Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:40, доклад

Описание работы

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или
сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно –
эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных
неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)
социальных процессов и своей роли в них.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 31.52 Кб (Скачать файл)

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или

сегодняшнему дню  оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое

основано не на теоретических  доводах и рассуждениях, либо на художественно –

эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных

неадекватным восприятием  большими группами людей (классами, нациями)

социальных процессов  и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет

«все», так как  для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее

ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на

самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов,

то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие  глобальные вопросы

как происхождение  и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее

важных явлений  природы, животных и людей. Значительную часть мифологии

составляли космологические  мифы, посвященные устройству природы. Вместе с

тем, большое внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам

рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на

его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании

огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что  миф, как он

существовал в первобытной  общине, то есть в его живой первозданной форме —

это не история, которую  рассказывают, а реальность, которой  живут. Это не

интеллектуальное  упражнение или художественное творчество, а практическое

руководство к действиям  первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в

том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф  служит для

оправдания определенных общественных установок, для санкционирования

определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического

мышления еще не возникла потребность в получении  специальных знаний.

Таким образом, миф  — это не первоначальная форма  знания, а особый вид

мировоззрения, специфическое  образное синкретическое представление  о явлениях

природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой

культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная,

эстетическая и  эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно

говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет  смысл не традиционного

добывания знания, а  мироощущения, чувственного сопереживания (так мы

употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать

женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать  свое знание, так

и убедиться в  своем незнании. Для него знание не существовало как нечто

объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании

мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее  с тем, что действует. В

мифологии человек  растворяется в природе, сливается  с ней как ее неотделимая

частица.

Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов в мифологии был

генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения  природных

и общественных явлений  сводились к рассказу о том, кто  кого породил. Так, в

знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»  Гомера — наиболее

полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся

следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный

Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного

Хаоса — весь мир  и бессмертные боги. Из Хаоса произошла  и богиня Земля — Гея.

Из Хаоса, источника  жизни, поднялась и могучая, все  оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и

Мрака произошли  вечный Свет — Эфир и радостный  светлый День — Гемера. Свет

разлился по миру, и стали сменять друг друга  ночь и день.

Могучая, благодатная  Земля породила беспредельное голубое  Небо — Урана, и

раскинулось Небо над  Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные

Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены

матерью Землей, у  них нет отца. Дальнейшая история  порождения мира связана с

браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в

мифологии других народов  мира. Например, можем познакомиться  с такими же

представлениями древних  евреев по Библии — Книга Бытия.

Миф обычно совмещает  в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом)

и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью

мифа прошлое связывалось  с будущим, и это обеспечивало духовную связь

поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей

степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития.

Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе

систему ценностей, поддерживали и санкционировали  определенные нормы

поведения. И в  этом смысле они были важными стабилизаторами  общественной

жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая роль мифологии. Главное  значение

мифов состоит в  том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком,

природой и обществом, обществом и индивидом и, таким  образом, обеспечивали

внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология  не была единственной

мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы

же были взаимоотношения  мифологии и религии и в  чем состоит их специфика при

разрешении мировоззренческих вопросов?

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и  мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и  необратимым образом разводит

их на два противоположных  полюса. Творческая всемогущая сила –  Бог – стоит

над природой и вне  природы. Бытие Бога переживается человеком  как откровение.

Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его

ждет вечная жизнь  и встреча с Богом.

Религия, религиозное  сознание, религиозное отношение  к миру не оставались

жизненными. На протяжении истории человечества они, как и  другие образования

культуры, развивались, приобретали многообразные формы  на Востоке и Западе, в

разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что  в центре любого

религиозного мировоззрения  стоит поиск высших ценностей, истинного  пути

жизни, и то, что  и эти ценности, и ведущий к  ним жизненный путь переносится  в

трансцендентную, потустороннюю  область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все

дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или

порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует  отметить, что воплощенные в мифах  представления тесно

переплетались с  обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе

мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы

неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология

существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая

форма общественного  сознания. Но на самых ранних стадиях  развития общества

мифология и религия  составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е.

с точки зрения мировоззренческих  конструкций, мифология и религия

неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие

— «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика

заключается не в  особого типа мировоззренческих  конструкциях (например,

таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и

сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим

конструкциям (отношение  веры). Разделение мира на два уровня присуще

мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение  веры также

неотъемлемая часть  мифологического сознания. Специфика  религии

обусловливается тем, что основным элементом религии  является культовая

система, т. е. система  обрядовых действий, направленных на установление

определенных отношений  со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится

религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает

в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую  систему, приобретают

характер вероучения. И это придает мировоззрению  особый духовно-практический

характер. Мировоззренческие  конструкции становятся основой  формальной

регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев,

традиций. С помощью  обрядности религия культивирует человеческие чувства

любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и

т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие  со священным,

сверхъестественным.

Основная функция  религии состоит в том, чтобы  помочь человеку преодолевать

исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты  его бытия и

возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь  философским

языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-

нравственной сфере  это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам

характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры

пространственно-временных  координат человеческого бытия, социальных

институтов и т. д. Таким образом, религия придает  смысл и знание, а значит, и

устойчивость человеческому  бытию, помогает ему преодолевать житейские

трудности.

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается

как устойчивая форма  общественного сознания, рассматривающая

Информация о работе Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия