Исторические типы
мировоззрения: мифология, религия,
философия. Философия.
Несмотря на то, что
в процессе истории меняются государства,
этнический состав, технологии,уровень знаний, мировоззренческие
вопросы продолжают оставаться нерешенными,
что и сегодня делает их современными.
Всего в процессе известной истории принято
выделять 3 основных исторических типа
мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически
первый тип мировоззрения или
способ оформления мировоззренческих
представлений и возникает на этапе становления
человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному
строю и раннеклассовому обществу. За
этот период, длившийся десятки
тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные
этапы становления и развития доклассового
общества.
Мифология (от греч. mythos - предание,
сказание и logos - слово, понятие, учение) - типсознания, способ понимания
мира, характерный для ранних стадий развития
общества. Многие мифы посвящены происхождению
и устройству космоса (космогонические
и космологические мифы). Они заключают
в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении,
устройстве окружающего мира, о возникновении
наиболее важных для человека явлений
природы, о мировой гармонии, безличной
необходимости и др. Формирование мира
понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного
состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через
преодоление разрушительных демонических
сил. Существовали также мифы (их называют
эсхатологическими), описывающие грядущую
гибель мира, в ряде случаев - с последующим
его возрождением. Миф, наиболее ранняя формадуховной культуры человечества, выражал
мироощущение, мировосприятие, миропонимание
людей той эпохи, в которую создавался.
Он выступал как универсальная, нерасчлененная
(синкретическая) форма сознания, объединяя
в себе зачатки знаний, религиозных верований,
политических взглядов, разных видов искусств,
философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой
мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в
одухотворении явлений природы, перенесении
на них духовных и даже телесных свойств
человека, а также в том, что способ их
деятельности отождествляется с человеческой
деятельностью. Важнейшей особенностью
мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным
образом действительности и самой реальностью,
между божеством (как духовным началом
и сущностью) и тем явлением природы, с
которым оно ассоциировалось. Следующей
важнейшей особенностью мифологии является
генетизм, суть которого состояла в выяснении
природы мира, происхождения рода, различных природных
и социальных явлений. Любая человеческая
общность объясняется не иначе как через
происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится
к представлениям об их генетическом начале.
Вся природа представлена в мифологии
как огромная родовая община, населенная существами
человеческого типа, находящимися в тех
или иных родственных отношениях.
Вторым историческим
типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности
через ее удвоение на естественную, земную,
посюстороннюю и сверхъестественную,
небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического
по способу духовного освоения действительности.
Мифологические образы и представления
были многофункциональны: в них в еще не
развитой форме переплеталось познавательное,
художественное и оценочное освоение действительности,
что создавало предпосылку для возникновения
на их основе не только религии, но и различных
видов литературы и искусства. Религиозные
образы и представления выполняют лишь
одну функцию - оценочно-регулятивную.
Еще одной особенностью религиозных образов
и представлений является то, что в них
скрыта иррациональность, которая подлежит
восприятию только верой, а не разумом.
Центральное место в любом религиозном
мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается
в качестве первоначала и первоосновы
всего существующего. Причем это уже не
генетическое первоначало, как в мифологии,
а первоначало - созидающее, творящее,
производящее. Для религии характерно
признание примата духовного над телесным, чего нет
в мифологии. Историческое значение религии состояло в
том, что она и в рабовладельческом, и в
феодальном обществах содействовала становлению
и укреплению новых общественных отношений
и формированию сильных централизованных
государств.
Отделение умственного труда от физического,
с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление
человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению
общего целостного взгляда на мир и место человека в нем -философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого
означает «любовь к мудрости» (phileo –
люблю, Sophia -мудрость). Принято считать,
что первым данный термин употребил древнегреческий
мыслитель Пифагор по отношению к людям,
стремящимся к интеллектуальному знанию
и правильному образу жизни. Зарождается
принципиально иной тип мировоззрения, по-другому
осмысливающий сложившиеся в мифологии
и религии представления о мире и человеке
и вырабатывающий при этом принципиально
иные способы осмысления и решения мировоззренческих
проблем. Особенностью философского мировоззрения
стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах
мировоззрения, форма освоения действительности.
Отличие философского мировоззрения от
мифологического и религиозного не в форме,
а в содержании освоения действительности.
Т.е. вопросы примерно те же, способы получения
ответов другие. В нем уже различаются
природный и социальный мир, человеческий способ
действий ипроявление природных сил и явлений. Это
становится возможным благодаря накоплению
математических, физических и астрономических
знаний, появлению календаря и распространению
письменности. Если предшествующие исторические
типы мировоззрения можно определить
как переживаниечеловеком реальности и своего
бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека
о существующем, основанное на рациональном
аргументе и критическом сомнении. Также
важнейшими признаками философского рассмотрения
мира являются: универсализм (стремление
к созданию единой и целостной картины
мира) и субстанциализм (стремление к постижению
единого первоначала, первопричины всех
вещей).
Все вышеперечисленные
исторические формы мировоззрения в определенных
формах сохранились до наших дней и продолжают
присутствовать (трансформировавшись)
в художественной литературе, обычаях
и традициях, менталитете того или иного
народа, искусстве, науке, обыденных представлениях,
что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии
человеческой культуры и о том, действительно
ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?