Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:29, реферат
Эрих Фромм – немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими. Несмотря на то, что его часто называют главой неофрейдизма, сам он определял свою деятельность как «гуманистический психоанализ», который, по мнению Фромма, наряду с другими науками призван был создать «Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки и Прикладного Искусства Социальной Реконструкции».
I. Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма.
II. Обзор некоторых работ Эриха Фромма.
III. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе «Искусство любви»:
1. Любовь как ответ на проблему существования.
2. Любовь между родителями и детьми.
3. Объекты любви:
3.1. Братская любовь.
3.2. Материнская любовь.
3.3. Эротическая любовь.
3.4. Любовь к себе.
3.5. Любовь к богу.
IV. Заключение.
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Самарский государственный
медицинский университет Кафедра философии и культурологии
Реферат по философии на тему:»Эрих Фромм и его философия любви»
Выполнила: Cтудентка 2 курса,242 Жукова Елизавета Михайловна Проверил: Глубинов Ярослав Анатольевич
Самара 2013
План: I. Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма. II. Обзор некоторых работ Эриха Фромма. III. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе «Искусство любви»: 1. Любовь как ответ на проблему существования. 2. Любовь между родителями и детьми. 3. Объекты любви: 3.1. Братская любовь. 3.2. Материнская любовь. 3.3. Эротическая любовь. 3.4. Любовь к себе. 3.5. Любовь к богу. IV. Заключение.
I. Биография и основные философские взгляды Эриха Фромма. Эрих Фромм – немецко- Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в Германии, во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Его прадед и дед были раввинами, отец занимался торговлей виноградным вином, а мать происходили из семьи русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Эрих Фромм имел возможность не только получить прекрасное образование в гимназии, но и затем продолжить это образование в лучших университетах Германии, где он специализировался в области социальной психологии. Среди его учителей были Макс Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт. Взросление поколения, к которому принадлежал Фромм, началось с осмысления причин и следствий первой мировой войны и последовавших за ней революций в России и Германии. Такой опыт, несомненно, оказал влияние на выбор профессии. В 1922 году Фромм получил в старейшем немецком университете в Гейдельберге степень доктора философии. Он увлекается фрейдистским учением и избирает карьеру психоаналитика, в течение года изучает психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Однако «наряду с Огромное влияние на формирование социально-философских взглядов Фромма оказала работа в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, который возглавлял Макс Хоркхаймер. Сотрудником данного института Фромм был с 1929 по 1932 годы. Именно на основе этого института сложилась и получила мировую известность так называемая Франкфуртская социологическая школа в лице таких её представителей, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе. Идейные искания представителей этой школы во многом нашли отражение в социальной философии Эриха Фромма. Например, попытки либерализовать марксизм, синтезировав его с неогегельянством, экзистенциализмом и фрейдизмом. Данная группа занималась
в частности практическим Накануне прихода к власти фашистов этими исследователями была выявлена готовность немецкого общества подчиниться диктаторскому режиму, по поводу которого у представителей Франкфуртской школы не было ни иллюзий, ни симпатий. В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, Фромм, как и большинство его коллег, эмигрировал в США. В США, сначала в
Чикаго, а затем в Нью-Йорке,
Фромм и его коллеги Именно во время
пребывания Эриха Фромма В 1949 году большинство
представителей Франкфуртской II. Обзор некоторых работ Эриха Фромма. Первая, опубликованная
в 1941 году книга «Бегство от
свободы» принесла Эриху Уже в первой книге Эриха Фромма «Бегство от свободы» как философская идея была заявлена тема человеческой деструктивности. Человек, по мнению Фромма, как правило, старается подавить в себе иррациональные страсти, такие как влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть. Как объясняет учёный, в основе всех этих пагубных комплексов лежат бессилие и изоляция каждого человека. Только путём разрушения окружающего мира человек может избавиться от чувства собственного ничтожества. «Это последняя, отчаянная попытка конкретного человека не дать миру расправиться с ним».[7] Такая позиция американского
исследователя свидетельствует, В «Бегстве от свободы»
Фромм указывает на
