Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:05, контрольная работа
В ХХ веке возникли два направления философии, Экзистенциализм (рассматривающий человека, как духовное существо) и Герменевтика (занимающаяся толкованием и интерпретацией литературных текстов), которые нашли отголосок в произведениях многих известных людей, некоторые из них: Ж-П. Сартр, Ф.М.Достоевский, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Гадамер, Шлейермахер, Поль Рикёр, Вильгельм Дильтея
Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики, представляющей собой, по меткому выражению Поля Рикёра, результат «прививки» экзистенциальной феноменологии к традиции герменевтики как теории и практики истолкования текстов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма…………………………………………………………...4-14
Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики.………………………………………………………… …..14-18
Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики………………………...19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
Список литературы:…………………………………………………………23
"жизнь сама себя живет", "игра сама себя играет", "язык сам себя говорит"… Гадамер
Эти высказывания можно объяснить тем, что Гадамер считал, что каждое из этих явлений можно представить субъектами и докопаться до их сущности, понять их , вступив с ними в диалог.
«Любые две вещи имеют между собой нечто общее, но... и нечто различное. Но, именно, метафора выявляет функцию сходства, благодаря ей “тождественное” и “различное” не смешиваются, а противоборствуют.» Хайдеггер
По рассуждениям представителей Герменевтики у любого предмета и явления можно разгадать сущность, и поэтому может обнаружится, что у абсолютно различных предметов или явления абсолютно одинаковая характеристика.
«…Процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла» …«Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но и этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл».
Х.-Г. Гадамер
В круге, как известно, нет начала. Гадамеровское «с самого начала» имеет временной смысл, смысл исходного состояния процесса понимания. Это надо понимать так, что на любой стадии герменевтического процесса без какой-либо очевидной субординации даны все моменты указанного процесса: предпонимание, ожидание смысла текста, понимание, интерпретация, язык и т.д. Каждый из этих моментов имеет историческое измерение. Они похожи на людей: изменяясь, остаются сами собой. Но в отличие от людей компоненты герменевтического опыта не рождаются и не умирают, их набор всегда один и тот же.
«Кто хочет мыслить, должен спрашивать»… Гадамер
В этом смысле недостаточно
лишь ставить проблемы. Проблемы
– это продукт изолирующегося
от герменевтического опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило, просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не сможет его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.
Основные положения
- Бытие человека-в-мире.
- Соотносительность человека и мира (вещей).
- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
- Потаенность вещи, ее скрытость.
- Философия как вопрошание.
- Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.
- Горизонты человека и вещи.
- Понимание человека и вещи.
- Понимание как слияние границ человека и вещи.
- Герменевтический круг.
- Понимание как интерпретация на основе образования, вкусо, таланта, вовлеченности в традиции интерпретатора.
- Историчность интерпретации. Сближение герменевтики с поэтикой.
Список использованной литературы:
-- Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М: ЮРИСТЪ, 2004.
-- Гадамер, Х – .Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Х.-Г. Гадамер. – М., 2008.
-- Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов. Москва (Издательство политической литературы 1989)
-- Гадамер, Х.Г. Философия и литература [Текст] / Х.Г. Гадамер // Философские науки. 1989. - №2.
-- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989.
-- Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основные черты философской герменевтики [Текст] / Х.Г. Гадамер. - М.:Прогресс,1977.
-- В.А. Канке. Основы философии. Москва «Логос» 2004
-- А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия ХХ века. учебное пособие. Проспект Москва-1998
--Википедия
Информация о работе Экзистенциализм. Философская герменевтика