Экзестенциализм Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Экзистенциализм, или философия существования — один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Содержание работы

Введение …………………………………………………….. 3
Глава 1. Жизненный путь и творческие этапы Бердяева Николая Александровича………………………………………………5
Глава 2. Философские взгляды Бердяева Николая Александровича и их отличие от классического экзистенционализма…….8
Глава 3. Экзистенциальный метод познания и философствования
3.1. Философская антропология и «парадоксальная этика»…………………………………………..……13
3.2. Историософия и русская идея……………………………………..….…16
Глава 4. Идеи «неохристианства» ………………………...23
Заключение ……………………………………………….... 25
Библиографический список………………..………………26

Файлы: 1 файл

реф философия.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

По признанию Бердяева, в основе его раз мышлений лежит  острое чувство царящего в мире зла  и горькой участи человека в мире. Они отражают восстание личности против давящей объективной «мировой гармонии» и объективного социального порядка. Поэтому он выступал не только против коммунизма и фашизма, но и против либерализма, связанного с капиталистическим строем. Бердяев осуждал любые формы социальной лжи, тоталитаризма, насилия как «справа», так и «слева». Человеческой массой, говорил он, управляли и продолжают управлять посредством мифов, пышных религиозных обрядов и праздников, через гипноз и пропаганду, через кровавое насилие. В политике огромную роль играет ложь и мало места занимает правда.1

Однако, в отличие от западных теоретиков экзистенциализма, Бердяев подчеркивал, что не стоит  на позициях асоциальности. Наоборот, считал он, нужно признать, что человек  есть социальное, коммуникативное существо и что реализовать себя вполне он может лишь в обществе. Прорыв духовности в обыденную социальную жизнь возможен. Но лучшее, более справедливое и человечное общество может быть создано лишь из духовного в человеке, а не из объективации. Наиболее духовно значительное в человеке вырастает не из социальной среды, ввергающей  его в атмосферу «полезной лжи» и конформизма, а изнутри человека, призванного постоянно совершать

______________________________________________________________________________________________________

1 - Руткевич А. «Философия А. Камю» //Камю А. «Бунтующий человек.», Политиздат, 1990, Москва

творческие акты в  отношении самого себя, т. е. формировать  себя как личность. Подвергая резкой критике традиционное учение о социализме и его реальное воплощение в жизни, Бердяев все же объявлял себя сторонником «социализма персоналистического», который основывается на примате личности над обществом и тем самым радикально отличается от социализма, основанного на примате общества над личностью.

В историософских построениях Бердяева особое место занимают мысли о роли и месте России в истории, ее судьбах и предназначении в мировом историческом процессе, то есть весь тот круг вопросов, который связывается с понятием русской идеи. В истолковании названной тематики он наряду с другими деятелями русского культурного ренессанса начала XX века выступил продолжателем религиозно-философского анализа русской идеи Соловьева. Он начал заниматься этой темой еще в годы первой мировой войны, которая остро поставила вопрос о русском национальном самосознании (очерк «Душа России», 1915). Затем суждения Бердяева нашли отражение в трудах «Судьба России» (1918), «Русская идея» (1946). Истоки, смысл, коллизии и перспективы русской идеи прослеживаются им на богатом историко-литературном и историко-философском материале, начиная со времен средневековья (религиозное учение «Москва — Третий Рим»), через славянофилов, Достоевского, Толстого, Соловьева до религиозно-философских и нерелигиозных (в том числе марксистских) течений XX в.1

Уникальность и самобытность русской идеи заключается, по Бердяеву, прежде всего в религиозном мессианизме как стержневой идее социокультурной жизни общества. Но мессианское сознание не должно быть истолковано как националистическое сознание. Подойти к разгадке тайны ______________________________________________________________________________________________________

1 - Грицанов А.А., История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002, Москва.

«души России» можно, если признать антиномичность (противоречивость) русского национального само сознания. Русская душа представляет собой сочетание тезисов и антитезисов: «С одной стороны — смирение, отречение; с другой стороны — бунт, вызванный жалостью и тре6ующий справедливости. С одной стороны - сострадательность, жалостливость; с другой стороны — возможность жестокости; с одной стороны — любовь к свободе, с другой - склонность к рабству». Бердяев анализирует многочисленные факторы, повлиявшие на формирование особенностей национального характера русского народа. Здесь и влияние географического фактора (огромные пространства степей и лесов), преобладание русской душе женственного начала (пассиивности) над мужественным, преклонение перед святостью как высшим состоянием жизни и др. Противоречивость русской души, возможно, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия — огромный Востоко-Запад, призванный соединять два мира. Свойственная русскому религиозному сознанию эсхатологическая идея принимает I форму стремления ко всеобщему спасению - в отличие от западного христианства, где она по преимуществу обретает форму индивидуального спасения. Поэтому существо русской самобытности заключается в «коммюнотарности» (общинности), представляющей собой некую метафизическую разновидность коллективизма. Русские люди более коммюнотарны, чем западные. Они ищут не столько организованного общества, сколько общности, общения. Русская идея, делает вывод Бердяев, есть идея коммюнотарности и братства людей и народов. Он подвергал принципиальной критике различные формы русофобии, равно как и другие проявления национализма.