Едва ли не самой лучшей работой Эриха Фромма некоторые учёные называют работу «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).[9] В данной работе Фромм обобщил все свои многочисленные попытки дать целостное представление о реформированном психоанализе и о специфике философско-антропологической рефлексии. Книга, как отмечает П.С. Гуревич, носит энциклопедический характер: автор предлагает читателю ознакомиться с широчайшей панорамой биологических, психологических и антропологических учений. Фромм философски переосмысливает разрушительное в человеке как проблему зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода. Специфику данной работы,
а также и определённую Как уже отмечалось
выше, тема человеческой Сам автор рассматривал
«Анатомию человеческой III. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе «Искусство любви». По мнению самого автора, работа «Искусство любви», опубликованная в 1956 году, ставит своей целью показать, «что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любить обречены на неудачу, если он не стремиться более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь прогрессивной ориентации; удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».[10]
Как пишет Фромм, первый и
очень серьёзный шаг, который
необходимо сделать, должен привести человека
к осознанию любви как Проблема любви для
подавляющего большинства Но несмотря на такое
понимание проблемы любви, 1. Любовь как ответ на проблему существования. Тот факт, что человек вышел из животного царства, является, по Фромму, существенным для всего существования человека. Выйдя из царства животных, человек тем самым вышел из «сферы инстинктивной адаптации»[11], он переступил границы природы. Обратной дороги у человека нет. Когда-то оторвавшись от природы, человек больше уже никогда не сможет к ней вернуться. Поскольку человек
одарён разумом, т.е. является
сознающей себя жизнью, он способен
осознать самого себя, своих ближних,
своё прошлое и возможности
своего будущего. Человек осознаёт
краткость своего Переживание человеком
отделённости от других и от
мира является причиной «Осознание человеческой
отделённости без
В разные времена разные народы избирали один из возможных путей достижения этой цели, который составляют все виды оргиастических состояний. Дело в том, что в трансовом состоянии экзальтации внешний мир перестаёт существовать, а, следовательно, исчезает и чувство отделённости от этого мира. В неоргиастической культуре индивид выбирает в качестве форм достижения своей цели алкоголизм и наркомания. Фромм указывает, что
все формы оргиастических 1. Все эти формы очень сильны и даже бурны. 2. Они захватывают всего человека целиком. 3. Они, как правило, преходящи и периодичны. Автор описывает также
и прямо противоположный
Третий путь достижения
единства автор видит в Однако, всё это лишь
частичные ответы на проблему
существования. Полный ответ По Фромму, наиболее
мощным стремлением человека
является желание
Рассматривая любовь как зрелый ответ на проблему существования, Фромм пишет и незрелые формы любви, которые он объединяет под названием симбиотических союзов. Автор выделяет две формы симбиотических единств: - пассивная форма, - активная форма. Пассивной формой симбиотического единства является подчинение, пользуясь клиническим термином – мазохизм. Невыносимое чувство изоляции мазохист пытается преодолеть, превращая себя в неотъемлемую часть другого человека, который полностью руководит им и защищает его. В качестве активной формы симбиотического единства Фромм рассматривает господство или садизм. Тот факт, что садист делает другого человека неотъемлемой частью самого себя, может быть также объяснён его стремлением избежать одиночества и чувства замкнутости в себе. Вбирая в себя того человека, который ему подчиняется, садист как бы набирается силы. Однако, садист также зависим от подчинённого ему человека, как тот зависим от него, то есть ни один, ни другой не могли бы существовать друг без друга.
«В противоположность симбиотическим единствам зрелая любовь – это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его близких; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».[17] На протяжении всего
анализа феномена любви Эрих
Фромм подчёркивает её Пытаясь найти ответ
на вопрос, что же один человек
может дать другому, Эрих Но помимо элемента
давания есть ещё целый набор
элементов, в каждом из Любовь предполагает
активную заинтересованность в
жизни и развитии того, кого
мы любим. Забота и Эрих Фромм указывает
на очень тесную взаимосвязь
между всеми компонентами Однако автор отмечает,
что знание имеет ещё одно,
более основательное, Среди путей познания
этой тайны Фромм указывает
один, который он называет отчаянным
путём. Это путь достижения
полного господства над другим
человеком. Такое полное Любовь – это другой
путь познания тайны человека.
