Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:20, контрольная работа
Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики, представляющей собой, по меткому выражению Поля Рикёра, результат «прививки» экзистенциальной феноменологии к традиции герменевтики как теории и практики истолкования текстов.
3. Герменевтика и философия
Как мы уже выяснили, центральной
категорией герменевтики как искусства
(техники, теории, метода) интерпретации
“текстов” является категория понимания.
Философская теория интерпретации
бытия в целом и мира гуманитарной
культуры в частности предоставляет
средства для понимания гуманитарных
явлений, для проникновения в
их смысл. Проблематика понимания сближает
герменевтику с философией культуры
и с философией языка, открывает
возможность для создания философской
герменевтики, которая предполагает
новое измерение человека. В ней
ставится вопрос о человеке понимающем.
Понимающим себя, свое место в мире,
окружающую реальность и другого
человека. Понимание также, как и
способность к труду, способность
к разумной деятельности, языку, вере,
также, как социальность, является сущностным
свойством человека. Век компьютерной
и научно-технической
Видимо, не вызовет больших споров утверждение о том, что философское знание есть знание принципиально интерпретационное. Интерпретация есть неустранимый момент, форма и способ функционирования философских знаний. Новое философское знание всегда является результатом интерпретации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая (по принципиальным соображениям, касающимся природы философии) плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийного контекстов с учетом специфики последних. Вопросно-ответные диалогические отношения, их всевозможные разрешения определяют основное содержание диалектики (в первоначальном значении этого термина) как метода философского исследования. Таким образом, философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, “окрашивает” философское знание в герменевтические тона. Герменевтика — один из методов, при помощи которых возможно понимание, — соединяется с природными свойствами философского знания. Герменевтика — искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений — “сплетается” с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус.
Заключение
Таким образом, герменевтика
- искусство и теория истолкования,
имеющего целью выявить смысл
текста, исходя из его объективных (значения
слов и их исторически обусловленные
вариации) и субъективных (намерения
авторов) оснований. Возникает в
период эллинизма в связи с
интерпретациями и
Список литературы
1. Апель К.О. Трансцедентально-
2. Губин В.Д. Философия. Электронный учебник.
3. Золкин А. Л. Философия. Учебник для вузов. М., Юнити-Дана. С. 552.
4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., 1997. C. 463.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Электронная версия.
6. http://mirslovarei.com/
7. http://wikipedia.com/