Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:43, доклад
XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.
XVII век открывает следующий
период в развитии философии,
который принято называть
Эмпиризм - философское направление, видящее в опыте единственный источник познания.
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыт а и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал , что философия должна носить прежде всего практический характер . Высшей целью науки он считал господство человек а над природой , а «господствовать над природой можно , только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знамениты м девиз : «Знание — сила». В науке «речь идет не только о созерцательно м благе , но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике . Путем ,ведущим к знанию , является наблюдение , анализ , .сравнение и эксперимент . Ученый должен применять индуктивный метод познания .Согласно Бэкону, наука, состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом , а другой ведет свое начал о от органов чувств . Наука ,таким образом , делится на теологию и философию .Бэкон стоял на позиции двойственной истины : есть истин а религиозная и «светская» . Бэкон развил новое понимание задач науки . Именно он возжег факел новой науки — методологи и экспериментального естествознания , которую он утверждал как залог будущего могущества человека . Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда , когда сознание свободно от ложных «призраков» . «Призрак и рода» — это ошибки , вытекающие из того , что человек судит о природе по аналоги и с жизнью людей ; «призрак и пещеры » заключаются в ошибках индивидуального характера , зависящих от воспитания , вкусов , привычек отдельных людей ; «призрак и рынка » — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями мнениям и без критического к ни м отношения ; «призрак и театра » связаны с о слепой верой в авторитеты .
Рационализм (от лат .ratio —разум) — философское воззрение ,признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности .
Ренэ Декарт (1596—1650) , напротив, поставил на первое место разум , сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта . Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук , исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей , которые во многом определяют результаты познания . Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер : Вселенная — это огромный механизм , она изменчива и имеет историю своего развития . Животные — это сложные машины . Человек в отличие от животных обладает душой , разумом и речью , что выходит за пределы действия законов механики . Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция (корни этого понятия уходят в глубины античной онтологии) . Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. К сотворенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно. Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д. В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. Если Ф. Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к некоторым заблуждениям, то Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.). Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости.