Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:18, реферат
Первая характерная особенность психического — принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний — проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно не было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия. Никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам. Трудность выделения особенностей психологии как науки состоит в том, что они издавна осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Первая характерная особенность психического
— принадлежность индивиду непосредственных
собственных переживаний — проявляется
лишь в непосредственном ощущении и никаким
иным способом не приобретается. Ни из
какого описания, как бы ярко и красочно
оно не было, слепой не познает красочности
мира, а глухой — музыкальности его звучаний
без непосредственного их восприятия.
Никакой психологический трактат не заменит
человеку, самому не испытавшему любви,
всей гаммы этого чувства, не передает
увлечения борьбы и радости творчества,
словом, всего, что человек может пережить
только сам. Трудность выделения особенностей
психологии как науки состоит в том, что
они издавна осознавались человеческим
умом как из ряда вон выходящие явления.
Совершенно очевидно, что восприятие какого-либо
реального предмета в корне отличается
от самого предмета. В качестве примера
можно назвать глубоко укоренившиеся
представления о душе как особом существе,
отдельном от тела.
Еще первобытный человек знал, что люди
и животные умирают, что человек видит
сны. В этой связи и возникло верование,
что человек состоит из двух частей: осязаемой,
т.е. тела, и неосязаемой, т.е. души; пока
человек жив, его душа находится в теле,
а когда она покидает тело — человек умирает.
Когда же человек спит, душа покидает тело
на время и переносится в какое-либо другое
место. Таким образом, задолго до того,
как психические процессы, свойства, состояния
стали предметом научного анализа, накапливалось
житейское психологическое знание людей
друг о друге. Определенное представление
о психике дает человеку и его личный жизненный
опыт. Житейские психологические сведения,
почерпнутые из общественного и личного
опыта, образуют донаучные психологические
знания, обусловленные необходимостью
понимать другого человека в процессе
совместного труда, совместной жизни,
правильно реагировать на его действия
и поступки. Эти довольно обширные знания
могут способствовать ориентировке в
поведении окружающих людей, могут быть
правильными. Но в целом они лишены систематичности,
глубины, доказательности, мы усваиваем
их не только благодаря собственному опыту,
но и из художественной литературы, пословиц,
поговорок, сказок, легенд, притч. Именно
в них заключены истоки почти всех психологических
теорий и отраслей современной психологии.
Что же представляет собой психология
как наука? Что входит в предмет ее научного
знания? Ответ на этот вопрос не так прост,
как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить
на него, необходимо обратиться к истории
психологической науки, к вопросу о том,
как на каждом этапе ее развития трансформировалось
представление о предмете научного знания
в психологии. Психология и очень старая
и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее
прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.
Ее существование как самостоятельной
научной дисциплины едва насчитывает
столетие, но основная проблематика занимает
философскую мысль с тех пор, как существует
философия. Известный психолог конца XIX
— начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать
о психологии очень кратко и точно — у
психологии огромная предыстория и очень
короткая история. Под историей имеется
в виду тот период в изучении психики,
который ознаменовался отходом от философии,
сближением с естественными науками и
организацией собственного экспериментального
метода. Это произошло в последней четверти
XIX в., однако истоки психологии теряются
в глубине веков. Известный психолог конца
XIX — начала XX вв. Г.Эббингауз сумел сказать
о психологии очень кратко и точно — у
психологии огромная предыстория и очень
короткая история. Под историей имеется
в виду тот период в изучении психики,
который ознаменовался отходом от философии,
сближением с естественными науками и
организацией собственного экспериментального
метода. Это произошло в последней четверти
XIX в., однако истоки психологии теряются
в глубине веков.
Само название предмета в переводе с древнегреческого
означает, что психология — наука о душе
(психе — “душа”, логос — “наука”). Согласно
очень распространенному представлению,
первые психологические воззрения связаны
с религиозными представлениями. В действительности
же, как свидетельствует подлинная история
науки, уже ранние представления древних
греческих философов возникают в процессе
практического познания человека в тесной
связи с накоплением первых знаний и развиваются
в борьбе зарождающейся научной мысли
против религии с ее мифологическими представлениями
о мире вообще, о душе — в частности. Изучение,
объяснение души и является первым этапом
в становлении предмета психологии. Итак,
впервые психология определялась как
наука о душе. Но ответить на вопрос, что
такое душа, оказалось не так-то просто.
