Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:44, реферат
Экзистенциализм - или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). При этом проблемы науки, морали, религии ставились на задний план.
Экзистенциализм, стал попыткой переосмысления пережитых в первой половине ХХ-го века социальных потрясений. И обратиться к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
Экзистенциализм
Экзистенциализм - или философия
существования – самое
Экзистенциализм, стал попыткой переосмысления пережитых в первой половине ХХ-го века социальных потрясений. И обратиться к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
При этом, бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.
Гносеология (теория познания) экзистенциализма это бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, как считали экзистенциалисты, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.
Основоположник немецкого экзистенциализма стал ученик Гуссерля, Мартин Хайдеггер (1889-1976). Опираясь на гуссерлевскую феноменологию Хайдеггер стремился раскрыть “смысл бытия” через рассмотрение человеческого бытия. Появление в 1927 году самой знаменитой книги Хайдеггера “Бытие и время” ознаменовало возникновение нового направления с четко выраженной программой.
Хайдеггер
считает, что смысл человеческому
существованию придает его
Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие. Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку.
Время переживаемое человеком Хайдеггер называет “Временностью”. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, т.е. превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Получается, что не существует мира вне и независимо от человеческого существования. Временность всегда “наша” и “в нас”, благодаря временности раскрывается бытие.
Временность
Хайдеггер характеризует такими
свойствами, как конечность, экстатичность,
горизонтальность, направленность к
смерти. Конечность ее связана с
конечностью человеческого
Для
обозначения времени человека в
совместном его существовании с
другими людьми Хайдеггер вводит
понятие “мирового времени”, которое
носит безличный, общественный характер.
Мировое или публичное время
связано с “озабоченным”
Время вначале дано человеку в повседневной практической деятельности и понимается им исходя из обстоятельств и потребностей этой деятельности. На такой основе становится возможным теоретическое (абстрактное) понимание времени. В ходе деятельного общения человека с миром возникает, согласно Хайдеггеру, “естественная” датируемость времени на “раньше”, “теперь”, “потом”.
Бытие человека в мире определяется, по Хайдеггеру, следующими обстоятельствами:
Итак, человек свободен и одинок. Перед ним ряд путей. Выбор зависит только от человека . При этом человеческое бытие может быть “подлинным” или “неподлинным”. В первом случае для него на передний план выдвигается будущее, направленность к смерти, во втором - настоящее, “обреченность вещам”, повседневности.
акже как и немецкий экзистенциализм французская “философия существования” в центр внимания помещает человека. Существование понимается как “конкретное”, то есть единичное, индивидуальное, неповторимое и противопоставляется всему общему, закономерному, рациональному.
Для
французских экзистенциалистов
характерна активная литературно-художественная
деятельность. Свои идеи они излагают
не только в философских трактатах,
но и в многочисленных драматургических
произведениях, новеллах, романах, мемуарах.
Это в немалой степени
Самый значительный представитель французского экзистенциализма - Жан Поль Сартр (1905-1980), автор теоретического труда “Бытие и ничто” (1943), а также романов и пьес (“Дороги свободы”, “Слова”, “Тошнота”, “Мухи”, “Мертвые без погребения”, “Стена” и др.). В довоенные годы Сартр был откровенно аполитичен. Но все меняется с начала 40-х годов. Он начинает активно интересоваться политической жизнью, принимает участие в движении Сопротивления. На рубеже 40-х – 50-х годов Сартр стремится создать партию, объединяющую левую интеллигенцию, выступает за сотрудничество с французскими коммунистами. Он дважды приезжал в СССР, симпатизировал революции на Кубе, осуждал французский колониализм и войну во Вьетнаме. В 1964-м году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе (однако он от нее отказывается). В период студенческих волнений 1968 года во Франции Сартр - признанный кумир бунтующей молодежи.