История индийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:59, доклад

Описание работы

В древней Индии философия не была просто дополнением к какой-нибудь другой науке или искусству, но всегда занимала видное, независимое положение(в отличии от западной философии).

Файлы: 1 файл

Философия Индии.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

Введение: Для развития мыслящего ума, для процветания искусств и наук первым необходимым условием является оседлый образ жизни человеческого общества, обеспечивающий безопасность и досуг его членам. Богатая культура невозможна в обществе  кочевников, в котором люди ведут борьбу за существование и гибнут от лишений. Судьба дала Индии местоположение, где природа  отличалась обилием своих даров и налицо были все благоприятные возможности для развития. Когда нет  необходимости растрачивать энергию на решение жизненных  земных проблем, на освоение природы и подчинение ее сил, люди начинают думать о высшей жизни, о том, как сделать ее более духовной.

Благодаря благоприятным  природным условиям  индийцы избежали удела, который Платон  провозгласил худшим из всех, а именно — ненависти  к разуму. Нет большего несчастья, как испытывать ненависть к  рассуждениям. Наслаждение познанием является одним из наиболее чистых наслаждений, доступных человеку, и страсть  индийцев к познанию ярким пламенем горит в их умах.

В древней Индии философия  не была просто дополнением к какой-нибудь другой науке или искусству, но всегда занимала видное, независимое положение(в  отличии от западной философии).

На  протяжении всей истории  Индия жила во имя одной цели: она боролась за истину, против заблуждений. Быть может, она серьезно ошибалась, но она делала то, что было в ее силах и к чему она была призвана. История индийской мысли свидетельствует о бесконечных исканиях разума, вечно старого, но и вечно молодого.

В индийской жизни доминирует духовный мотив. Индийская философия  интересуется жизнью людей, а не заоблачными  сферами. Она берет свое начало из жизни и, пройдя сквозь различные  школы, возвращается в жизнь.

В философии Индии выделяют три основных этапа: 
1) ведийский период (1500—500 до н. э.), 
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)  
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека. 
 
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии. Веды подразделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.

Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.

1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет. 
2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения. 
4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней.

После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных  потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описывают ритуалы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.

Анрита – нарушение мирового ритма.

Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. 
Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Философия индии начинает формироваться в  период упанишад. Этот период характеризуется  отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкарнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши:

Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед. 
Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах. 
Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

В старейших ортодоксальных философских  школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия души (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Традиционные  философские школы индии делятся  на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные  школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. 
Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3-мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена  на философии, изложенной в  Упанишадах.

6) Йога – система практических  действий, направленных на познание  абсолюта. Базовый трактат – йога  сутра. Йога посвящена специфически  определению движущей силы процесса  освобождения, описанию практических  методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской  философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы  – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то, что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия).

2) Джайнизм – первооснова мира  – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем  энергии и обладает простым  и поступательным движением, ее  общее количество не уменьшается.  Весь мир состоит из атомов  различного веса, атомы сливаются  в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины  Будды: 
а) Жизнь – страдание 
б) причина страданий – желания и страсти 
в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний 
г) венец всему – освобождение от уз сансары.

Вывод: главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться. Души могут переселяться в разные оболочки в соответствии с накопленной кармой. Карма представляет собой некий вариант небесной бухгалтерии: все мысли и поступки человека за множество жизней, которые он проживает на земле, относятся в дебет или кредит. В конце жизни подводится сальдо: если карма вышла со знаком минус — человек может потерять свой высокий общественный статус, а то и вообще возродиться животным или растением; если карма получается со знаком плюс, человек имеет возможность в следующей жизни родиться, например, в семье, относящейся к более высокой касте.

Чем лучше карма  у человека, тем больше у него шансов в один прекрасный момент соскочить  с житейской карусели постоянных смертей и рождений — сансары и получить мокшу (в буддистской традиции она называется нирваной), то есть просветление и блаженство. Чтобы повысить свои шансы на просветление человеку надо следовать дхарме — или пути благочестия.

 
 

 

 


Информация о работе История индийской философии