Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:40, доклад
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или
сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно –
эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных
неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)
социальных процессов и своей роли в них.
Исторические типы
мировоззрения: мифология, религия, философия
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или
сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно –
эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных
неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)
социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,
безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет
«все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее
ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на
самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов,
то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы
как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее
важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с
тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам
рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на
его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании
огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он
существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме —
это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не
интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое
руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в
том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для
оправдания определенных общественных установок, для санкционирования
определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид
мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях
природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой
культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная,
эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно
говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного
добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы
употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать
женщину» и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так
и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто
объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании
мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В
мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая
частица.
Основным принципом
решения мировоззренческих
генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных
и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в
знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее
полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся
следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный
Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного
Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея.
Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и
Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет
разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и
раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены
матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с
браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в
мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же
представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом)
и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью
мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь
поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей
степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития.
Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы
поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной
жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение
мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком,
природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали
внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной
мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы
же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при
разрешении мировоззренческих вопросов?
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не
«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит
их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит
над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.
Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его
ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались
жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования
культуры, развивались,
приобретали многообразные
разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого
религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути
жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в
трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все
дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или
порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно
переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе
мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы
неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология
существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая
форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества
мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е.
с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия
неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие
— «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика
заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например,
таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и
сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим
конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще
мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также
неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии
обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая
система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление
определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится
религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает
в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают
характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический
характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной
регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев,
традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства
любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и
т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным,
сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать
исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и
возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским
языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-
нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам
характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных
институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские
трудности.
На протяжении всей
истории существования
как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая
Информация о работе Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия