Бентам (1748-1832). Осуществив
отождествление пользы и добра, он обосновал
тезис о том, что «возможно большее число
людей должно стремиться к возможно большему
счастью». Видя в этом залог процветания
общества, он разработал свою этику и оригинальную
политическую философию. Впоследствии
они сыграли большую роль в становлении
такого философского направления, как
прагматизм.
Английские философы в целом были преимущественно
сторонниками королевского абсолютизма,
конституционной монархии. Они нередко
теоретизировали как идеологи аристократии.
Во Франции получили большее
развитие демократические и
Идеи Просвещения в XVIII веке целенаправленно
популяризировались в обществе прогрессивными
деятелями. Значителен вклад в это дело
внесен «энциклопедистами» (Ж. Л. Д´Аламбером,
Д. Дидро, Вольтером, П. Гольбахом и др).
Особо важную роль при этом имели художественная
литература и театр.
Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.
Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер-
Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.
В эпоху Просвещения в искусстве развивался романтизм как особое течение. Прежде всего, следует выделить немецкий романтизм («немецкое движение»), его период «Бури и натиска». В рамках романтизма было предложено расставить иначе акценты в тех ценностях и целях, которые определяют смысл жизни человека и общества. В искусстве романтизма утвердился новый тип героя - бунтарь, противостоящий существующим в то время устаревшим социальным нормам и традициям, вдохновляющий народ на борьбу с ними.
Идея «прогресса» стала
Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности.
В нашей стране в силу ее уникального
в Евразии расположения переход
к эпохе Просвещения затянулся.
В XVIII веке она пребывала, выражаясь
образно, на периферии «европейского
культурного пространства». Представления
западных просветителей в это
время проникали в Российскую
Империю, прежде всего, в связи с
реформаторской деятельностью Петра
I и Екатерины II, но распространение
и утверждение их затянулось. Они
вдохновляли к общественно
Таким образом, «просвещение» и «прогресс» - две важнейшие идеи для развития западного мира в эпоху Просвещения. Для философов данного периода их осмысление имело первостепенное значение.
Помимо этого необходимо особо подчеркнуть, что философия эпохи Просвещения продолжала вслед за философией предыдущего столетия развивать представления о безграничных возможностях человеческого разума. Большинство ее видных представителей признавали великую ценность науки и научного познания. Они пытались широко использовать достижения науки в своих теоретических изысканиях, опирались на строгие методы научного познания.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренесанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие.