Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:20, реферат
Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).
Введение
Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).
Экзистенциализм как философское направленно носит неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер).
Своими предшественниками
Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни "умопостигаемая сущность" идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно.
Во французском и русском экзистенциализме,
а также у Ясперса в центре внимания стоит
проблема человеческой свободы. Экзистенциализм
отвергает как рационалистическую просветительскую
традицию, сводящую свободу к познанию
необходимости, так и гуманистически-
Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов. Согласно Марселю, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Прорывом объективированного мира является не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Но истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом. Ясперс считает, что всё в мире терпит крушение в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви.
Экзистенциализм отразил
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
КАК ФИЛОСОФСКОГО ТЕЧЕНИЯ
1.1 Атеистический экзистенциализм
Атеистический экзистенциализм говорит о "заброшенности" человека, фактически - о его "богооставленности". Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему "проекту", подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: "Выбирая себя, я выбираю человечество" (Сартр). Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о "страшном бремени" свободы, "кошмаре свободы". Атеистический экзистенциализм тем самым утверждает необходимость богоподобия человека как основы его подлинного бытия. В атеистическом экзистенциализме появляется идея "ожидания Бога", но Бога, не сводимого к ритуально-магическому объекту, отношения с которым вполне предсказуемы.
1.1.1 Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Главные сочинения: "Бытие и время" (1927), "Введение в метафизику" (1953), "Поэзия. Язык. Мысль" (1971), "На пути к языку" (1959).
Главные идеи.
Хотя смысл бытия - это основная проблема философии, истинная его природа забыта и сокрыта.
Людям присуща уникальная
открытость бытию, но понимание
человека должно
Бытие следует осмыслять в терминах временности. Бытие может осмысляться лишь посредством медитативного и поэтического образа мышления, не имеющего ничего общего ни с количественным, ни с объективирующим подходом.
В той мере, в какой бытие
поддается переводу на
Мысль Хайдеггера была о Бытии сущего. Его завораживал классический вопрос онтологии: "Почему есть нечто, а не ничто?"
"Бытие и время"
Эта работа, сложная и загадочная,
была написана своеобразным
Хайдеггер утверждает, что в
современном мире вопрос о
бытии пришел в забвение. Бытие
для него - не Бог, но нечто такое,
что фундаментальней любого
Первоначально в период
Вторая эпоха в мышлении
бытия - от Платона до
Третья эпоха - диалог мышления и бытия. Представитель этой эпохи - сам Хайдегтер. Он пытается возродить мышление бытия, восстановить утраченное единство.
Смысл бытия. - это человеческая жизнь. Человеческое бытие это Dasein. Его сущность - экзистенция - открытость, устремленность к иному, переходность. Это экстаз, выход за свои пределы. Но выход к чему? К Ничто. Постоянный выход в Ничто сопровождается изначальным Ужасом. Устремленность к Ничто - выражение нашей конечности, временности, но одновременно это вступление в истину бытия. Бытие открывает свой смысл именно через человеческую конечность, а не через "вечность" рационалистической философии. Оно по сути есть Бытие к смерти.
Существование человека: "Несобственное бытие" - это жизнь "по типу других". В "неподлинном бытии" человек полностью погружен в сущее, он не помнит о собственной смерти, потому что его мир обезличен.
"Собственное бытие" связано с осознанием своей смертности. Хайдеггер Dasein именует Заботой, ибо пока человек живет в мире сущего, он всегда озабочен. Забота складывается из трех моментов:
1. Бытие-в-мире или прошлое. Оно никогда не бывает "чистым". Мы находим условия своего существования уже готовыми, они определены до нас.
2. Забегание вперед - будущее. Dasein всегда убегает от себя, оно не равно самому себе, не заперто, открыто. Совесть для Хайдеггера сродни истине, она приходит к нам в молчании и открывает то, что скрыто, это призыв быть тем, что ты есть. Совесть - взывание к себе.
3. Настоящее - бытие при внутримировом сущем. Настоящее - это повседневность, мир Man. Хайдеггер хочет преодолеть это состояние, хотя и не осуждает его, так как только из него можно прийти к бытию. Настоящее имеет дело с вещами как наличными и сподручными. "Наличные вещи" лежат в основе научного рассмотрения, так как они предполагают дистанцию, отчуждены от человека. А "сподручные" вещи. освоенные человеком, близкие ему, это орудия ремесленника или земледельца.
Важное место в творчестве
М. Хайдеггера занимает тема
Сам человек становится "состоящим
в наличии" в выражениях типа
"личный состав" или "человеческий
материал". Но человек не причина
этого "поставляющего состояния".
Он сам захвачен им. Все, что
выходит из потаенного в
1.1.2 Альбер Камю
Главные произведения: "Посторонний" (1942), "Миф о Сизифе" (1942), "Чума" (1947), "Взбунтовавшийся человек" (1951).
Главные идеи. Абсурд заключен
в противостоянии человеческой
потребности в смысле, с одной
стороны, и безразличного, бессмысленного
мира, с другой. Существование абсурда
делает главным философским
Абсурд не требует смерти;
ценность жизни придает
Взбунтовавшись против
Хотя Альбер Камю не любил,
когда его называли
"Миф о Сизифе"
В этой работе Камю
Абсурд настигает нас как
чувство, которое, может охватить
человека "на любом перекрестке".
Камю разъясняет, что абсурд возникает
на пересечении "человеческой
нужды и неразумного молчания
мира". Мы спрашиваем о тысячах
"почему?" и не получаем ответа.
Однако жажда рациональных
Если бы не существовало
человеческого сознания, то не
было бы и абсурда. Абсурд - результат
столкновения и разделения
Камю отвечает решительным "нет".
Не являясь разрешением