Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:54, реферат
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
АРИСТОТЕЛЬ
ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
Величайшим из непосредственных учеников
Платона был Аристотель. В отличие от Платона,
который был коренным афинянином, Аристотель
пришел в Афины с севера. Он родился в 384
г. до н. э. в городе Стагире — во Фракии,
неподалеку от Македонии, в частности
от македонской столицы Пеллы. Как чужеземец,
он никогда не был гражданином Афин, а
всего лишь «мете’ком» (чужеземцем). Отец
Аристотеля Никомах был по профессии врач
и, наверное, видный, так как он числился
медиком македонского царя Аминты. Таким
образом, Аристотель жил в семье, где он
мог с юношеских лет приобрести интерес
к изучению физической природы человека,
а также завязать некоторые связи в македонских
придворных кругах. В 367 г. до н. э. Аристотель
уехал в Афины для довершения образования
и вступил в Академию — школу Платона;
в ней он пробыл в течение двадцати лет
до смерти Платона (347). В кругу учеников
и друзей Платона Аристотель резко выделился
громадной начитанностью и выдающимися
умственными дарованиями. Сохранились,
по-видимому, преувеличенные сведения
о враждебных отношениях, сложившихся
впоследствии между Аристотелем и Платоном.
В 347 г. до н. э. главой платоновской Академии
стал Спевсипп, а ученики Платона — Аристотель
и Ксенократ — вышли из Академии и покинули
Афины, переселившись в Атарней. С правителем
Атарнея и Асса — Гермием — оба они были
знакомы и даже завязали дружбу еще в то
время, когда Гермий, находясь в Афинах,
слушал там Платона.
Уже в 343 или 342 г. до н. э. Аристотель принял
приглашение македонского двора стать
воспитателем Александра — сына македонского
царя Филиппа. Александру в это время было
всего тринадцать лет. Возможно, что это
приглашение было сделано, еще когда Аристотель
находился в Митилене. Не сохранилось
почти никаких сведений ни о характере
обучения, ни о тенденциях воспитания,
на которых остановился выбор Аристотеля;
во всяком случае влияние на Александра
этого обучения и воспитания было немалым.
Руководство воспитанием Александра продолжалось
всего три года, так как в 335 г. до н. э. Филипп
умер и Александру пришлось отныне уделять
почти все время и внимание политическим
делам по управлению государством. С началом
большого персидского похода для Аристотеля
уже не оставалось поводов для его дальнейшего
пребывания в Македонии, и он после двенадцатилетнего
отсутствия на пятидесятом году жизни
возвращается в Афины. Есть основание
полагать, что к этому времени Аристотелем
была уже проделана огромная научная работа
— собраны естественнонаучные материалы,
исторические источники; однако главные
из его собственных научных работ были
закончены лишь в последние годы его жизни(О
душе; Логика; Метафизика). Аристотель
явился в Афины как человек известный
и уважаемый, связанный дружескими отношениями
с могущественным македонским двором,
в прошлом воспитатель молодого македонского
царя. Сохранилось, впрочем, далеко не
достоверное, сообщение об огромной денежной
поддержке, которая будто бы была оказана
Аристотелю для ведения и организации
обширных научных исследований.
При таких обстоятельствах Аристотель
решил открыть в Афинах собственную школу.
Местом для нее был избран в одном из предместий
города гимнасий, примыкавший к храму
Аполлона Ликейского. По прозвищу этого
храма — Ликейский — школа Аристотеля
получила название Ликея, подобно тому
как школа Платона — название Академии.
Чтение лекций Аристотель проводил в аллеях
сада, прогуливаясь взад и вперед, — откуда
впоследствии учеников его стали называть
«перипатетиками» («прогуливающимися»).
По сообщению Геллия, обучение в Ликее
имело двоякую форму: «эксотерическую»,
или преподавание риторики, доступное
для всех, и «акроатическую», или «эсотерическую»,
для одних лишь подготовленных. В программу
«эсотерического» обучения входила метафизика,
физика и диалектика. «Эсотерики» слушали
в утренние часы, «эксотерики» — в вечерние.
Как и платоновская Академия, Ликей Аристотеля
был не только школой, но также и кругом
лиц, связанных между собой тесными узами
дружбы.
Необходимость вспомогательных материалов
и источников, многосторонность исследований,
предполагавших усвоение огромного множества
фактов, вызвали потребность в коллекционировании
рукописей и составлении специальной
научной библиотеки; имеются сведения,
что Ликей действительно располагал значительной
библиотекой.
После смерти Александра (323) положение
Аристотеля в Афинах стало опасным. В Афинах
поднимается сильное движение против
македонского владычества над Грецией,
в том числе прежде всего над Афинами.
