Исторические условия формирования учений Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:33, реферат

Описание работы

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.

Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии.

Файлы: 1 файл

ref-28224.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи “правления философов” и “мудрых законов” были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.

 Платоновский  проект общности имущества активно  обсуждали ранние представители  социализма – Т. Мор, Т. Кампанелла и  др. На этом основании некоторые  исследователи называли Платона “родоначальником коммунизма”. В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стражей-правителей и не составляет экономической основы проектируемого общественного строя. Истолкование его доктрины в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как и попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталитаризма.

 Далеко  за пределы античности вышло влияние  политико-правовых идей Аристотеля.

 Широкое распространение в последующей  политической мысли получило предложенное им определение государства как  объединения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно оказалось весьма удобным, поскольку  позволяло защищать различные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого следует включать в состав граждан и что нужно понимать под общим благом. Отдаленные отголоски этого определения слышны в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.

 В политическую идеологию средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве. Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.

 Античная  политико-правовая идеология сделала  первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в  Древней Греции начинают рассматриваться  как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития рабовладельческих отношений.  

Список  использованной литературы:

 
 
    1. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1992.
    2. Аристотель. Политика. М.: Наука, 1988.
    3. Давыдов Ю.Н. От «Этики» к «Политике» // История теоретической социологии: В 5 т./ Отв. ред. и состав. Ю.Н.Давыдов. - М.: Наука, 1995. -Т. 1.- Разд.2. -Гл.1.
    4. История философии, В 4 т. Т. 1. М.: Академия наук СССР, 1987.
    5. Капитонов Э.А. История социологии: Учеб.-метод. пособие к курсу «Социология» / Отв. ред. Г.П.Зинченко, А.В.Лубский — Ростов н/Дону: НМЦ «Логос», 2003,
    6. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
    7. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1993.
    8. Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1 и П. М.: Высшая школа, 1999.
    9. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М,: Наука, 1994.
    10. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / [Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др.: Редколлегия Г.В. Осипов (отв.ред.), Л.Н.Москвичев (отв.ред.) и др.]. — М.: Аспект Пресс, 2003.
    11. Кошарный В. П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала XX века //Социально-политический журнал. 1992. №6-7.                                                         
    12. Краснов Б. И. Введение в историю политической мысли //Социально-политический журнал. 1995. № 2.
 
 
 

    ПЛАН:

1.История  политических учений

 

2.Политические  учения Древней  Греции и Древнего  Рима. 

3.Политические  и правовые учения в Древней Греции 

а)Исторические    условия формирования    учений    Платона    и  Аристотеля. 

4.Политические  и правовые учения  аристократии. Платон  и Аристотель

а)Политические идеи Платона

б)Аристотель, ученик и критик Платона
 

5.Заключение 
 
 
 
 

  
 

Информация о работе Исторические условия формирования учений Платона и Аристотеля