История русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Фрустрация (от лат. frustration – обман, тщетное ожидание, расстройство) – психическое состояние, близкое по своим проявлениям к стрессу, и возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Её сила зависит от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости» достижения цели (4, стр.381).

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ 6
Интерес 8
Радость 9
Удивление 9
Страдание 10
Гнев, отвращение, презрение 11
Страх 14
Стыд 16
ВНУТРЕННИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ 18
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 21
Теория эмоции как организмического возбуждения. 21
Эволюционная теория Ч.Дарвина. 21
Теория Джеймса – Ланге. 22
Альтернатива к теории Джеймса – Ланге. 23
Теория когнитивного диссонанса. 24
Информационная теория П.В.Симонова. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра философии и  культурологии

 

 

 

Реферат

по

философии

на тему:

История русской философии      

 

                   

                                                                                                                                    

                                                                                                      Выполнил:

                                                                                                      Студент гр.

045132                                                                                                                                                   

                                                                                                      Шевелёв Н.В.

                                                                                                      Проверила:

                                                                                                      Ягубова С.Я.

 

        

 

Санкт-Петербург  – Пушкин

2012

 

Содержание:

«То, что   радует человека, что его

интересует,   повергает   в  уныние,

волнует,   что   представляется ему

смешным, более всего  характеризу-

ет его сущность, его  характер, инди-

видуальность».

Крюгер Ф. Сущность эмоциональных

Переживаний// Психология эмоций:

Тексты. – М., 1984. –  стр.108.

Вступление

 

Мы часто слышим такие  слова, как «эмоции», «чувства», «переживание», «настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумываемся ли мы, что  они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы их используем? Ведь наш словарный запас весьма беден, чтобы выразить то, что мы чувствуем. Разве можно утверждать, что говоря «я люблю мороженое», «я люблю свой город», «я люблю гулять», «я люблю этого человека», «я люблю маму», человек испытывает одни и те же чувства?

За всеми этими словами  стоят определённые психические  явления, которые люди постоянно и многократно испытывают в течение жизни. В результате постепенно накапливается опыт эмоционального отражения окружающего мира, формируются индивидуальные пристрастия. Здесь не обойтись без умения анализировать себя и своё отношение к тому, что нас окружает. Есть множество предметов, к которым у  нас сформировалось определённое отношение. И надо заметить, что объекты наших пристрастий могут сильно отличаться от того, что нравится другим людям, даже очень близким. Можно сказать, что вся наша жизнь состоит из сплошного выбора по принципу «нравится – не нравится».

Вышеупомянутые психические  явления можно объединить под названием эмоциональных процессов, в составе которых кто-то выделяет аффекты, собственно эмоции и чувства (1, стр.11), кто-то включает аффекты в состав эмоций (2, стр.127), а кто-то выделяет на уровне с процессами, упомянутыми в первой классификации, настроение, стресс, фрустрацию, страсть, а так же высшие (духовные) чувства (3, стр.61-121). Но, учитывая тот факт, что данная область психологии сложна и неоднозначна, стоит предположить, что существует множество других классификаций.

Я решила посвятить свою курсовую теме эмоций и буду придерживаться в ней классификации, предложенной профессором Кэрролом Е. Изардом.

Но, прежде чем приступить к предмету своей работы, я бы хотела кратко охарактеризовать все эмоциональные процессы.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от того, к какой предметной сфере они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и праксические (4, стр.392).

Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психичес-кое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий,  а на значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий (4, стр.200).

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности (4, стр.28).

Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до её полной дезорганизации. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный (4, стр.345).

Фрустрация (от лат. frustration – обман, тщетное ожидание, расстройство) – психическое состояние, близкое по своим проявлениям к стрессу, и возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Её сила зависит от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости» достижения цели (4, стр.381).

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов (4, стр.344).

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (4, стр.407).

 

Виды и роль эмоций

 

Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство».

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них , индивид совершает необходимые действия (например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения  индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним подготовиться.

Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак- положительный/отрицательный- и модальность – удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д.), в динамике протекания самих эмоций – длительность, интенсивность и др. – и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) – в мимике, речи, пантомимике (4, стр. 407-408).

У человека главная функция  эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и  коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как  внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных  выражений является врожденной, некоторые, как было установлено,  приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.  В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний (5, стр. 436-437).

С точки зрения влияния  на деятельность человека эмоции делятся  на стенические и астенические. Стенические  эмоции стимулируют деятельность, увеличивают  энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.  Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях (3, стр. 69).

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний (5, стр. 440).

Эмоции человека проявляются  во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника (5, стр. 454-455).

В своих исследованиях К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции, определяющие все основные: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.) (3, стр. 70-74).

 

 

 

Интерес

 

Интерес - наиболее часто  испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом  мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта.  Интерес – это  единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции.  Распространенной причиной эмоции интереса являются генерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с достижением целей, которые ставит перед собой индивид.

С точки зрения внешних  проявлений интерес трудно определить точно, поскольку выражения лица при интересе не столь определенны, как при многих других эмоциях. Инстинктивным при этом может являться легкое приподнимание или опускание бровей, небольшое расширение или сужение век, легкий наклон головы к плечу. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он присматривается или прислушивается. Человек обнаруживает признаки любопытства и захваченности, при интенсивном интересе человеку свойственно воодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью.

Значение эмоции интереса в эволюционном развитии цивилизации и в  индивидуальном развитии индивида трудно переоценить. По мнению  С.С. Томкинса «Без интереса развитие мышления и концептуального аппарата было бы серьезно нарушено.  Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти столь обширны,  что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение ткани мозга. Чтобы думать нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса» (Tomkins, 1962, р.343).

Интерес рассматривается  как одна из фундаментальных врожденных эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у нормального, здорового  человека. Предполагается, что именно эмоция интереса постоянно присутствует в сознании и что именно она вместе с познавательными структурами и ориентациями  направляет восприятие, познание и действие. На сознательном уровне ключевыми детерминантами интереса являются новизна и изменение. Источником изменений и новизны могут быть как окружающая среда, так и воображение, память и мышление. Эмоция интереса поддерживает исследование, изучение и конструктивную деятельность, межличностные и семейные отношения, важен для развития умений и  интеллекта индивида, играет ведущую роль в развитии и формировании личности (6, стр. 163-209). 

Информация о работе История русской философии