Исторические формы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Диалектика в исторической философии...…………………………………….4
3.Идеалистическая диалектика Гегеля…………………………………………13
4. Материалистическая философия Маркса……………………………………19
5.Заключени……………………………………………………………………...22
6.Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Своеобразным введением  в гегелевскую систему является ”Феноменология духа” (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При

16

этом Гегель дает философскую  интерпретацию всего того богатства исторического знания каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, ”мирового духа”, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, ”сознания” и ”предмета”, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

Противоречие между  методом и системой в философии  Гегеля.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока

17

не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

В ”Науке логики” (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”.

Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем.

18

Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая  как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.

Диалектический метод  Гегеля вступает в противоречие с  требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

 

Материалистическая философия Маркса

Концепция разработана  на основе классической немецкой философии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное существо, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа существует как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии

Отчужденный труд Маркс рассматривает в 4 аспектах.

1.Рабоч использует  матер, взятые у природы и  получает в итоге нужные для  жизни предметы, продукты труда.  Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше

мир предметов, не принадлежит  ему. Природа делается для раб  только

19

 средством труда,  а предметы, кот создаются в  производстве - средством жизни,  физического существования. Рабочий  полностью от них зависит.

2.Процесс труда для  рабочих принудителен. Но такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о. он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфика для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный  отнимает у чел его “родовую”  жизнь. Род человеческий живет  в природе. Жизнь чел неразрывно  связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в кот главное - труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к природе и производству не как свободе человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд  порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку  они конкурируют за возможность  трудиться.

Не только рабочий, но и все люди являются отчужденными. Отношение между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчужденные. Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным? Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Человеческая собственность - основа экономической жизни. На частной собственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или

20

неразвитыми, недочеловеком существами. “Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь представление является нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной  подлинной сущности. Маркс связывает  его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчуждение труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения человеческой собственной сущности, или превращение труда из принудительный в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметам труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присвоение человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.

Здесь Маркс создает  грандиозную по своему пафосу картину  человека, живущего в единстве с  природой, преобразующего природу в  соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа челокека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный работает всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней

21

 

природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение человеческой собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности

 

Заключение.

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком  и обществом. Мера диалектичности человеческого  мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

Все развитие диалектики должно предостерегать нас против опасностей, неотделимых от философского системосозидания. Оно напоминает нам, что философия не должна быть основанием для каких бы то ни было научных систем и что философам следует быть гораздо скромнее в своих притязаниях. Было бы чрезвычайно полезно, если бы они обратились к исследованию критических методов науки.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую  диалектику классической немецкой философии  и материалистическую диалектику. Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых "вещей", повторение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развёрнутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее.

 

 

 

22

Список литературы:

1.Философский словарь  / Под ред. Фролова Т.И.. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1980.

2.Афанасьев В.Г. Основы  философских знаний / Изд. 10-е, М., «Мысль», 1977.

3.Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия: Учебник для  вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 608 с.

4.Балашов Л.Е. Учебник по Философии.2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2005. - 672 с.

5.Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М.: Общество "Знание" России, 1997. - 354 с.

6.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. общество "СЛОВО", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2003. - 672 с.

7.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Уч. пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. - 448 с.

8.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

9.Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 


Информация о работе Исторические формы диалектики