Историческое развитие диалектики и метафизики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

Освоение действительности в философии осуществляется посредством философских методов, то есть системы наиболее общих приемов и способов. Одними из основных противоположных методов философии являются диалектика и метафизика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Диалектика и метафизика……………………………….……………………..4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания.………….……...7
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля….. ….…...............9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

диалектика и метафизика (Автосохраненный).docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а  поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается  переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь  и взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира. Отражая эти связи  в своем сознании, человек открывает  законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих  законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся  еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности  явлений, принцип объективности  рассмотрения, конкретности истины и  другие.

Принципы диалектики могут  быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории  и законы.

Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о  законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы  и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории  суть объективные ф ормы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Оригинальность гегелевской  мысли заключается в том, что  категории мышления не просто выстроились  в определенном системном порядке, но и пришли в движение, стали  взаиморефлексирующими, порождающими и обуславливающими друг друга. Иными  словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся  систему понятий, поднимающихся  от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, то есть силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон  отрицания отрицания.

Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов  действительности выражается с помощью  категорий. К ним относятся: единичное  и общее, явление и сущность, часть  и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность  и действительность.

Логика же Гегеля начинается с категории «чистого бытия» - самой  бедной содержательно, предельно абстрактной  и неопределенной категории. Ведь о  «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно  есть, существует. Неопределенность и  бессодержательность этой категории  позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории  – «ничто». «Ничто» отрицает «чистое  бытие вообще». Постоянный же переход  чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (то есть некоторые пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Таким образом строится гегелевская система категорий диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Диалектика Гегеля послужила  теоретическими предпосылками  марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и  отношений.

Материалистическая диалектика, признавая первичной материю  и вторичным сознание, рассматривает  их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу  и общественное бытие людей в  процессе их предметно-практической деятельности.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое  учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии  природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной  от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая  теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию  духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким  образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

 

 

 

Список литературы

1. Спиркин А.Г. Философия:  Монография. – М.: Гардарики, 2001.

2. Философия: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

3. Философия: Энциклопедический  словарь. – М.: Гардарики, 2004.

4. http://www.philosophy.ru.

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и  непрерывности, причинности и случайности  – то возникает проблема возможности  описания данной противоречивости. Это  означает, что требуется выработка  определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные  модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились  две основные метаконцепции в  понимании движения и развития –  метафизика и диалектика.   

 Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".

1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

2. Как особая философская наука  - онтология, учение о бытии  как таковом, независимо от  его частных видов и в отвлечении  от проблем гносеологии и логики.

3. Как определенный  философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому  методу как своему антиподу. Именно  об этом аспекте понятия "метафизика" дальше и будет идти речь.              

 В своем последнем  значении метафизика означает  особый способ понимания движения, когда во-первых, абсолютизируется одна из противоположных сторон движения (движение или покой), а во-вторых, движение сводится к одной из его форм (напр. механическая картина мира И. Ньютона). Подобному взгляду и противостоит диалектика.

Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи (детерминизм); учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира, а движение и развитие понимаются ею как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

Выделяют объективную диалектику - развитие реального мира (природы  и общества) и субъективная диалектику - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического  движения (развития) действительного  мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.           

 Диалектика как способ  человеческого мышления о мире  пытается объяснить последний  с помощью выведения законов  и категорий (особая форма человеческого  мышления описывающая всеобщие черты и отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, а всему бытию).  К настоящему моменту общепризнанными являются 3 закона и 7 парных категорий диалектики. Использование парных связок категорий (напр. причина-следствие, случайность-необходимость) необходимо для максимально целостного описания противоречивого мира (метод описания объекта должны быть равен самому объекту).

http://studfilosed.ru/uchebnye-materialy-po-filosofii/262-metafizika-i-dialektika-v-ponimanii-processa.html

http://msuee.ru/html2/kursovie/philosofy/part_2/t_9.html

http://komperspectiva.narod.ru/books/dialect.htm

Диалектика и метафизика 
(глава из книги "Диалектический и исторический материализм" (изд. 2-е переаб. и доп.) под общ. ред. А.Г.Мысливченко и А.П.Шептулина)

 
     В истории философии сложились  два различных метода познания - диалектический и метафизический. 
     Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектическая теория лишь более или менее точно ее отражает. 
     В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкование. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях. 
     Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово "диалектика" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, полемику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью выяснения истины путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить. Среди философских умов Древней Греции, акцентировавших свое внимание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находятся в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой противоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики. 
     Метафизические воззрения зародились также в античной философии. Еще в VI-V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными1. Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии нового времени, которая испытывала сильное влияние естествознания, достигшего в ту эпоху выдающихся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на составные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. "Перенесенный... из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий - метафизический способ мышления"2, - писал Ф. Энгельс. 
     Ограниченность метафизического метода была подвергнута основательной критике в немецкой классической философии, особенно в трудах Гегеля, который сформулировал основные диалектические законы, гениально угадав в диалектике понятий диалектику вещей3. Гегель "впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения..."4
     Но Гегель был идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея. 
     Идеализм Гегеля резко критиковали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие революционные демократы 40-60-х годов XIX века, которые сделали серьезную попытку материалистического осмысления диалектики. 
     Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К.Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Благодаря им она стала действительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления. 
     Марксистско-ленинская диалектико-материалистическая философия явилась в известном смысле диалектическим отрицанием всех предшествовавших философских систем. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего предмета. Объектом философского исследования она считает развивающуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука "об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления..."5.

Информация о работе Историческое развитие диалектики и метафизики