Историческая роль философии просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Эпоха Просвещения- одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Ее начало связывают с 1718 г. Когда в Париже впервые была поставлена трагедия «Эдип» Франсуа Мари Аруэ- Вольтера (1694-1778). Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти 18 в. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма.

Файлы: 1 файл

Историческая роль философии просвещения.docx

— 18.17 Кб (Скачать файл)

Доклад: Историческая роль философии Просвещения.

Эпоха Просвещения- одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Ее начало связывают с 1718 г. Когда в Париже впервые была поставлена трагедия «Эдип» Франсуа Мари Аруэ- Вольтера (1694-1778). Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти 18 в. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма.

В это время были заложены важнейшие  основания для разработки социальной философии, философии культуры, философии  политики, философии религии. Для  общественных исканий данной эпохи  особо значима идея усовершенствования социальной жизни через просвещение  народа.  
 
К числу самых выдающихся философов эпохи Просвещения относятся Джордж Беркли (1685-1753), Давид Юм (1711-1776), Шарль Монтескье (1689-1775), Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Этьен Боно де Кондильяк (1714-1780), Дени Дидро (1713-1784), Пауль Гольбах (1723-1789), Бернард Мандевиль (1670-1733) и др.

Общепризнанным является тот факт, что в развитие философии эпохи  Просвещения наибольший вклад внесли философы Великобритании и Франции. Исторически сложилось так, что  в Великобритании переход к индустриальному  обществу, становление капиталистического типа экономики осуществлялись более  интенсивно, чем во Франции. Это нашло  выражение в специфике социальных проблем в данных странах, что, в  свою очередь, повлияло и на становление  английской и французской общественной мысли и социальной философии. 

Английское Просвещение развивалось  после буржуазной революции, а французское  перед ней. Французское Просвещение  в социально-политическом аспекте  традиционно рассматривают как  идеологическую подготовку к Великой  французской революции. Оно продолжительное  время развивалось во Франции  в условиях усиления социального  кризиса устаревшего феодально-абсолютистского  государственного строя.

Для традиционно консервативной Великобритании в XVIII веке закономерным оказалось развитие утилитаризма, наиболее ярким выразителем которого был Иеремия Бентам (1748-1832). Осуществив отождествление пользы и добра, он обосновал тезис о том, что «возможно большее число людей должно стремиться к возможно большему счастью». Видя в этом залог процветания общества, он разработал свою этику и оригинальную политическую философию. Впоследствии они сыграли большую роль в становлении такого философского направления, как прагматизм.  
 
Английские философы в целом были преимущественно сторонниками королевского абсолютизма, конституционной монархии. Они нередко теоретизировали как идеологи аристократии. 

Во Франции получили большее  развитие демократические и социалистические представления. Французские философы-просветители, прежде всего, те из них, кто придерживались материализма, в своем творчестве, в своих общественно-политических идеях были более ориентированы  на «средние слои общества», «третье  сословье». 
 
Идеи Просвещения в XVIII веке целенаправленно популяризировались в обществе прогрессивными деятелями. Значителен вклад в это дело внесен «энциклопедистами» (Ж. Л. Д´Аламбером, Д. Дидро, Вольтером, П. Гольбахом и др). Особо важную роль при этом имели художественная литература и театр.

Все крупные просветители умело  владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство  просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей  через литературное произведение.

Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732—1799),Фридрих Шиллер (1759—1805), Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) ... Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе - От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете.

Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием  и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

В эпоху Просвещения в искусстве  развивался романтизм как особое течение. Прежде всего, следует выделить немецкий романтизм («немецкое движение»), его период «Бури и натиска». В  рамках романтизма было предложено расставить иначе акценты в тех ценностях  и целях, которые определяют смысл  жизни человека и общества. В искусстве  романтизма утвердился новый тип  героя - бунтарь, противостоящий существующим в то время устаревшим социальным нормам и традициям, вдохновляющий  народ на борьбу с ними.

Идея «прогресса» стала основополагающей для эпохи Просвещения. Она связана  с идеей постепенной эволюции и осмысливалась многими выдающимися  умами. Понятие «прогрессивное развитие», со времен эпохи Просвещения понимаемое и интерпретируемое в духе строгого рационализма применительно к развитию природы и социума, оказалось  широко востребованным человечеством.

Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее  начальное образование. Во Франции  протяжении XVIII в. количество неграмотных  сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности.

В нашей стране в силу ее уникального  в Евразии расположения переход  к эпохе Просвещения затянулся. В XVIII веке она пребывала, выражаясь  образно, на периферии «европейского  культурного пространства». Представления  западных просветителей в это  время проникали в Российскую Империю, прежде всего, в связи с  реформаторской деятельностью Петра I и Екатерины II, но распространение  и утверждение их затянулось. Они  вдохновляли к общественно полезной, просветительской деятельности прогрессивных  представителей российской элиты. В  это время среди них популяризировались идеи меценатства, общественного блага, общественного служения, гражданского долга. Делались попытки обосновывать новый, основанный уже не столько  на религиозных воззрениях, сколько  на светских представлениях, патриотизм.

Таким образом, «просвещение» и «прогресс» - две важнейшие идеи для развития западного мира в эпоху Просвещения. Для философов данного периода их осмысление имело первостепенное значение.

Помимо этого необходимо особо  подчеркнуть, что философия эпохи  Просвещения продолжала вслед за философией предыдущего столетия развивать  представления о безграничных возможностях человеческого разума. Большинство ее видных представителей признавали великую ценность науки и научного познания. Они пытались широко использовать достижения науки в своих теоретических изысканиях, опирались на строгие методы научного познания. 

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими  нитями была связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренесанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие.


Информация о работе Историческая роль философии просвещения