В разные исторические эпохи ученые вкладывали
различное содержание в это слово. Становление
и развитие научных взглядов на сущность
психики всегда было связано с решением
основного вопроса философии — соотношения
материи и сознания, материальной и духовной
субстанции.
2 Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 вВеликобритании. Зигмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.
Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.
6 мая 1856 года во Фрайбургской синагоге молились мужчины. У торговца тканями Якоба Фрейда родился мальчик, нареченный в честь деда Зигмундом. Семья Амалии и Якоба Фрейд на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах. Когда Зигмунду исполнилось три года, семья перебралась в Вену.
Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.
Фрейд описал три вида первичных влечений:
«Сверх-Я», Супер-Эго –- это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).
Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я» (примерно совпадающее с сознанием). Я (Эго) – развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечения во внешнем мире.
«Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога).
Основная функция «Я» заключается в интеграции «Оно» и «Сверх-Я» для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Еще одна важная функция «Я» – механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать осознавать его), и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым, тем самым ослабляя интенсивность конфликта. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его «Сверх-Я».
По мнению Фрейда, эго человека использует специальные
механизмы психики для защиты личности
от открытого выражения импульсов ид и
встречного давления со стороны супер-эго.
Все защитные
механизмы эго обладают следующими общими
характеристиками: 1) они действуют на
неосознаваемом уровне; 2) блокируют выражение
импульсов ид в сознательном поведении
или снижают их изначальную интенсивность;
3) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятиереаль
В психоанализе выделяется три типа тревоги: реалистический, невротический и моральный. Первый вызывается реальными опасностями (например, со стороны врага, хищных животных), второй — опасностью того, что эго не справится с импульсами ид (например, с сексуальными или агрессивными желаниями), третий — угрозой наказания эго со стороны супер-эго (например, когда ид стремится к активному совершению безнравственных действий или выражению безнравственных мыслей). Защитные механизмы оберегают человека от избыточной тревоги.
Рассмотрим
основные защитные механизмы эго, выделенные
Фрейдом:
а) вытеснение (или «мотивированное
забывание») — проявляется в удалении
из сознания мыслей и чувств, причиняющих
страдания. В результате действия вытеснения человек не осознает своих конфликтов,
вызывающих тревогу, а также не помнит
неприятные подробности произошедших
психотравмирующих событий.
Вытесненные воспоминания, мысли и импульсы
сохраняют свой энергетический потенциал
в бессознательном, и для предотвращения
их прорыва в сознание требуется постоянная трата
психической энергии. Однако вытесненный
материал прорывается в психическую деятельность в форме сновидений, оговорок,
описок, неожиданном забывании какой-либо
информации и т.д. Эти прорывы Фрейд назвал «психопатологией обыденной
жизни». Вытесненное может также способствовать
возникновению различных заболеваний
(например, язвенной болезни, импотенции
или фригидности);
б) проекция — проявляется в том, что индивидуум
приписывает собственные неприемлемые
мысли,чувства и поведение друг
в) замещение — проявляется в переадресовке
инстинктивного импульса (например, агрессивного
или сексуального) от более угрожающего
или запретного объекта к объекту менее
угрожающему или запретному. Например,
не имея возможности выразить свое возмущение
начальнику, человек неосознанно возмущается
поведением близких. В некоторых случаях
замещение направляется человеком против
самого себя: враждебные импульсы, адресованные
другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленност
г) рационализация — проявляется в том,
что человек обеспечивает внутренний
психологический комфорт, чувство собственного
достоинства, самоуважение за счет сокрытия
от осознания истинных мотивов своих действий,
мыслей и чувств. Рационализация осуществляется
благодаря ложной аргументации. Например,
человек, едущий в автобусе без билета,
будет убеждать себя в том, что глупо при
низкой заработной плате покупать такие
дорогие проездные билеты. При этом размер
заработной платы по сравнению с заработной
платой других пассажиров может быть достаточно
высоким;
д) реактивные образования — проявляются
в том, что человек, защищаясь от запретных
импульсов, демонстрирует в реальности
противоположное поведение. Этот защитный
механизм реализуется двуступенчато:
во-первых, неприемлемый импульс подавляется;