Представляя собой активное 2. Любовь между родителями и детьми. Поскольку младенец
в момент рождения ещё не
обладает способностью Однако он учится обходиться не только с вещами, но и с людьми. Все переживания ребёнка, которые в это время в большей степени связаны с матерью, кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим, и любим, потому что я – ребёнок своей матери. Я любим за то, что я есть, «или по возможности более точно: Я любим, потому что это я».[23] Подобное переживание любимости матерью носит пассивный характер. Нет ничего, что ребёнок сделал, чтобы быть любимым. Единственное, что от него требуется, это быть – быть её ребёнком. Особенность материнской любви состоит в том, что её не нужно заслуживать, добиваться, да её и нельзя добиться. Материнскую любовь нельзя вызвать и контролировать. Для подавляющего большинства детей в возрасте от восьми до десяти с половиной лет проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым – быть любимым просто за то, что они есть. Но постепенно в развитии ребёнка всё большее влияние начинает оказывать новый фактор, а именно, ребёнок испытывает совершенно новое чувство, он осознаёт, что способен своей собственной активностью возбудить любовь. Впервые он начинает задумываться о том, как бы что-нибудь дать матери или отцу. Именно в это время идея любви претерпевает изменения и в первый раз в жизни желание ребёнка быть любимым переходит в желание любить, то есть в сотворение любви. Ребёнок открывает для себя, что давать ещё более приятно, более радостно, чем получать; любить даже более важно, чем быть любимым. Более того, ребёнок открывает возможность возбуждать любовь своей любовью. «Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»».[24] Эрих Фромм отмечает также
тесную связь между развитием
способности любить и объектом любви.
Первые месяцы и годы жизни ребёнка
по праву считаются таким По самой своей природе
материнская любовь является
безусловной. Такая Связь с отцом совершенно
другого плана. Отец является
воплощением другого полюса
В конечном счёте,
в жизни зрелого человека 3. Объекты любви. Фромм пишет о том, что любовь не обязательно понимать как отношение только к одному, определённому человеку. Любовь, по Фромму, - «это установка; ориентация характера, которая задаёт отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви».[28] Если я действительно люблю какого-нибудь человека, то я люблю и всех людей, я люблю весь мир и люблю жизнь. В зависимости от видов любимого объекта Эрих Фромм выделяет различные типы любви. 3.1. Братская любовь. Братская любовь, по
мнению автора, является наиболее
фундаментальным видом любви,
составляющим основу всех 3.2. Материнская любовь. Материнская любовь
является безусловным Связь между матерью и ребёнком по самой своей природе является неравенством, в котором один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. В этом заключается чрезвычайно существенное различие между материнской любовью и такими формами любви, как братская и эротическая, так как последние представляют собой формы любви между равными. «Действительным достижением материнской любви является не любовь матери к младенцу, а её любовь к растущему ребёнку».[30] Сущность материнской любви предполагает желание того, чтобы ребёнок в дальнейшем отделился от матери. 3.3. Эротическая любовь. Определяя братскую
любовь как любовь между 3.4. Любовь к себе. Рассматривая данную
форму любви, Эрих Фромм 3.5. Любовь к богу. Религиозная форма
любви, которая называется В китайском и индийском
мышлении, а также в философии
Гераклита преобладала С точки зрения парадоксальной логики, суть не в мысли, а в действии. Подобная установка ведёт к двум очень важным следствиям. 1. «Во-первых, она ведёт к терпимости, которую мы находим в индийском и китайском и религиозном развитии. Если правильная мысль не является высшей истиной и путём к спасению, то нет причины бороться с другими людьми, чья мысль к иным формулировкам».[34] 2. «Во-вторых, парадоксальная точка зрения ведёт к подчёркиванию значения изменения человека в большей степени, чем значения развития догматов, с одной стороны, и науки, с другой. С индийской, китайской и мистической точек зрения, религиозная задача человека состоит не в том, чтобы думать правильно, а в том, чтобы правильно действовать и/или воссоединиться с Единым в акте сосредоточенного созерцания».[35] Главное направление западной
мысли, которое составляет противоположность
вышеназванным положениям, основано
на аксиомах аристотелевской логики.