В глазах деятелей этого движения Аристотель
казался сильно скомпрометированным своими
давнишними, всем хорошо известными связями
с македонским двором. Для афинян происшедшие
изменения в отношениях Александра к Аристотелю
были незамеченными. Во мнении афинян
Аристотель продолжал оставаться приближенным
македонского царя, сторонником его политической
системы. Последовавшие в Афинах события
— преследование людей и деятелей промакедонской
ориентации — привели к тому, что и против
Аристотеля был возбужден процесс. Как
это было с Анаксагором и Сократом, мотивировка
обвинения была не непосредственно политическая,
а религиозная. Аристотель был обвинен
в нечестии — в обожествлении своего тарнейского
покровителя и друга Гермия. Опасаясь
подвергнуться той же участи, которую
в свое время испытал Сократ, Аристотель
воспользовался существовавшим правом
и покинул Афины еще до суда над ним поздним
летом 323 г. до н. э Он поселился в Халкиде
на острове Эвбея, лежащем у восточных
берегов Аттики, но уже в следующем, 322
г. до н. э. там же умер. Уезжая в Халкиду,
он, по-видимому, имел мало времени для
сборов, так что ему пришлось оставить
в Афинах на попечение его виднейшего
ученика Теофраста свою библиотеку. После
смерти Аристотеля сохранилось известное
и нам его завещание, в котором он проявил
заботливость не только о своих близких,
но и о своих рабах. Руководство Ликеем,
а также управление библиотекой он завещал
Теофрасту.
И по рождению, и по воспитанию Аристотель был и остался настоящим греком. Но в эпоху Аристотеля греческие государства не были уже в силах ни отстоять свою политическую независимость, ни улучшить свое внутреннее состояние. Во время ламийской войны, тяжелой, впрочем, для обеих сторон, Фокион, один из слушателей Платона и противник афинского патриота Демосфена, заявил, что впредь до изменения нравственного состояния греческой отчизны от вооруженного восстания против Македонии ничего ждать не приходится. Аристотелю, не бывшему в числе афинских граждан, уроженцу маленького северного Стагира, разрушенного Филиппом Македонским и восстановленного уже в качестве не греческого, а македонского города, такой образ мыслей был гораздо ближе, чем взгляды какого-нибудь афинского государственного человека или публициста вроде известного Демосфена.
Сочинения Аристотеля
Литературная — научная и философская
продуктивность Аристотеля была чрезвычайно
велика. По существу в его сочинениях охвачены
все отрасли современного философского
и научного знания. Удивительна, кроме
того, обстоятельность трактовки рассматриваемых
вопросов и обширность познаний, касающихся
развития науки.
Основную часть дошедших до нас сочинений
Аристотеля составляет свод его трактатов
и ряда отрывков. Часть из них — подлинные
произведения самого Аристотеля, часть
подложны. Приблизительно столетием позже
один из ученых библиотекарей Александрии,
крупнейшего в то время центра учености,
составил список из 146 названий работ Аристотеля.
В этом александрийском списке мы не находим
названий некоторых важнейших трактатов
Аристотеля, вошедших в указанный выше
их свод. Из отсутствия их в александрийском
списке логично заключить, что александрийскому
библиотекарю трактаты эти остались неизвестны.
Как это могло случиться и где в то время
эти трактаты были?
Долгое время считалось, что на вопросы
эти можно найти ответ в рассказе древнего
ученого Страбона — рассказе, который,
однако, позднейшая критика квалифицировала
как романический вымысел. Сообщение Страбона
(и Плутарха) состоит в следующем. Через
тридцать пить лет после смерти Теофраста,
преемника Аристотеля в Ликее, его библиотека,
в том числе и архив Аристотеля, перешла
во владение его ученика Нелея. Уроженец
Азии (Скепсиса), Нелей вывез этот архив
из Афин на свою родину. В период, когда
пергамские цари, составляя для себя библиотеку,
производили конфискацию ценных частных
библиотек, наследники Нелея спрятали
рукописи Аристотеля в подвале, где они
оставались в течение полутораста лет,
подвергаясь при этом порче. Найденные
в уже поврежденном состоянии, рукописи
эти были приобретены последователем
школы Аристотеля Апеллпконом, который
перевез их в Афины. В 80 г, до н. э. римский
полководец и диктатор Сулла, находясь
в Афинах, захватил библиотеку Апелликона
и распорядился переправить ее в Рим. С
рукописями Аристотеля познакомились
сначала друг Цицерона Тираннион, а затем
ученый Андроник из Родоса. Андроник занялся
исправлением рукописей и организацией
их переписки.
Существуют данные в пользу мнения, что
сохранившийся свод трудов Аристотеля
восходит к изданию Андроника Родосского.
Если рассказ Страбона и Плутарха о судьбе
рукописей, попавших в конце концов в руки
Андроника, соответствует фактам, то это
делает понятным, почему в александрийском
перечне не оказалось ряда капитальных
сочинений Аристотеля: в то время как составлялся
этот перечень, рукописи Аристотеля, содержавшие
эти сочинения, еще лежали в подвале, куда
их запрятали наследники Нелея.
