Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:39, доклад
Философия многолика, и различные философы в разные времена предлагали выделять те или иные ее типы. Одни говорили о восточной и западноевропейской философии, делили философию на языческую и христианскую, другие рассматривали философию природы - натурфилософию и философию истории, третьи делили ее на диалектику и метафизику на основании применяемого в ней метода.
Натурфилософия - исторически первая форма философии.
Экзистенциализм достаточно
категорично заявил о неприменимости
научных методов к познанию человека,
проблемы смысла его существования.
Дефицит гуманности европейской
цивилизации в период между первой
и второй мировыми войнами скомпрометировал
всю науку. Подлинное существование
человека, т.е. экзистенция, не равно
его предметному бытию. Оно ускользает
от научной объективности познания
посредством терминов, понятий и
абстракций. Человек всегда помещен
в ситуацию выбора, он многократно
меняется на пути к "самому себе".
Отрекаясь от традиционной науки, родоначальник
экзистенциализма С. Кьёркегор предложил
весьма четкую трехстадийную теорию
восходящего движения к подлинной
экзистенции. На первой стадии - эстетической,
связанной с детерминацией
В эпоху Просвещения философская
антропология как учение о человеке
сделалась центральной
Признание решающей роли просвещения во всех проявлениях человеческого бытия было наиболее характерным для этой эпохи. Однако данный тезис был противоречив в своей основе, так как согласно ему возникала детерминация от идеального (от передовых взглядов и идей, от просвещения). Вместе с тем сами идеи в рамках онтологии не воспринимались как нечто определяющее и независимое от существования тела. Ни о какой душе вне физиологических и биологических процессов врач Ламетри не желал и слышать. Ни о каком познании души вне тела не могло быть и речи у Дидро. Следовательно, тезис о приоритетном влиянии идей повисал в воздухе, ни на чем, кроме горячего желания представить все именно таким образом, не основываясь.
Своеобразным эхом отразились идеи Просвещения в новейших антропологических концепциях. Весьма интересной представляется мысль, что человека можно описать и определить в терминах его сознания. В этом случае все эмпирические методы, и метод наблюдения в частности, обнаруживают свою неэффективность.
По мнению Налимова, новое
видение природы человека должно
быть связано с пониманием того,
что именно смысл является организующим
началом человека. Однако такая позиция
базируется на признании трансличностного
начала, объединяющего все