во-вторых, на уровне сознательного поведения
проявляется поведение совершенно противоположное
подавленному импульсу. Например, женщина,
испытывающая тревогу в связи с собственным
выраженным сексуальным влечением, может
стать активным борцом с порнографией;
е) регрессия — проявляется в том, что
человек в трудных для него ситуациях
возвращается к способам поведения, характерным
для более ранних периодов его развития
и способствовавшим достижению желаемых
в прошлом целей. Например, взрослые, проникнувшие
в чужую квартиру и застигнутые на месте
преступления, могут по-детски просить
их отпустить и обещать, что они больше
не будут так делать;
ж) сублимация — проявляется в том, что
человек выражает социально неприемлемые
или нереализуемые в настоящий момент
инстинктивные желания в формах поведения,
которые более приемлемы для общества
и него самого или возможны в сложившейся
ситуации. Например, женщина с сильными
неосознаваемыми садистическими наклонностями
может стать хирургом; мужчина, обладающий
большой либидозной энергией, может стать
художником, изображающим на своих полотнах
обнаженных женщин. По Фрейду именно сублимация
способствовала великим достижениям в
науке, искусстве и общественной жизни;
з) отрицание — проявляется в том, что
психотравмирующая для человека информация
не допускается в сознание. Так, мать не
допускает мысли о том, что ее сын погиб
на войне, хотя об этом говорят свидетели
гибели; больной не верит в скорую смерть от хронической болезни, несмотря
на диагнозы врачей.
и) интеллектуализация — проявляется
в том, что человек вместо непосредственного
переживания жизненно важного для него
события хладнокровно рассуждает и обсуждает
произошедшее (например, раковый больной
хладнокровно рассуждает о степени вероятности
выживания так, как будто речь идет не
о нем самом, а о другом человек);
к) идентификация — проявляется в том,
что человек отождествляет себя с более
сильной личностью (героем), в частности,
имитируя агрессивную или дружелюбную
манеру поведения в зависимости от ассоциируемых
с этой личностью (героем) чувств страха
или любви (например, дети неосознанно
отождествляют себя с более успешным героем
мультфильма и копируют его поведение
в игре).
Существуют и другие защитные механизмы эго (например, изоляция, конверсия и др.), на которых мы не будем останавливаться. Описанные выше механизмы защиты используются психикой для защиты от внутренней и внешней угрозы. Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, несмотря на то, что последние в различной степени искажают отражение объективной и субъективной реальности, уводят нас от удовлетворения реальных потребностей.
Психодинамический подход - cовокупность способов выявления
в психотерапевтических целях особенностей
переживаний и действий человека, обусловленных
неосознаваемыми мотивами; направление
в психологии, созданное З. Фрейдом и его
последователями.
Положения, выдвинутые Фрейдом, неоднократно
переосмыслялись и пересматривались его
последователями, однако это ни в коей
мере не умаляет значения его трудов, ставшими
основой для изучения бессознательных
процессов. Последователями Фрейда стали
К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам.
После организации психоаналитического
общества в Вене, психоаналитическое движение
находит отклик во многий европейских
странах и США.
Классический психоанализ – направление психотерапии,
основанное на учении З. Фрейда, ставящее
в центр внимания движущие силы душевной
жизни, мотивы, влечения, смыслы. З.Фрейд разработал структурную схему
психики, в которой выделил три уровня:
сознательный, подсознательный и бессознательный.
Для опосредования отношения бессознательного
с другими уровнями служит цензура, которая
вытесняет осуждаемые личностью чувства,
мысли и желания в область бессознательного
и не допускает обратный прорыв в сознание
вытесненного содержания. Но бессознательное
все же проявляется в поведении и психике
человека – в обмолвках, описках, ошибках
памяти, сновидениях, несчастных случаях,
неврозах. Осознание этого в процессе
психоаналитической терапии ведет к устранению
болезненных симптомов.
3.4. ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОМАХИ) – часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые воспринимаются им как досадная случайность, недоразумение. В классическом психоанализе они являются объектом исследования, свидетельствующим о действенности бессознательных процессов в душевной жизни человека.
З. Фрейд различал три группы ошибочных действий. К первой группе он относил оговорки, описки, очитки, ослышки. Ко второй – такие явления, в основе которых лежит временное забывание имен и выполнение обещаний. К третьей – запрятывание, затеривание предметов, а также ошибки-заблуждения, когда на какое-то время человек верит тому, о чем он знает, что это не соответствует действительности.
Информация о работе История развития психологического знания