Итальянское возрождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 07:04, реферат

Описание работы

Особенностью эпохи Нового времени явилась эпоха Гуманизма. Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Считается, что слово «гуманист» впервые употребил в начале XV в. Леонардо Бруни, соединив в нем представление об учености с идеей воспитанности и нравственного достоинства. Это слово подвело итог первым усилиям по формированию новой личности и предварило ряд позднейших трактатов «О достоинстве человека».

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


Особенностью эпохи Нового времени явилась эпоха Гуманизма. Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Считается, что слово «гуманист» впервые употребил в начале XV в. Леонардо Бруни, соединив в нем представление об учености с идеей воспитанности и нравственного достоинства. Это слово подвело итог первым усилиям по формированию новой личности и предварило ряд позднейших трактатов «О достоинстве человека». Для гуманистов ученость неотделима от нравственности, поскольку обновленная мысль должна была стать прологом к новой жизни. Особенностью эпохи Гуманизма стал антропоцентризм. Антропоцентризм воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Те, кто занимались studia humanitatis, ревностно изучали все, что составляет целостность человеческого духа. Леонардо Бруни определял studia humanitatis как «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуются и украшают человека». «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле...» – так говорит Бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». В этих словах отражен духовный опыт гуманизма эпохи Возрождения. Человека неудовлетворенного, жаждущего недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. Но образ волевого, интеллектуального человека – творца своей судьбы, творца самого себя – создало только Возрождение.  Идеалом эпохи гуманизма и Возрождения становится духовно богатая и всесторонне развитая личность, символизирующая единство чувственного и духовного начал. Достижению этой цели способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции. Античный мир воспринимался гуманистами как утопический идеал, как золотой век человечества, как идеал свободы философских и эстетических изысканий.

Культура Возрождения возникла в Италии в середине XIV в. и достигла блестящего расцвета в XV-XVI столетиях. Это был новый тип культуры, светски-рационалистический по своей главной направленности. Ее зарождение и быстрое развитие во многом были обусловлены историческими особенностями страны и спецификой культурной эволюции европейского общества в позднее средневековье. Сам термин Ринашименто (ит.) или Возрождение (по фр. Ренессанс) появился в XVI в. у Джорджо Вазари, известного итальянского мыслителя. Он рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после "мрачного средневековья" и полного упадка культуры. Среди предпосылок складывания ренессансной культуры в Италии следует отметить достигшую высокого развития систему образования - от густой сети школ, церковных, монастырских и особенно городских, до многочисленных университетов, которые в отличие от других европейских стран значительно раньше оказались открытыми для преподавания дисциплины, расширявшие рамки гуманитарного образования. В Италии существовала особенно тесная связь культуры с традициями древнеримской цивилизации. Нигде в Европе не сохранились столь многочисленные памятники античности. Культура Древнего Рима оставалась важной частью собственного прошлого, наследием предков.

Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов эволюции, границы которых отмечены рубежами столетий - XIV, XV и XVI, или по-итальянски треченто, кватроченто, чинквеченто. Им предшествовал этап раннего гуманизма – Проторенессанс  - или же дученто, который начался во второй половине XIII в. и  завершился в начале XIV в. Этот этап выдвинул программу построения новой культуры на базе широкого комплекса гуманитарных дисциплин. В эпоху кватроченто эта программа была претворена в жизнь, чему способствовало возникновение многочисленных центров гуманизма и ренессансной культуры в целом.

Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века. Связанные с ним принципиально новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве эпохи дученто, известной как Проторенессанс или же «эпоха Данте и Джотто».   Проторенессанс был связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: непросто проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Симптомы Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Иногда эти традиции просто проникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии, старой трактовки форм. До подлинного ренессансного “открытия личности” тут еще не доходит. Была и другая, исторически более ранняя линия в Проторенессансе, решительнее противостоящая готике. Ее начинали скульпторы – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Никколо Пизано работал еще в сер. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. Отрицательная реакция Никколо Пизано на тревожную эмоциональность средневекового искусства предвещала интеллектуальный рационализм Возрождения, который восторжествовал через 2 столетия и принес с собой новую эмоциональность – более собранную, мужественную и интеллектуально обогащенную по сравнению с готическим вихрем смятенных чувств. Николло Пизано и Арнольфо ди Камбрио интуитивно искали формы ясные, плотные и рационально упорядоченные. В Италии эти поиски стимулировались сохранностью многих античных римских памятников. Все же эти произведения только односторонне подготовляют и формируют эстетическое мироощущение Ренессанса. Источником идей, близких Ренессансу, было искусство Джотто. Он единственный, кого в изобразительном искусстве Проторенессанса можно поставить рядом с Данте, его современником. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии» Данте. Эти двое великих деятелей уже в первые десятилетия после смерти были окружены легендой, а к началу следующего столетия превратились в образы почти мифологические, что-то вроде тех героев, от которых вели свою историю античные греки. Поэт Данте и живописец Джотто стали зачинателями новой эпохи. Составные элементы проторенессанского мировоззрения многообразны: францисканская ересь, и противоположная ей атеистическая, «эпикурейская», и римская античность, и французская готика, и провансальская поэзия. Не просто возрождение античной культуры, а возрождение и просветление человека составляет стержень поэмы Данте, она одухотворяет и творчество Джотто. Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи в городе Падуя. Более поздние работы Джотто—росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события.

