Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:39, реферат
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения», — пишет И.Кант .
Введение.
Истоки философии Просвещения.
Развитие философии Просвещения во Франции.
Просвещение за океаном.
Просвещение в Германии.
Российское Просвещение.
Заключение.
Список использованной литературы
В России, как и в Западной Европе, Просвещение представляло собой процесс духовной подготовки буржуазной революции, характерную форму антифеодальной идеологии, пока и поскольку она отражала нерасчленённость антифеодальных сил. Основные черты этой эпохи в России сформулированы В. И. Лениным:
-вражда «... к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области»;
-«... защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России»;
-«... отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян,... искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому». (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 519).
Наличие родственных черт между западноевропейским и российским антифеодальным движением обусловило совпадение основных идей Просвещения в России и Западной Европе, сходство его проявлений в философии, искусстве, литературе и других формах духовной жизни (борьба с религиозно-моральным догматизмом, рационализм, теории естественного права, общественного договора, «разумного эгоизма» и т.п.). Своеобразие исторического процесса (характер самодержавия и крепостного права, позднее развитие капитализма и формирование буржуазии в класс) определило особенности русского Просвещения: необычайную остроту в постановке крестьянского вопроса, преобладание в числе просветителей выходцев из дворянства, влияние противоречий буржуазного развития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма — с другой. Проблема ликвидации крепостничества, бывшая средоточием всей идеологической и политической борьбы на протяжении столетия (1760-е гг. — 1861), обусловила длительность и сложность Просвещения в России, которое развивалось то сопутствуя стихийным выступлениям крестьянских масс, то откатываясь назад под давлением феодальной реакции, то сопровождая отдельные либеральные начинания верхов.
Таким образом, Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии, России, а также в других странах. Умонастроения просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII в. и в его конце, до Великой французской буржуазной революции и после нее. В целом же, для философии эпохи Просвещения характерно умонастроение рационализма. Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения – это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».
В общем плане для философии ХVIII в. характерен переход от метафизической проблематики к гносеологической: редко ставится вопрос о том, какова природа бытия, но чаще - как мы создаем наши о нем представления. Теологическая проблематика уступает место психологической: чаще ставятся вопросы не о природе Бога, а о том, что склоняет людей к вере в Бога. Философы Просвещения в ответах почти единодушны, ибо тогда не существовало больших разногласий в понимании человеческой природы: исходный пункт психической жизни - опыт; цель человеческой жизни – счастье. Однако некоторые, более глубокие, умы сомневаются в том, что для большинства мыслителей Просвещения было само собой разумеющимся. Для Д. Юма, а позднее и для И. Канта, проблемой, требующей исследования, оказывается опыт - эта безусловная и несомненная догма века Просвещения. Равно как и культура, ценность которой была безусловной для большинства просветителей, становится для Ж-Ж. Руссо проблематичной. Другими словами, постепенно под вопрос ставятся сами основания просветительской философии.
Но все-таки эпоха Просвещения внесла существенные корректировки в общий ход развития философии. Это был своего рода крутой вираж, имеющий свои отголоски и в будущем, так как в эпоху Просвещения были заложены основы современного европейского мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах рационализма и гуманизма, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» развития общества.
Лидирующие позиции в развитии философии Франция к концу XVIII столетия передала Германии, где впоследствии началось формирование немецкой классической философии.
Московский автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет)
ТЕМА: Основные идеи философии Просвещения
Выполнил: студент группы 2 ЗАп1
Руководитель: старший преподаватель
МОСКВА
2011