История развития психологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:18, реферат

Описание работы

Первая характерная особенность психического — принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний — проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно не было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия. Никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам. Трудность выделения особенностей психологии как науки состоит в том, что они издавна осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления.

Файлы: 1 файл

ISTORIYa_RAZVITIYa_PSIKhILOGIChESKOGO_ZNANIYa.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 
 
Первая характерная особенность психического — принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний — проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно не было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия. Никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам. Трудность выделения особенностей психологии как науки состоит в том, что они издавна осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления. Совершенно очевидно, что восприятие какого-либо реального предмета в корне отличается от самого предмета. В качестве примера можно назвать глубоко укоренившиеся представления о душе как особом существе, отдельном от тела. 
Еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают, что человек видит сны. В этой связи и возникло верование, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т.е. тела, и неосязаемой, т.е. души; пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело — человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти довольно обширные знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч. Именно в них заключены истоки почти всех психологических теорий и отраслей современной психологии. 
Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г.Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. 
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология — наука о душе (психе — “душа”, логос — “наука”). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе — в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии — соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции. 

2 Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 вВеликобритании. Зигмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд  сделал вывод, что для лечения  психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

6 мая 1856 года во Фрайбургской синагоге молились мужчины. У торговца тканями Якоба Фрейда родился мальчик, нареченный в честь деда Зигмундом. Семья Амалии и Якоба Фрейд на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах. Когда Зигмунду исполнилось три года, семья перебралась в Вену.

3.1.Модель психики по З.Фрейду

Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я»  и «Сверх-Я».


Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически  наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.

Фрейд описал три вида первичных влечений:

  1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);
  2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием);
  3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

«Сверх-Я», Супер-Эго –- это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В то время  как «Оно» рождается вместе с  ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).

Однако  ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное  существование они получают через  «Я» (примерно совпадающее с сознанием). Я (Эго) – развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечения во внешнем мире.

«Я» ребенка  слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому  ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога).

Основная  функция «Я» заключается в  интеграции «Оно» и «Сверх-Я» для  обеспечения необходимой связи  с внешним миром. Еще одна важная функция «Я» – механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать осознавать его), и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым, тем самым ослабляя интенсивность конфликта. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его «Сверх-Я».

3.2. Защитные механизмы эго


По мнению Фрейда, эго человека использует специальные механизмы психики для защиты личности от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны супер-эго. Все защитные механизмы эго обладают следующими общими характеристиками: 1) они действуют на неосознаваемом уровне; 2) блокируют выражение импульсов ид в сознательном поведении или снижают их изначальную интенсивность; 3) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятиереальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивида.

В психоанализе выделяется три типа тревоги: реалистический, невротический и моральный. Первый вызывается реальными опасностями (например, со стороны врага, хищных животных), второй — опасностью того, что эго не справится с импульсами ид (например, с сексуальными или агрессивными желаниями), третий — угрозой наказания эго со стороны супер-эго (например, когда ид стремится к активному совершению безнравственных действий или выражению безнравственных мыслей). Защитные механизмы оберегают человека от избыточной тревоги.

