История развития феодализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересам и — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

Содержание работы

ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ………………………………… 2
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО
УСТРОЙСТВА РОССИИ……………………………………………………. 4
ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ЕЕ СУБЪЕКТОВ…………………………………………………………….. 10
РАЗГРАНИЧЕНИЕ
ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И
ЕЕ СУБЪЕКТАМИ………………………………………………………….. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 17

Файлы: 1 файл

федератизм.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов.

 

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами власти края или области.

 

Пребывание  в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

РАЗГРАНИЧЕНИЕ

ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ  И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И  ЕЕ СУБЪЕКТАМИ.

 

Российская  Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

 

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ  РФ

 

Проблема определения  компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

 

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая

состоит в установлении:

 

а) исключительный компетенции федеральных органов  власти,

 

б) совместной компетенции  органов власти федерации и ее субъектов,

 

в) исключительной компетенции субъектов федерации.

 

Такое решение  проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии  и других

федераций.

 

Российская Федерация следует по этому испытанному пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в местном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

 

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

 

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы в праве издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

 

Предметы   ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:

 

1) Вопросы государственного строительства;

 

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития;

 

3) Вопросы внешней  политики и внешнеэкономической деятельности;

 

4) Вопросы обороны  и охраны границы; 

 

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;

 

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;

 

7) Государственные  награды и почетные звания Российской Федерации.

 

Из этого  перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности:

 

а) только на федеральном  уровне можно изменять Конституцию, принимать

законы о  гражданстве и др.;

 

6) на территории  субъектов Федерации могут располагаться  объекты

федеральной собственности;

 

в) только на федеральном  уровне решаются вопросы ядерной  энергетики,

развития путей  сообщения и деятельности в космосе;

 

г) только федеральные  органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

 

д) Вооруженные  Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект

Федерации не вправе создавать собственные вооруженные  формирования;

 

е) судоустройство и прокуратура являются едиными  для всей страны, только

на федеральном  уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.

 

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

 

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО  ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 

 

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно разделить на несколько групп:

 

1)Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод;

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития;

3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы;

4) Координация  международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.

 

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) — только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Принцип федерализма  жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

 

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

 

Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Конституция

Российской  Федерации. — М.: Юрайт, 1998

 

2.     Конституция Российской Федерации.  Комментарий / Под общей редакцией

Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. —  

М.: Юрид. лит., 1994

 

3.     Федеративный договор: Документы,  Комментарий /

Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев, Б.С.Крылов и др.;— М.: Республика, 1992.

 

4.     Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное  право

Российской  Федерации: учеб. для юридич. вузов  и факультетов. — М.: Изд. группа

ИНФРА.

М — КОДЕКС, 1996

 

5.     Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А.

В. — М.: Юрист, 1997

 

6.     Общая теория права и государства:  Учебник для юридич. вузов

/ Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994


Информация о работе История развития феодализма в России