Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:28, реферат
Уже в умах мыслителей античного времени возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории и постижению её направленности. Относительно зачинания философии истории как самостоятельного направления научной деятельности, первых авторов в этой сфере существуют различные точки зрения. Так французский философ Жозеф Эрнест Ренан отдаёт пальму первенства пророку Даниилу, автору масштабного описания смены четырёх монархий, которое длительное время было источником вдохновения для многих христианских писателей и основой истории европейских народов времён Средневековья.
Античность
Уже в умах мыслителей античного
времени возникло стремление к упорядочению
исторических знаний, периодизации истории
и постижению её направленности. Относительно
зачинания философии истории как самостоятельного
направления научной деятельности, первых
авторов в этой сфере существуют различные
точки зрения. Так французский философ Жозеф Эрнест Ренан (1823—1892) отдаёт пальму первенства пророку Даниилу, автору масштабного описания
смены четырёх монархий, которое длительное
время было источником вдохновения для
многих христианских писателей и основой
истории европейских народов времён Средневековья. Другие «отцом» философии
истории считают Аристотеля, принимая во внимание его «Политику». Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял
первую попытку регресистской периодизации
истории (естественно, с позиций мифологического
мировоззрения, господствовавшего в античное
время). Вектор направленности истории
в творении древнегреческого поэта пролегает
от космоса к хаосу через пять последовательных
веков: золотой век, век серебра, век меди,
век героев и век железа. Потенциальная
возможность возвращения к «золотому
веку» через очищение от грехов прошлого
иллюстрирует циклическое движение, круговорот.
Вопреки получившему широкое распространение
утверждению профессора Лосева о циклическо
Средние века
Первую поистине историософическую
идею предложило христианство. Именно оно впервые ввело понятия
равенства всех людей перед Богом и тем самым — общей судьбы всех
народов мира. «Христианский историк,
подобный св. Августину, не интересовался конкретной
историей греков или евреев как таковых;
для него было важно искупление человека
как человека, событие, устанавливающее
действие воли Божией на Земле. Все нации —
всего лишь ветви одного человечества,
и судьба его может быть понята в терминах
плана Бога относительно человека. Более
того, христианство ввело понятие истории,
ограниченной во времени, начинающейся
с сотворения человека Богом и кончающейся
его окончательным спасением.» Конкретное
историческое событие может приобрести
значение лишь по отношению к некоему
большему событию или цели, достижение
которой с необходимостью влечет за собой
прекращение исторического процесса.
Таким событием в христианской традиции
является Судный день, который является окончательным
финалом человеческой истории — именно
он придает потенциальный смысл всем частным
событиям. Однако христианская эсхатология отриц
Новое время XVII век
Разложение теологического раци
XVIII век
В результате географических открытий и колонизации в поле зрения европейской образованности попали «дикари», туземные народы с их «первобытным», как тогда думали, образом жизни, что побудило сравнивать их с описанными Тацитом древними германцами, геродотовскими скифами и даже с самими древними греками. Из этой обширной программы сравнения выросла просветительская философия истории (прежде всего у Вольтера и Монтескьё), позднее поставившая всемирной истории цель в качестве идеи прогресса человечества.
Параллельно этому движению
и отчасти вопреки ему
Против просветительской апологии цивилизации и особенно теории прогресса выступил Руссо, отрицавший всякую ценность истории. Его колебание между идеалом примитивной начальной стадии, уничтожавшим историю, и полной демократией, завершающей историю, дало сильнейший импульс развитию философии истории в XIX веке, причем в двух ее главных направлениях — англо-французскому позитивистскому и немецкому спекулятивному, импульс, еще усиленный Французской революцией, которая во многом основывалась на идеях Руссо и, открыв новую мировую эпоху, принудила к еще большему осмыслению истории. Из противопоставления идеям Французской революции вообще вышла философия истории как таковая.
XIX век
Философия истории Герцена, важнейшие её черты — это отрицание телеологического взгляда на историю и критика исторического фатализма, взгляд на историческое развитие как на идущее (подобно развитию в природе) не по прямой линии, а по различным направлениям, как развитие многовариантное, представляющее собой процесс осуществления той или иной возможности, возникшей в результате сложившихся обстоятельств.