__________________________________________________________________________________________________

1 - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003,  Москва

 Трактовка Бердяевым  русской идеи полна живейшего  интереса, содержит богатство идей, не потерявших своего культурно-воспитательного значения и в наши дни.

Творчество Бердяева и сегодня вызывает большой интерес  своими поисками смысла жизни и назначения человека, неустанным обоснованием ценностей  свободного духа. Несмотря на некоторый  налет утопизма, романтизма, не всегда оправданный радикализм, оно подкупает своей искренностью и внутренней взволнованностью. Бердяев глубже многих других заглянул в русскую душу. Он всегда оставался патриотом России и верил в ее национальное возрождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Идеи «неохристианизма»

К религиозной вере Бердяев  пришел путем внутреннего опыта, переживания кризиса европейского гуманизма и культуры, напряженного искания смысла жизни. Наряду с деятелями  «русского религиозно-философского ренессанса» начала XX века он активно включился в поиск «нового религиозного сознания». Наиболее близка ему была идея Богочеловечества, которую он считал основной идеей русской религиозной мысли. В то же время взгляды Бердяева отличались от преобладающего течения. По его словам, он был не столько теологом, сколько (подобно Достоевскому) антропологом, ибо исходной для него была идея личности как «воплощенного божественного духа», а не проблема соотношения «духа» и «плоти», религиозного освящения плоти мира (культуры, общественности, половой любви и всякой чувственности), как это было у других «неохристиан».1

Коренную причину современной  потери смысла жизни, считал Бердяев, следует  искать в дуализме традиционного  религиозного сознания, в разрыве  между религией и земными проблемами человечества. Отношение христианства к человеку, отмечает Бердяев, всегда было двойственным. С одной стороны, оно как бы унижает человека, считая его существом греховным и падшим, призванным к смирению и послушанию. С другой же стороны, оно необычайно возвышает человека, представляя его как образ и подобие Божье, признавая в нем духовную свободу, независимую от царства Кесаря. Бердяев был убежден, что только эта вторая сторона христианства может служить основой для переоценки ценностей и построения

__________________________________________________________________________________________________

1 -  Грицанов А.А., История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002, Москва.

«неохристианского» учения о личности и Боге. Он считал, что  Бог никогда не создавал так называемого «мирового порядка», «гармонии» мирового целого, превращающего личность в средство. Бог творит лишь конкретные существа людей в качестве духовно-творческих личностей. Он существует не как некая особая, находящаяся над человеком реальность, а как экзистенциально-духовная встреча с ним. Бог хочет не такого человека, который должен его прославлять, а человека как личность, которая откликается на его призыв к свободе и творчеству и с которой возможно общение в любви.

Божественное обнаруживается не в универсально - общем «миропорядке», а в индивидуальном, в восстании страдающей личности против этого порядка. Бердяев возражал тем теологам, которые утверждали, что только Иисус Христос был Богочеловеком, а не человек. Божественное трансцендентно (потусторонне) человеку и в то же время оно таинственно соединено с человеческим, выступая в богочеловеческом образе. Попытки Бердяева придать христианству персоналистический духовно-личностный характер не встретили понимания со стороны официальной церковности и русских ортодоксально-религиозных мыслителей.1

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________________

1 - Бердяев Н.А. Смысл творчества //Философия свободы, ИМКА-ПРЕСС, 1985, Париж

Заключение

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых  своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление  человека происходит не тогда, когда  он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого.

Философия Николая Александровича Бердяева, и всех других экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей. Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.

Таким образом, задача и цели курсовой работы, которые  заключались в рассмотрении основных философских взглядов Бердяева, выявлении  отличий их от классического экзистенционализма и понятие сущности экзистенционализма, выполнены.

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, Москва
  2. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Философия свободы, ИМКА-ПРЕСС, 1985, Париж
  3. Бердяев Н.А. Я и мир объектов //Философия свободного духа. – М., 1994, Москва
  4. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного //Введение к работе М. Хайдеггера "Исток художественного творения". – М.: Искусство, 1967, Штутгард
  5. Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. Учебное пособие. М.:МГТУГА, 2001, Москва
  6. Грицанов А.А., История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002, Москва.
  7. Руткевич А. «Философия А. Камю» //Камю А. «Бунтующий человек.», Политиздат, 1990, Москва
  8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов, М.: "Политиздат", 1989, Москва
  9. Суханцева В.К. «Мартин Хайдеггер вопрошающий о культуре», 2001, Луганск

 

 

 




Информация о работе Экзестенциализм Бердяева