Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:16, реферат
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской.
.Введение…………………………………….………………………………..3 2. Понятие массовая и элитарная культура ………………………………….5
3. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени …………………………………………9
4. Жанры массовой культуры ………………………………………………..13
5. Взаимосвязи между массовой и
элитарной культурам…………………..……………………………………...15
6. Заключение………………………………………………………………….16
7. Список литературы……………………………………………………..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
(ПГГПУ)
Кафедра философии и общественных наук
РЕФЕРАТ
Элитарная и массовая культура
Работу выполнил:
Студент 2 курса
Факультета
иностранных языков
Группы 723
Оборин Виталий Зурабович
Проверил:
Канд. Филос. наук доц.
Александра Анатольевна Краузе
Пермь
2013
Содержание
1.Введение…………………………………….……………
3. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени …………………………………………9
4. Жанры массовой культуры ………………………………………………..13
5. Взаимосвязи между массовой и
элитарной культурам…………………..………………………………
6. Заключение……………………………………………………
7. Список литературы…………………………………
Введение
История эволюции понятия "Культура". Основные понятия.
Массовая культура не выражает изысканных
вкусов или духовных поисков народа.
Время ее появления — середина
XX века, когда средства массовой информации
(радио, печать, телевидение) проникли
в большинство стран мира и
стали доступны представителям всех
социальных слоев. Массовая культура может
быть интернациональной и
Массовая культура, как правило, обладает
меньшей художественной ценностью, чем
элитарная или народная культура. Но у
нее самая широкая аудитория и она является
авторской. Она удовлетворяет сиюминутные
запросы людей, реагирует на любое новое
событие и отражает его. Поэтому образцы
ее, в частности шлягеры, быстро теряют
актуальность, устаревают, выходят из
моды. С произведениями элитарной и народной
культуры подобного не происходит. Высокая
культура обозначает пристрастия и привычки
горожан, аристократов, богатых, правящей
элиты, а массовая культура — культура
низов. Одни и те же виды искусства могут
принадлежать высокой и массовой культуре:
классическая музыка — высокой, а популярная
музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой,
а боевики — массовой, картины Пикассо
— высокой, а лубок — массовой. Однако
существуют такие жанры литературы (фантастика,
детективы и комиксы), которые всегда относят
к популярной или массовой культуре, но
никогда к высокой. То же самое происходит
с конкретными произведениями искусства.
Элитарная или высокая
культура создается привилегированной
частью общества, либо по ее заказу профессиональными
творцами. Она включает изящное искусство,
классическую музыку и литературу.
Высокая культура, например, живопись
Пикассо или музыка Шенберга, трудна
для понимания
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.
Первоначально понятие
культуры подразумевало воздейс
В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.
В начале XX века широкую известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.
Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева "Этногенез и биосфера Земли", значительная часть главы "Этногенез и культурогенез" работы "География этноса в исторический период" [2].
В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека (Ницше).
Мертон использовал понятие культуры для обозначения системы ценностей как органичной части социальной системы, определяющей степень ее упорядоченности и управляемости (структурно-функциональный анализ).
В современных условиях многие
западные социологи приходят к выводу
о невозможности
Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
Рассматривая субкультуры,
предварительно необходимо отделить те
субкультуры, которые противостоят
культуре данного общества.
Понятие массовая и элитарная культура на основании трех источников информации
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше —элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.
Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.
Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую (см.: массовая культура). При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.
Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства.
Возможна также фиксация
внимания на функционировании и модификации
традиционных видов искусства и
появлении новых. К последним
относятся фотоискусство, кино,
[В. Руднев Словарь культуры
ХХ века Массовая культураhttp:
Массовая культура
Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками?
Цель массовой культуры
Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.
Именно таким образом
массовая культура противопоставляется фундамента
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э.Орловой [4]. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным.
Со времени разложения
первобытного общества, начала разделения
труда, социальной стратификации в
человеческих коллективах и сложения
первых городских цивилизаций возникла
и соответствующая