Характер компоновки и изложения в дошедших
до нас произведениях свода сочинений
Аристотеля отличается своеобразными
недостатками: совсем не похоже, что эти
сочинения — отделанные, предназначенные
для чтения, гармонично скомпонованные
книги. Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные
наброски. Часть этих отрывочных материалов,
возможно, не принадлежала самому Аристотелю.
Впоследствии, по-видимому, были сделаны
попытки подогнать отрывки друг к другу,
сделать между ними спайки, устранить
неувязки, внести в неоформленный материал
литературную обработку. При этом, однако,
должны были возникнуть и новые несообразности
и неувязки. Со всеми этими особенностями
— пробелами, противоречиями — это то,
чем мы в настоящее время владеем из наследия
Аристотеля.
Естественное введение в свод философских
и научных работ Аристотеля составляет
сборник его логических трактатов, названный
«Органоном» (organon — «орудие»). Название
это, возникшее после смерти Аристотеля,
указывает, что логика, как ее понимал
Аристотель, есть учение об орудии научного
исследования и в этом смысле есть как
бы введение в философию, в частности и
в особенности — в философию науки/ В «Органон»
входят: 1) «Категории» — сочинение, не
совсем достоверно приписываемое Аристотелю;
2} «Об истолковании» (трактат о суждении);
3) «Аналитики» — первая и вторая, каждая
в двух книгах. Это основной логический
труд Аристотеля. В нем излагаются: учение
об умозаключении (силлогизме) — в первой
«Аналитике» и учение о доказательстве
— во второй; 4) «Топика» — обширный трактат
о вероятных доказательствах и о «диалектике»
— в аристотелевском понимании этого
термина; 5) «Опровержение софистических
доказательств».
Так как, согласно Аристотелю, логические
связи — отражение связей бытия, то «Органон»
в известном смысле — не только система
логики Аристотеля, но также и частично
введение в его учение о бытии. Этому учению
специально посвящено одно из знаменитейших
сочинений Аристотеля — «Метафизика».
В современном своем составе и тексте
«Метафизика» — свод нескольких трактатов,
с заметными кое-где неувязками: с буквальными
повторениями довольно значительных кусков,
с некоторыми невыполненными обещаниями
и т. п.
Название «Метафизика» (Ta meta ta fusika — «то,
что после физики») позднейшего происхождения.
«Метафизикой» была названа группа трактатов
Аристотеля, помещенная в издании Андроника
Родосского после (meta) «Физики». В этих
трактатах излагалось учение о началах
бытия, постигаемых посредством умозрения.
Впоследствии, на целых два тысячелетия,
среди философов установился обычай называть
«метафизикой» всякое философское учение,
содержащее умозрительное исследование
бытия. Таким образом, то, что в издании
Андроника Родосского просто следовало
по порядку издания за физикой, стали рассматривать
как возвышающееся над физикой по существу
предмета: в то время как физика изучает
«посюсторонние» явления природы, постигаемые
с помощью опыта, «метафизика» исследует
сущность бытия с помощью не опыта, а умозрения.
Начиная с Гегеля, в этой характеристике
предмета и способа исследования «метафизики»
стали особо подчеркивать их метод. Так,
Гегель, говоря о «старой метафизике»,
понимает прежде всего «рассудочный»
антидиалектический способ мышления и
познания. Но, отрицая антидиалектический
метод «старой метафизики», Гегель вовсе
не отрицал ее предмета — исследования
сверхчувственных основ бытия. Основатели
марксизма оставили за термином «метафизика»
значение только названия антидиалектического
метода.
Так как «Метафизика» Аристотеля заключает
в своем составе не один, а несколько трактатов
(впрочем, близких по теме), то возникают
важные вопросы, относящиеся к истории
происхождения и сложения известного
нам в настоящее время состава этого выдающегося
произведения. Много ценного по этому
вопросу имеется в специальных исследованиях
немецкого ученого Вернера Иегера [см.
61].
Огромное значение в истории науки — античной
и феодального общества — получили естественнонаучные
сочинения Аристотеля. Сюда относится
«Физика» и ряд примыкающих к ней работ:
«О небе», «Чтения по физике», «О частях
животных» и т. д.
Очень важен для понимания психологического
и биологического учения Аристотеля, а
также некоторых вопросов его теории познания
трактат «О душе».
Видное место в литературном наследии
Аристотеля занимают работы по этике.
Несомненно, к самому Аристотелю восходит
этический трактат, дошедший под названием
«Этика Никомаха».
Частью — вопросам этики, частью — проблемам
политического устройства и воспитания
посвящен обширный трактат «Политика».
В «Риторике» и «Поэтике» рассматриваются
вопросы ораторского искусства, эстетики,
теории поэзии и театра. В 1890 г. в Египте
во время раскопок была найдена хорошо
сохранившаяся рукопись Аристотеля, содержащая
описание конституции города-государства
Афин. Это так называемая «Афинская полития».
В школе Аристотеля было составлено множество
не дошедших до нас описаний государственного
устройства других греческих полисов.
«Афинская полития» — образец этого научного
жанра и важный источник наших сведений
по истории античных Афин.