Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:56, лекция
Эмпиризм(сенсуализм, гносеологическое учение, где главное место отводится активной деятельности чувств человека) возник и распространился в передовых странах Европы (Англия, Франция). Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис: “В разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, “чувства и опыт- источник знания, разум- лишь систематизатор чувственных знаний”.
В отличие от эмпиризма, рационализм главными источниками знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума. Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению с могуществом разума.
Эмпиризм(сенсуализм, гносеологическое учение, где главное место отводится активной деятельности чувств человека) возник и распространился в передовых странах Европы (Англия, Франция). Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис: “В разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, “чувства и опыт- источник знания, разум- лишь систематизатор чувственных знаний”.
Родоначальником эмпиризма был Ф. Бэкон, им был введен индуктивный метод, в основе которого наблюдения, анализ, сравнения и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным и не зависящей от психических способностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на органы чувств человека. Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории.
В отличие от эмпиризма, рационализм главным
Основоположник рационализма философ и математик Декарт- считал врожденными(априорными?) основные идеи и свойства человеческого ума. Критерии истинности он усматривал в ясности и отчетливости человеческого мышления.
Основным методом познания он выдвинул дедуктивный метод- для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно для лучшего преодоления. Сложное объясняйте простым- так говорил Декарт.
Основные положения рационального метода познания:
Для Декарта мыслить- значит сомневаться. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Но, сомнение- не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания (истинной является лишь рационально доказанное- Картезианский метод).
Активно развивал идеи Декарта Г.В.Лейбниц – изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению опыт, т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать всеобщего знания.
Спиноза, продолжая развивать
учение Декарта, создал сложную систему
познавательных способностей человека,
основой которой является интуитивное
знание. В своем главном труде
“этика”- он стремиться к последовательному
обоснованию рационализма в познании.
Спиноза выдвигает