Обыденное |
Формируется за счет:
- наблюдения
над природой;
- трудовой
деятельности;
- участие
в жизни коллективов и общества;
- под влиянием
условий быта;
- форм
досуга;
- существующей
материальной и духовной культуры.
Каждый имеет свое обыденное
мировоззрение, которое отличается в разной
степени глубины, полноты от влияния иных
видов мировоззрения.
Мировоззрения разных людей
могут быть даже противоположными по своему
содержанию и поэтому несовместимыми.
Имеет много недостатков:
- неполнота;
- несистемность;
- непроверенность
многих знаний входящих в состав обыденного
мировоззрения.
Является
основой формирования более сложных видов
мировоззрения.
Целостность достигается:
- за
счет преобладания в мышлении ассоциативности
и установления произвольной связи знаний
о разных сферах бытия;
- путем
случайного (неупорядоченного) смешения
результатов мироощущения и результатов
миропонимания в единое целое.
Главная особенность – его фрагментарность,
эклектичность и бессистемность. |
Мифологическое |
Мифологическое мировоззрение – это мировоззрение
основанное на теоретических доводах
и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном
переживании мира или на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием
большими группами людей социальных процессов
и своей роли в них.
Отличительная особенность от обыденного
мировоззрения – это логические обобщения,
нарушающие логический закон достаточного
основания.
Основные темы мифов:
- космические
— попытка ответа на вопрос о начале устройства
мира, возникновения явлений природы;
- о
происхождении людей — рождении, смерти,
испытаниях;
- о
культурных достижениях людей — добывания
огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.
Основными функциями
мифов считались:
- взаимосвязь
прошлого и будущего, обеспечивающую связь
поколений;
- закрепление
понятий ценностей;
- поиск
пути разрешения противоречий;
- поиск
пути единения природы и общества.
Миф
представляет собой не первоначальную
форму знаний, а особый вид мировоззрения,
специфическое представление о явлениях
природы и коллективной жизни.
Миф считается ранней формой человеческой культуры. |
Религиозное |
Религия — это форма мировоззрения,
основу которой составляет вера в существование
сверхъестественных сил.
Религиозное мировоззрение
представлено формами трёх мировых религий:
- Буддизм
- 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней
Индии, основатель — Будда. В центре —
учение о благородных истинах (Нирвана).
В буддизме нет души, нет Бога, как творца
и высшего существа, нет духа и истории;
- Христианство
— 1век н.э., впервые появился в Палестине,
общий признак вера в Иисуса Христа как
богочеловека, спасителя мира. Главный
источник вероучения Библия (Священное
писание). Три ветви христианства: католицизм,
православие, протестантизм;
- Ислам
- 7 век нашей эры, образовался в Аравии,
основатель — Мухаммед, главные принципы
Ислама изложены в Коране. Основной догмат:
поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед
— посланник Аллаха. Основные ветви Ислама
— суннизм, шиннизм.
Религия выполняет следующие
исторические функции:
- формирует
сознание единства человеческого рода;
- развивает
общечеловеческие нормы;
- выступает
носительницей культурных ценностей,
упорядочения и сохранения нравов, традиций
и обычаев.
С помощью обрядности
религия культивирует человеческие чувства:
- любви
- доброты
- терпимости
- сострадания
- милосердия
- долга
- справедливости
и т. д.
Религиозное мировоззрение
«работает» на двух уровнях:
- на
теоретико-идеологическом (на уровне миропонимания);
- общественно-психологическом
(на уровне мироощущения).
Религиозное мировоззрение и религиозная
философия являются разновидностью идеализма,
т.е. такого направления в развитии общественного
сознания, в котором основанием мира, выступает
Дух, идея.
Важнейшими чертами религии являются
жертвенность, вера в рай, культ в Бога. |
Филосовское |
Мировоззрение — понятие более широкое, чем
философия. Философия — это понимание мира и
человека с позиции разума и знаний.
В философии выделяются
две сферы деятельности:
- сфера
материального, объективная реальность,
то есть предметы, явления существуют
в действительности, вне сознания человека
(материя);
- сфера
идеального, духовного, субъективная реальность
является отражением объективной реальности
в сознании человека (мышление, сознание).
Основные философские вопросы — это:
- что
первично: материя или сознание; материя
определяет сознание или наоборот;
- вопрос
об отношении сознания к материи, субъективного
к объективному;
- познаем
ли мир и если да, то в какой степени.
Зависимости от решения
первых двух вопросов в философских учениях
издавна сложилось два противоположных направления:
- Материализм
- первичным и определяющим является материя,
вторичным и определяемым — сознание;
- Идеализм
- дух первичен, материя вторична, в свою
очередь подразделяется на:
- Субъективный
идеализм — мир создаётся субъективным
сознанием каждого отдельного человека
(мир лишь комплекс человеческих ощущений);
- Объективный
идеализм — Мир «творит» некое объективное сознание, некий извечный « Мировой дух», абсолютная идея.
При ответе на вопрос
познаем ли Мир или нет, можно выделить
следующие направления философии:
- познаваемого
оптимизма, который в свою очередь можно
подразделить на:
- Материализм
— объективный мир познаваем и это познание безгранично;
- Идеализм
— мир познаваем, но человек познаёт не
объективную действительность, а собственные
мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».
- познаваемого
пессимизма, из которого вытекают:
- агностицизм — мир полностью
или частично не познаем;
- скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.
Философия является общей методологией
для всех частных наук, естественных и
общих, иначе говоря, она — царица (мать) всех наук.
Особенно большое воздействие философия
оказывает на формирования мировоззрения.
Отношение человека к миру – вечный предмет
философии.
Сокровенная цель философии – вывести
человека из сферы обыденности, увлечь
его высшими идеалами, придать его жизни
истинный смысл, открыть путь к самым совершенным
ценностям.
Главная функция философии
– это выработка общих представлений
людей:
- о
бытие
- природной
и социальной действительности человека
- его
деятельности
- о
доказательстве возможности познания
мира.
Философия близка и к обыденному, религиозному
и даже к мифологическому мировоззрению,
ибо, так же как и они, она выбирает направление
своей деятельности весьма произвольно.
|