Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:39, контрольная работа
Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею, кстати, наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека.
Введение……………………………………………………стр.2
Основная часть……………………………………………..стр.6
Заключение…………………………………………………стр.13
Список используемой литературы………………………..стр.15
Также Эрих Фромм рассматривает некоторые менее распространенные формы “патологической” любви. В качестве основного фактора возникновения “невротической любви” он называет тот факт, что один или оба “любящих”, уже будучи взрослыми, остаются жестко связанными с образом одного из родителей и переносят свои ожидания, требования, страхи связанные с отцом или матерью на любимого человека. При этом образуется разрыв между интеллектуальным, социальным развитием человека и его эмоциональной зрелостью. Это, по мнению Фромма, может вести не только к проблемам в межличностных отношениях, но и к расстройствам в общественной деятельности.
На основе подобных механизмов возникает такая ситуация, когда эмоционально незрелый мужчина, нуждающийся (скорее бессознательно, чем осознанно) в материнской поддержке, защите, тепле, безусловной любви, стремятся “влюбить” в себя женщину, чтобы заполучить необходимую помощь. Сами они при этом неответственны, они готовы быть любимыми, но не любить (следует пояснить, что автор считает, что истинная любовь всегда связана с ответственностью и это не пассивное состояние). И в случае, когда женщина не согласна занять материнскую позицию, если она, хуже того, сама требует того, чтобы ее защищали и оберегали, то такой мужчина начинает считать свою избранницу “эгоистичной”, думает, что она не любит его. Таким образом, подобная любовь, на самом деле является скорее требованием любви. И говорить здесь можно не об альтруизме зрелой личности, а о завуалированном эгоизме маленького ребенка, требующего внимания и опеки от матери.
Другая крайность - это сильная привязанность мужчин к отцу. Все поведение и жизненный стиль такого мужчины будет соотносится с внутренним образом властного отца. В таком случае женщина для него отступает на второй план, он стремится достичь как можно большего в жизни, но не ради нее, а ради “внутреннего отца”. Таким образом, все его внешне, быть может, альтруистическое поведение, на самом деле детерминировано указанием “внутреннего отца”.
Еще одна форма “псевдолюбви”, - это идолопоклонническая любовь. Такое отношение, возникает тогда, когда человек не достиг еще такого уровня развития, на котором он ощущает собственную индивидуальность, и склонен боготворить любимого человека, делать из него кумира. При этом человек теряет себя в своем любимом, вместо того, чтобы обрести себя. Рано или поздно наступает разочарование в кумире - и тогда начинается поиск нового объекта поклонения. Таким образом, через “любовь” субъект уходит от проблемы отсутствия индивидуальности, самоидентичности. Это явно форма защиты, ухода от напряжения и неадекватности окружающему миру.
Следующая форма “псевдолюбви” по Фромму - это так называемая сентиментальность. В этом случае переживание любви связано скорее с мечтами, чем с повседневной жизнью. В качестве примера можно привести широко распространенное потребление любовных романов, “мыльных опер”, женских журналов и т. п. - в результате потребитель получает некоторый суррогат реальным взаимоотношениям. В такой ситуации может существовать некоторый “идеальный” альтруизм, любовь к людям (вообще и в частности), однако это не будет выливаться ни в какое действие.
Фромм, говорит о возможности решения собственных проблем через механизм проекции, когда субъект вместо того, чтобы реализовывать себя, начинает обустраивать жизнь другого, принимать деятельное участие в его проблемах. Внешне это может быть альтруистическим поведением, однако его мотивационный механизм скорее связан с эгоистическими устремлениями.
Фромм подчеркивает, что реальная любовь отнюдь не означает (как ошибочно полагают многие) отсутствие конфликтов. Если люди действительно любят друг друга, то конфликты скорее способны прояснить, развить отношения, чем их разрушить. Конечно, если человек пытается решать свои проблемы за счет другого, то малейшее напряжение способно его отвратить от “объекта любви”, однако если имеет место действительно доверительное и, в некоторой степени альтруистическое отношение, то разрушить его не так уж просто.
Страсть любить, как отмечает Э.Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». Однако большая часть людей не способна развить её до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, её надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Фромму, следующие обстоятельства:
Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - это искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех её проявлениях (любовь к труду, к Родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, её стимулом, источником энергии. Поэтому в каждую эпоху выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы её проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.
Заключение.
Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви. Но мир не стоит на месте, изменяются формы наших взаимоотношений, развиваются наши чувства, и каждая эпоха стремится найти особое объяснение, создать свой образ любви.
Понятие и философский смысл любви также велики и многогранны, как и значение последней в жизни человека, общества и всего человечества в целом. На протяжении всей истории философии высказывались различные мнения относительно этого вопроса, но все они сходились в одном: любовь - это самая загадочная и парадоксальная реальность, тайна человечества, которую следует искать в многообразии личности, в богатстве человеческих взаимоотношений и условиях жизни.
Уже в философии Платона указывалось на то, что только любовь открывает людям глаза на истину, добро и красоту. И это не случайно, т. к. только посредством любви человек открывает смысл своей жизни и становится собственно Человеком. В науке, медицине, искусстве, общественно-политической деятельности и, наконец, в личной жизни, всегда есть место искренней любви. Только любящему человеку открываются новые идеи, рождаются светлые идеалы, проявляются благородные чувства. Большая истинная любовь, наполняя человека духовной энергией, дает ему вместе с тем силы жить с особым смыслом - действовать всегда и во всем по-человечески гуманно.
В заключении я хочу отметить, что вообще любовь просто неисчерпаема по своим формам проявления и ничем не измерима по глубине своего содержания. Она всегда чем - то новая, необычная, неподражаемая. Для нее нет прошлого и будущего. У нее, как и у жизни, есть только настоящее. Ведь не зря великий В. Шекспир вдохновенно писал :
Любовь есть крепкий столп, высокий, как мечта,
Глядящий гордо вдаль на бури и на горе ;
Она - звезда в пути для всех плывущих в море ;
Измерена же в ней одна лишь высота.
Исходя из вышеизложенного, я поняла, что любовь - это не просто чувство, духовно и физически объединяющее людей, это еще и большая ответственность и забота о любимом человеке, требующая много энергии и сил. Надо многое в себе воспитать, чтобы овладеть таким одновременно простым и сложным, но, безусловно, очень необычным видом искусства - искусством любить. Но каким бы трудным ни казался путь к его овладению, людям надо постоянно учиться искусству любить как, собственно, и учиться жить. А это значит, что надо развивать в себе и других чуткость и внимание к другому ( чужому ) человеку, заботиться о нем, быть готовым прийти ему в любое время на помощь.
Список используемой литературы:
Информация о работе Эрих Фромм о душе и жизненных ориентациях человека