Рассмотрим  основные защитные механизмы эго, выделенные Фрейдом: 
а) вытеснение (или «мотивированное забывание») — проявляется в удалении из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек не осознает своих конфликтов, вызывающих тревогу, а также не помнит неприятные подробности произошедших психотравмирующих событий. 
Вытесненные воспоминания, мысли и импульсы сохраняют свой энергетический потенциал в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Однако вытесненный материал прорывается в психическую деятельность в форме сновидений, оговорок, описок, неожиданном забывании какой-либо информации и т.д. Эти прорывы Фрейд назвал «психопатологией обыденной жизни». Вытесненное может также способствовать возникновению различных заболеваний (например, язвенной болезни, импотенции или фригидности); 
б) проекция — проявляется в том, что индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли,чувства и поведение другим людям или окружению. В результате проекции человек возлагает вину за свои недостатки или промахи на кого-нибудь или что-нибудь. Одной из форм проявления проекции является феномен «козла отпущения» в той или иной социальной общности (например, евреи, «черные» эмигранты); 
в) замещение — проявляется в переадресовке инстинктивного импульса (например, агрессивного или сексуального) от более угрожающего или запретного объекта к объекту менее угрожающему или запретному. Например, не имея возможности выразить свое возмущение начальнику, человек неосознанно возмущается поведением близких. В некоторых случаях замещение направляется человеком против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя; 
г) рационализация — проявляется в том, что человек обеспечивает внутренний психологический комфорт, чувство собственного достоинства, самоуважение за счет сокрытия от осознания истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств. Рационализация осуществляется благодаря ложной аргументации. Например, человек, едущий в автобусе без билета, будет убеждать себя в том, что глупо при низкой заработной плате покупать такие дорогие проездные билеты. При этом размер заработной платы по сравнению с заработной платой других пассажиров может быть достаточно высоким; 
д) реактивные образования — проявляются в том, что человек, защищаясь от запретных импульсов, демонстрирует в реальности противоположное поведение. Этот защитный механизм реализуется двуступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; во-вторых, на уровне сознательного поведения проявляется поведение совершенно противоположное подавленному импульсу. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать активным борцом с порнографией; 
е) регрессия — проявляется в том, что человек в трудных для него ситуациях возвращается к способам поведения, характерным для более ранних периодов его развития и способствовавшим достижению желаемых в прошлом целей. Например, взрослые, проникнувшие в чужую квартиру и застигнутые на месте преступления, могут по-детски просить их отпустить и обещать, что они больше не будут так делать; 
ж) сублимация — проявляется в том, что человек выражает социально неприемлемые или нереализуемые в настоящий момент инстинктивные желания в формах поведения, которые более приемлемы для общества и него самого или возможны в сложившейся ситуации. Например, женщина с сильными неосознаваемыми садистическими наклонностями может стать хирургом; мужчина, обладающий большой либидозной энергией, может стать художником, изображающим на своих полотнах обнаженных женщин. По Фрейду именно сублимация способствовала великим достижениям в науке, искусстве и общественной жизни; 
з) отрицание — проявляется в том, что психотравмирующая для человека информация не допускается в сознание. Так, мать не допускает мысли о том, что ее сын погиб на войне, хотя об этом говорят свидетели гибели; больной не верит в скорую смерть от хронической болезни, несмотря на диагнозы врачей. 
и) интеллектуализация — проявляется в том, что человек вместо непосредственного переживания жизненно важного для него события хладнокровно рассуждает и обсуждает произошедшее (например, раковый больной хладнокровно рассуждает о степени вероятности выживания так, как будто речь идет не о нем самом, а о другом человек); 
к) идентификация — проявляется в том, что человек отождествляет себя с более сильной личностью (героем), в частности, имитируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этой личностью (героем) чувств страха или любви (например, дети неосознанно отождествляют себя с более успешным героем мультфильма и копируют его поведение в игре).

Существуют  и другие защитные механизмы эго (например, изоляция, конверсия и  др.), на которых мы не будем останавливаться. Описанные выше механизмы защиты используются психикой для защиты от внутренней и внешней угрозы. Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, несмотря на то, что последние в различной степени искажают отражение объективной и субъективной реальности, уводят нас от удовлетворения реальных потребностей.

3.3. ПСИХОАНАЛИЗ

Психодинамический подход - cовокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.  
Положения, выдвинутые Фрейдом, неоднократно переосмыслялись и пересматривались его последователями, однако это ни в коей мере не умаляет значения его трудов, ставшими основой для изучения бессознательных процессов. Последователями Фрейда стали К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, психоаналитическое движение находит отклик во многий европейских странах и США. 
Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. З.Фрейд разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

3.4. ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОМАХИ)  – часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые воспринимаются им как досадная случайность, недоразумение. В классическом психоанализе они являются объектом исследования, свидетельствующим о действенности бессознательных процессов в душевной жизни человека.   

З. Фрейд различал три  группы ошибочных действий. К первой группе он относил оговорки, описки, очитки, ослышки. Ко второй – такие явления, в основе которых лежит временное забывание имен и выполнение обещаний. К третьей – запрятывание, затеривание предметов, а также ошибки-заблуждения, когда на какое-то время человек верит тому, о чем он знает, что это не соответствует действительности.   

Информация о работе История развития психологического знания