Вместо разобщенности отдельных фигур и отдельных сцен, свойственной средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Фигуры, хотя они еще массивны и малоподвижны, обретают объем и естественность движения. Появляется трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением, а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости стены. Джотто вводит в свои изображения черты быта, создающие впечатление достоверности обстановки и передающие определенное настроение. Драматической насыщенности, психологической, эмоциональной выразительности будет учиться у Джотто не одно поколение художников. Даже пороки и добродетели он сумел превратить в живые человеческие характеры, преодолев традиционный средневековый аллегоризм. Образы Джотто величавы и монументальны, его язык суров и лаконичен, но понятен каждому, входящему в капеллу. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Джотто был не только живописцем: по его проекту была построена замечательная колокольня Флорентийского собора.

Яркий представитель этой эпохи, Франческо Петрарка, назвавший период, последовавший за принятием христианства, «темными веками», противопоставил им свою эпоху, возродившую искусство и литературу. Его современники Боккаччо, Филиппо Виллани считали Джотто основоположником нового искусства, обращенного к реальному миру. Прослеживая историю итальянского искусства, можно убедиться в непрерывности связей, соединяющих эпоху Данте и Джотто с ранним Возрождением, в зарождении на рубеже XIII—XIV веков контуров принципиально нового художественного мышления, основанного на ориентации на реальный мир и такие его фундаментальные свойства, как материальность, пространственная протяженность, логичность и познаваемость господствующих в нем связей. Это те начала, которые стали основополагающими для искусства Возрождения. Поэтому конец XIII—XIV веков в Италии  - не преддверие Возрождения, а как его первый этап.

Архитектуру эпохи дученто отличает:

       Классические пропорции

       Крупные формы

       Присутствие ордена

       Полуциркульные арки

       Горизонтальное членение

В этот период сформировалась Сиенская школа живописи. Ее отличали:

       Сочетание византийской иконографии и готической декоративности

       Элегантные, изящные линии

       Изысканные цвета

       Изображение элементов утончённой роскоши

       Линейный ритм

Сиенские мастера второй половины XIII века — Гвидо да Сиена, Диетисальви ди Спеме, Гвидо ди Грациано, Дуччо ди Боунисенья.

Эпоха треченто. Период Треченто был периодом активной деятельности в области искусства, в живописи, архитектуре, литературе и музыке. Музыка Треченто характеризуется введением новых форм выражения, особенно в светской песни и в использовании местного языка — итальянского. Однако, преобладающей музыкальной формой всё же оставалось простое пение, которое тесно связано с концом средневековья, и поэтому музыковеды в целом классифицируют Треченто как конец средневековой эпохи. Создан Кодекс Росси - рукописная коллекция музыки 14 века. Это один из самых ранних и самый масштабный сборник светской итальянской музыки того времени. Кодекс содержит 37 светских произведений итальянских жанров. По этому уникальному сборнику очень наглядно прослеживается история изменений этих музыкальных форм 14 века и последующего их развития. Эта рукопись включает несколько произведений Я́копо да Боло́нья - известного композитора Треченто.
Самым крупным и основным источником информации о музыке конца Треченто является иллюстрированный Кодекс Скварчалупи. В эту рукопись включено более 300 произведений известных композиторов 14 века и портреты каждого композитора. Самыми известными итальянскими композиторами периода Треченто были: Франческо Ландини, Бартолино да Падова, Никола да Перуджа, Андреа да Фиренце, Якопо да Болонья, Лоренцо да Фиренце, Жерарделло да Фиренце, Донато да Каша, Джованни да Каша, Винченцо да Римини, Паоло да Фиренце, Джованни Мацуоли.

В период Треченто центром художественной культуры выступает также город Сиена.

Один из знаменитых мастеров сиенского Треченто — Симоне Мартини. Фигуры Мартини удлинены и, как правило, представлены на золотом фоне. Но при этом Симоне Мартини старается моделировать форму светотенью, сообщает фигурам естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние, как он это сделал в образе Мадонны из сцены «Благовещение».