Высшую истину Запад стремился найти
в правильной мысли, поэтому и
акцент в данном случае был сделан
на мышление, хотя правильное действие
было признано важным. «В религиозном
развитии это вело к формулировке
догматов, бесчисленным спорам о догматических
формулировках, к нетерпимости к
«не-верующим» или еретику».[ «Сосредоточение внимания на мышлении имеет ещё и другое, исторически очень важное, следствие. Идея, что можно найти истину в мысли, ведёт не только к догме, но также и к науке».[37] Таким образом, парадоксальная
логика приводит к терпимости и усилиям
в направлении самоизменения, в
то время как аристотельская точка
зрения ведёт как к догме, так
и к науке, как к католической
церкви, так и к открытию атомной
энергии. «В преобладающей на Западе
религиозной системе любовь к
богу это в сущности то же, что
и вера в бога, в божественное
существование, божью справедливость,
божью любовь. Любовь к богу это
в сущности мысленный опыт. В восточных
религиях и в мистицизме любовь к
богу это напряженное чувственное
переживание единства, нераздельно
соединённое с выражением этой любви
в каждом жизненном действии».[38] Фромм отмечает существование
определённых параллелей между
любовью к родителям и любовью
к богу. Он пишет: «В истории
рода человеческого мы видим
то же развитие: от первоначальной
любви к богу, как беспомощной
привязанности к матери-богине, через
послушную привязанность к
IV. Заключение. Тема любви к человеку
оказалась в центре социально- Эрих Фромм приходит
к выводу о необходимости Тема любви в той или иной степени находит своё отражение во всех работах Эриха Фромма. Книга «Искусство любви» стала бестселлером на долгие годы и была переведена на 25 языков мира.
Литература 1.П.С. Гуревич. 2.В.И. Добреньков. В поисках свободы и справедливости. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990 3.Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990 4.Философский 5.Э. Фромм. Искусство
любви: Исследование природы 6.Э. Фромм. Искусство
любви: Исследование природы 7.Л.А. Чернышева. Разумность добра. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Человек для себя. Минск, 1992
[1] Л.А. Чернышева. Разумность добра. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Человек для себя. Минск, 1992, стр. 242-243 [2] В.И. Добреньков. В поисках свободы и справедливости. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990, стр. 442 [3] Философский энциклопедический словарь. М., 1989, стр. 718 [4] Там же, стр. 718 [5] Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 4 [6] В.И. Добреньков. В поисках свободы и справедливости. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990, стр. 442 [7] П.С. Гуревич. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, стр. 5 [8] П.С. Гуревич. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, стр. 6 [9] Там же, стр. 3 [10] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 12 [11] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 17 [12] Там же, стр. 18 [13] Там же, стр. 19 [14] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 23 [15] Там же, стр. 24 [16] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 24 [17] Там же, стр. 26 [18] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 27 [19] Там же, стр. 28 [20] Там же, стр. 30 [21] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 31 [22] Там же, стр. 32 [23] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 38 [24] Там же, стр. 38-39 [25] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 40 [26] Там же, стр. 40 [27] Там же, стр. 42 [28] Там же, стр. 43 [29] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 43 [30] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990, стр. 31 [31] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990, стр. 34 [32] Там же, стр. 35-36 [33] Мейстер Экхарт. Проповеди и рассуждения. М.,. 1912. Цитируется по книге: Эрих Фромм. Искусство любви. Минск, 1990, стр. 39 [34] См. 1, стр. 47 [35] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990, стр.47 [36] Там же, стр. 47 [37] Там же, стр. 47 [38] Там же, стр. 48 [39] Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990, стр. 48 [40] Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 5 |