Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:59, доклад
В древней Индии философия не была просто дополнением к какой-нибудь другой науке или искусству, но всегда занимала видное, независимое положение(в отличии от западной философии).
Введение: Для развития мыслящего ума, для процветания искусств и наук первым необходимым условием является оседлый образ жизни человеческого общества, обеспечивающий безопасность и досуг его членам. Богатая культура невозможна в обществе кочевников, в котором люди ведут борьбу за существование и гибнут от лишений. Судьба дала Индии местоположение, где природа отличалась обилием своих даров и налицо были все благоприятные возможности для развития. Когда нет необходимости растрачивать энергию на решение жизненных земных проблем, на освоение природы и подчинение ее сил, люди начинают думать о высшей жизни, о том, как сделать ее более духовной.
Благодаря благоприятным природным условиям индийцы избежали удела, который Платон провозгласил худшим из всех, а именно — ненависти к разуму. Нет большего несчастья, как испытывать ненависть к рассуждениям. Наслаждение познанием является одним из наиболее чистых наслаждений, доступных человеку, и страсть индийцев к познанию ярким пламенем горит в их умах.
В древней Индии философия не была просто дополнением к какой-нибудь другой науке или искусству, но всегда занимала видное, независимое положение(в отличии от западной философии).
На протяжении всей истории Индия жила во имя одной цели: она боролась за истину, против заблуждений. Быть может, она серьезно ошибалась, но она делала то, что было в ее силах и к чему она была призвана. История индийской мысли свидетельствует о бесконечных исканиях разума, вечно старого, но и вечно молодого.
В индийской жизни доминирует духовный мотив. Индийская философия интересуется жизнью людей, а не заоблачными сферами. Она берет свое начало из жизни и, пройдя сквозь различные школы, возвращается в жизнь.
В философии Индии выделяют три основных
этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский
(500 до н. э. — 1000 н. э.)
3) период послеклассический, или индуистский
(с 1000).
Дхарма
– учение, доктрина, в нашем понимании
философия. На востоке дхарма – это философия
и религия вместе (неотделимые), дхарма
это моральный долг и путь каждого благочестивого
человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные
тексты индуизма, написанные на санскрите
(Ведийский санскрит). Веды и комментарии
к ведам лежат в основе индийской философии.
Веды подразделяются на две категории
шрути и смрити. Категория шрути – считаются
богооткровенными писаниями без автора,
вечное трансцендентное знание, запись
звуков истины. Истина передавалась в
устной форме со времён появления вселенной.
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
1)
Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов
в стихотворной форме, большая часть стихов
прославляет Агни, бога огня и Индру, бога
дождя и райских планет.
2) Само-веда – веда песнопений, описание
молитвы при жертвоприношениях
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений,
описание ритуала жертвоприношения.
4) Атхарва-веда – веда заклинаний,
описания заклинаний, содержит различные
песни и обряды, в большинстве предназначенные
для излечения болезней.
После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описывают ритуалы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.
Анрита – нарушение мирового ритма.
Карма
– это закон причины и следствия, даже
боги имеют и зависят от кармы.
Майя – философская категория, которая
постулирует утверждение что все, что
окружает человека является лишь иллюзией.
Человек, в силу своего неведения, создает
иллюзорное представление о мире, именно
это представление и является майей.
Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.
Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира.
Итак,
мир гармоничное целое
Пути достижения абсолюта или мокши:
Джняна-марга
- “путь знаний”. Предполагает размышления,
обретение знания Единого Абсолюта - Бога.
Развитие интеллектуальных способностей
и сверхчувственной интуиции, стремление
постичь высшую мудрость Вед.
Карма-марга - “путь деяний”, человек
должен следовать своей дхарме, исполнять
свой долг бескорыстно, не думая о результатах.
Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности
своему богу, безграничное вверение себя
ему. Любовь и Преданность очищают сердце
и направляют мысль к высшему знанию.
В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия души (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.
Традиционные
философские школы индии
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1)
Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера
в Веды, идея Брахмана. Материальный мир
существует и человек познает его при
помощи пяти органов чувств, все, что выходит
за рамки пяти органов чувств – не существует.
Существуют четыре источника знания: восприятие,
умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3-мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6)
Йога – система практических
действий, направленных на познание
абсолюта. Базовый трактат – йога
сутра. Йога посвящена
Неортодоксальные школы
1)
Индивидуальный материализм.
2)
Джайнизм – первооснова мира
– вечная, несотворенная субстанция
(материя). Субстанция является носителем
энергии и обладает простым
и поступательным движением,
3)
Буддизм. Четыре благородных
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавится путем
отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Вывод: главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться. Души могут переселяться в разные оболочки в соответствии с накопленной кармой. Карма представляет собой некий вариант небесной бухгалтерии: все мысли и поступки человека за множество жизней, которые он проживает на земле, относятся в дебет или кредит. В конце жизни подводится сальдо: если карма вышла со знаком минус — человек может потерять свой высокий общественный статус, а то и вообще возродиться животным или растением; если карма получается со знаком плюс, человек имеет возможность в следующей жизни родиться, например, в семье, относящейся к более высокой касте.
Чем лучше карма у человека, тем больше у него шансов в один прекрасный момент соскочить с житейской карусели постоянных смертей и рождений — сансары и получить мокшу (в буддистской традиции она называется нирваной), то есть просветление и блаженство. Чтобы повысить свои шансы на просветление человеку надо следовать дхарме — или пути благочестия.