В 1328 г. Симоне Мартини было поручено написать фрески в здании городского управления Сиены — Палаццо Публике: Мартини написал фигуру сиенского кондотьера Гвидориччо да Фольяно, главы наемных войск, на коне, на фоне сиенских башен. Есть нечто неукротимое в твердой поступи коня и прямо сидящей фигуре воина, выражающее дух самой эпохи Возрождения с ее верой в человеческие возможности, в волю человека, в право сильного. Лаконичный и суровый пейзажный фон фрески прекрасно передает общий облик сиенского пейзажа с его рыжими холмами и ярко-синим небом, и по сей день удивляя верностью своего обобщенного образа.

Амброджо Лоренцетти. На двух стенах располагаются сцены, демонстрирующие «Последствия доброго и дурного правления». Не назидательные аллегории, а совершенно реальные сцены быта, как городского, так и сельского: рынок, лавки купцов, ослики, нагруженные тюками с товаром, кавалькада богатых горожан, виноградники, пашущие крестьяне, изображение жатвы. Лоренцетти умер в 1348 г., когда эпидемия чумы косила жителей Италии.

В эпоху кватроченто в гуманистическом движении наметилось несколько идейных течений, ориентированных на различные философские традиции античности - аристотелизм, платонизм, эпикуреизм, стоицизм. Крупнейшими из них стали два направления, сложившиеся во Флоренции, но получившие распространение и в других центрах гуманизма, - так называемый гражданский гуманизм и неоплатонизм. Идейные течения складывались в рамках общих мировоззренческих принципов гуманизма и светской ориентации системы знания в целом. Различия выявлялись в подходе к толкованию проблем человека, его нравственных идеалов. Если в концепциях гражданского гуманизма делался акцент на нормах активного служения обществу, формулировались максимы гражданственной этики, то в моральной философии гуманистов- неоплатоников, создававших культ знания, нравственный идеал связывался с созерцанием, с сосредоточением усилий на научном творчестве. В первой половине XV в. предпочтение отдавалось идеалу человека-гражданина, а во второй половине столетия его все чаще в трудах гуманистов оттеснял идеал ученого мудреца.

Самостоятельными направлениями в гуманизме стали учение о человеке Леона Баттиста Альберти и этическая концепция Лоренцо Валлы, в которой понимание высшего блага было близко философии Эпикура.. Культура Возрождения в Италии подошла к поре своего высшего расцвета - Высокому Возрождению, охватывающему первые три десятилетия XVI в.

Это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве Треченто.

XV столетие демонстрирует прямые связи с античностью культуры Возрождения. Во Флоренции основывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный Рим.

Кватроченто черпает свои сюжеты и образы и из Священного Писания, и из античной мифологии, из рыцарских легенд, из наблюдений самого художника сиюминутной жизни. Именно в Кватроченто складывается эстетика искусства Возрождения, тип ренессанской культуры.

Первую роль в Кватроченто выпало сыграть Флоренции. Флоренция становится главным центром ренессансной культуры в эпоху Кватроченто. Начался «век медицейской культуры».

В архитектуре Италии только в XV в. начинают проявляться черты нового стиля. Филиппе Брунеллески завершил в 1434 г. гигантским куполом Флорентийский собор, в общем готическое здание, заложенное еще в 1295 г. Арнольфо ди Камбио. Фонарь восьмигранного купола, господствующего и по сей день в панораме города, имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками, на которые опирается перекрытие фонаря. Черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности становятся характерным для всего искусства Возрождения. Эти черты наиболее ярко проявили себя в светской архитектуре, например в здании Воспитательного дома во Флоренции, построенного также Брунеллески, в котором галерея первого этажа, переходящая во втором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, послужила образцом для всей архитектуры Ренессанса.

Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики —круглой скульптуры, монумента, конного монумента, —был Донато ди Никколо ди Бетто Барда, известный в истории искусства как Донателло. В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции, как, например, в фигуре мраморного Давида. В фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Орсан-Микеле Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но преданным забвению в средневековье. Донателло исполнил статую святого Георгия, воплощающую уже ясно выраженный идеал раннего Возрождения, чувство самосознания и уверенности в этом ярко индивидуальном образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры, напоминающей колонну.

В бронзовом «Давиде» Донателло возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой класски. Простой пастух, победитель гиганта Голиафа, спасший жителей Иудеи от ига филистимлян и ставший потом царем, Давид стал одним из излюбленных образов искусства Возрождения. Донателло изобразил его совсем юным, идеально прекрасным, но не побоялся ввести такую бытовую деталь, как пастушеская шляпа — знак его простого происхождения.

Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения. В 1443—1453 гг. в Падуе он отливает конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни.

Самый известный ученик Донателло — Андреа Вероккио был также живописцем и учителем Леонардо.

Ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто выпала на долю художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, известного под именем Мазаччо. Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собой и с пейзажем, каковы законы анатомии человеческого тела. Сцены Мазаччо полны драматизма, жизненной правды: в «Изгнании из рая» Адам от стыда закрыл лицо руками. Ева рыдает, запрокинув в отчаянии голову. В сцене «Подать» объединены сразу три сюжета: Христос с учениками у ворот города, остановленный сборщиком податей,— это центральная композиция; Петр, по велению Христа вылавливающий рыбу, чтобы достать из нее необходимую для уплаты монету,— композиция слева; сцена выплаты подати сборщику — справа. Мазаччо первый решил главные проблемы Кватроченто —линейной и воздушной перспективы. Вдаль уходят холмы и деревья, образующие естественную среду, в которой пребывают герои и с которой органично связаны фигуры. Естественно располагается в пейзаже центральная группа — Иисус и его ученики.

Фрески Мазаччо с момента их появления способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников, вплоть до Микеланджело, испытавшего несомненное влияние Мазаччо.

Целый ряд художников вслед за Мазаччо разрабатывали проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого тела, поэтому они получили в науке название перспективистов и аналитиков. Это такие живописцы, как Паоло Учелло, Андреа Кастаньо, умбрийский живописец Доменико Венециано.

Во второй половине XV в. с усилением роли патрициата в искусстве приобретают значение изящество и роскошь. Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века. Типичнейшим художником конца флорентийского Кватроченто был Сандро Боттичелли, ученик Филиппе Липпи. Галерея Уффици хранит две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» и «Весна». В первой Боттичелли изображает, как прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров в раковине скользит по поверхности моря к берегу. Уже здесь сказались все основные черты письма Боттичелли: его декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, его удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно, почти рельефно накладывая краски, свойственные ему «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли). Боттичелли создает вполне определенный тип лиц, особенно женских: удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза. Этот же тип мы встречаем и в «Весне», тема которой навеяна одним из стихотворений Полициано.

Флорентийская школа Кватроченто оставила след во всем искусстве Возрождения. Она была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка, естественного движения; цвет, однако, не был самой сильной стороной творчества флорентийских мастеров.

Умбрийская школа XV в. Искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично, мечтательно и глубоко религиозно; в отличие от Тосканы в нем главную роль играет колорит. Все эти черты проявились уже в творчестве таких умбрийских мастеров, как Джентиле де Фабриано, будущего учителя Рафаэля Перуджино, Пинтуриккио, Мелоццо да Форли. Но самым крупным мастером Умбрии XV в. был Пьеро делла Франческа. Вплоть до Тициана Пьеро делла Франческа был одним из самых великих колористов. Он тончайшим образом разрабатывал цветовые соотношения, пользовался техникой валеров, т. е. умел передавать разную светосилу цвета и объединять цвета световоздушной средой, так что историки искусства впоследствии называли его одним из первых пленэристов  Франческа как истинный художник Кватроченто верил в высокую миссию человека, в его способность к совершенствованию.

Падуанская школа XV в. Творчество падуанских мастеров развивается под знаком преклонения перед античным искусством. Андреа Мантенья, крупнейший художник падуанской школы, был учеником и приемным сыном Франческо Скварчоне, коллекционера и знатока античного искусства, передавшего ему свое восхищение «суровым величием древних». Падуя расположена на севере Италии, ее связи с Германией и Францией были довольно тесными в XV в., и готические черты в искусстве Кватроченто вполне естественны. Падуя испытала большое влияние флорентийской школы. Сильнее всего в падуанской школе сказалось уже упоминавшееся влияние античности, в основном римской.

Увлечение античностью, которое особенно сказалось в его позднем произведении «Парнас», сочеталось у Мантеньи с тонким пониманием специфики техники и жанра и с творческим переосмыслением традиций северной готики.

Венецианская школа XV в. В эпоху Возрождения Венеция развивалась несколько иначе, чем другие города Италии.

Кватроченто в Венеции начинается именами таких художников, как Пизанелло и Джентиле де Фабриано, Витторио Карпаччо. Наиболее ярко пути развития раннего Возрождения видны в творчестве семейства Беллини: Якопо Беллини и двух его сыновей — Джентиле и Джованни. Наиболее знаменит в искусстве последний, именуемый на родине чаще Джанбеллино. Он начал с сурового стиля в духе падуанцев, но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту, секреты которого, как и тонкое чувство, передал своему ученику Тициану. Мадонны Джанбеллино, «очень простые, серьезные, не печальные и не улыбающиеся, но всегда погруженные в ровную и важную задумчивость» (П. Муратов).

Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто. XV столетие принесло в итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе —понятых и осмысленных человеком новой эпохи. Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач; архитектура — тип светского палаццо; скульптура — образ человека, а не божества, как в античности; живопись разработала религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала ей светские черты. Все это было немаловажной лептой Кватроченто в искусство Возрождения.

Информация о работе Итальянское возрождение