История развития герменевтических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики, представляющей собой, по меткому выражению Поля Рикёра, результат «прививки» экзистенциальной феноменологии к традиции герменевтики как теории и практики истолкования текстов.

Файлы: 1 файл

Контрольная философия.docx

— 31.47 Кб (Скачать файл)

 

3. Герменевтика  и философия

 

Как мы уже выяснили, центральной  категорией герменевтики как искусства (техники, теории, метода) интерпретации  “текстов” является категория понимания. Философская теория интерпретации  бытия в целом и мира гуманитарной культуры в частности предоставляет  средства для понимания гуманитарных явлений, для проникновения в  их смысл. Проблематика понимания сближает герменевтику с философией культуры и с философией языка, открывает  возможность для создания философской  герменевтики, которая предполагает новое измерение человека. В ней  ставится вопрос о человеке понимающем. Понимающим себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого  человека. Понимание также, как и  способность к труду, способность  к разумной деятельности, языку, вере, также, как социальность, является сущностным свойством человека. Век компьютерной и научно-технической революции, нарастающие информационно-коммуникативные  связи, крушение и создание цивилизаций  еще более обостряют актуальность проблемы понимания и всех связанных  с ней герменевтических моментов. Историческое нарастание значимости герменевтической проблематики от античности до наших  дней подобно кумулятивному процессу. Герменевтика всегда была вплетена в  живую ткань социальной деятельности людей, никогда не была абстрактной  теорией, а являлась техникой, искусством интерпретации и применялась для решения задач, актуальных для жизни и нормального функционирования общественных институтов. Важнейшие переломные моменты развития герменевтического метода совпадали по времени и были существенно связаны с крупнейшими историческими событиями, определялись в конечном счете практическими потребностями жизни людей. Среди практических и теоретических потребностей, повлиявших на развитие герменевтики, можно выделить запросы греческой педагогики в античности, позднее превращение христианства в религию широких народных масс, переводы и истолкования библейских и более поздних христианских источников. Далее еще можно отметить Реформацию и связанную с ней критику католической доктрины, Возрождение, переводы с классических древних языков на живые национальные языки литературных, философских и исторических памятников и их комментарии, превращение Библии в литературный памятник, интерес к истории, языкознанию, спасение авторитета гуманитарного знания от уничижительной критики философов позитивистской направленности. И, наконец, XX век — век коммуникации, необходимости установления понимания, диалога. Герменевтика занимается анализом политики, права, проблемами межконфессионального понимания, она используется в медицинской практике, понимание рассматривается как проблема бытия человека, возникает философская герменевтика. И, наконец, несколько слов следует сказать о связи герменевтики с собственно философией. Философия возможна как особый тип знания со своим предметом, специфическими методами исследования и с собственными критериями познавательного значения. Наличие специфических признаков не мешает существовать философскому знанию в форме учений, теорий, концепций, направлений. Форма представления и функционирования философского знания может совпадать (и действительно совпадает) с формой других типов знания. Например, от конкретных наук философия отличается не формой представления знания, а критериями познавательного значения, наличием особенных (кроме общих) методов исследования. И разумеется, у философии есть свой особый предмет: принципы, основания, начала бытия (природы, человека и общества), его познания (в том числе научного), мыслительной и духовной деятельности.

 

Видимо, не вызовет больших  споров утверждение о том, что  философское знание есть знание принципиально  интерпретационное. Интерпретация  есть неустранимый момент, форма и  способ функционирования философских  знаний. Новое философское знание всегда является результатом интерпретации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая (по принципиальным соображениям, касающимся природы философии) плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийного контекстов с учетом специфики последних. Вопросно-ответные диалогические отношения, их всевозможные разрешения определяют основное содержание диалектики (в первоначальном значении этого термина) как метода философского исследования. Таким образом, философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, “окрашивает” философское знание в герменевтические тона. Герменевтика — один из методов, при помощи которых возможно понимание, — соединяется с природными свойствами философского знания. Герменевтика — искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений — “сплетается” с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус.

 

 

Заключение 

 

Таким образом, герменевтика - искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл  текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные  вариации) и субъективных (намерения  авторов) оснований. Возникает в  период эллинизма в связи с  интерпретациями и исследованием  классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика).

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Апель К.О. Трансцедентально-герменевтическое  понятие языка // Вопросы философии. 1997. №1. С.71.

 

2. Губин В.Д. Философия.  Электронный учебник.

 

3. Золкин А. Л. Философия.  Учебник для вузов. М., Юнити-Дана. С. 552.

 

4. Реале Д., Антисери Д.  Западная философия от истоков  до наших дней. Т.4. СПб., 1997. C. 463.

 

5. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. Электронная версия.

 

6. http://mirslovarei.com/

 

7. http://wikipedia.com/


Информация о работе История развития герменевтических идей