Эрнест Мах и Ричард Авенариус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:17, доклад

Описание работы

Во второй половине 19 в. “первый позитивизм” уступает место новой исторической форме позитивизма-эмпириокритицизму или махизму. Наиболее известны его представители – Эрнест Мах (1838 — 1916), Ричард Авенариус (1843 — 1896).
Рихард Авенариус —швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма.
Эрнст Мах — австрийский физик, механик и философ-позитивист. Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения.

Файлы: 1 файл

МАХ.docx

— 20.27 Кб (Скачать файл)

Эрнест Мах и Ричард Авенариус.

Во второй половине 19 в. “первый позитивизм” уступает место новой исторической форме позитивизма-эмпириокритицизму или махизму. Наиболее известны его представители – Эрнест Мах (1838 — 1916), Ричард Авенариус (1843 — 1896).

Рихард Авенариус —швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма.

Эрнст Мах  — австрийский физик, механик и философ-позитивист. Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения.

Основные теоретические положения махизма были предложены в начале XX века почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом. Сильное влияние Маха объясняется тем, что его работы возникли в качестве реакции на кризис классической физики. Мах выступил с претензией объяснить этот кризис и предложить программу выхода из него.

Мах выдвигает принцип: все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот "принцип Маха", как его называл Эйнштейн, был использован не только для критики классической физики, но и для построения новой физики

Двумя основными требованиями науки Мах считает:

1) экономию  мышления;

2) идеал "чисто  описательной" науки.

 

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания применяются к теории познания. Понятия субстанции, вещи — мнимое понятие, мнимой является и проблема отношения субстанции и её свойств.

Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще. В основе как общественной жизни, так и науки, по Маху, лежит удовлетворение некоторых изначальных биологических потребностей, в частности потребности в самосохранении. Из биологического инстинкта самосохранения и выживания, свойственного человеку, Мах выводит необходимость "приспособления" организма к фактам, а из последнего уже вытекает экономия мышления как характеристика человеческого познания. То же содержание Авенариус выражает в "принципе наименьшей траты сил". "Экономнее" всего "мыслить", что существую только я и мои ощущения " (Ленин В. И.).

 

В системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки. Гипотеза плодотворна в качестве предварительного допущения в целях более легкого понимания фактов. Однако гипотеза нужна ученому только потому, что он не может иметь ясных мыслей о неизвестном и вынужден предугадывать наглядные условия уже известного типа. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из объяснительных элементов науки, подлежащих удалению, Мах считает понятие причинности. Мах отбрасывает само понятие причинности (установление допустимых пределов влияния событий друг на друга), которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости (связи) признаков явлений.

“Единственно существующим” признавался лишь опыт как совокупность всего “непосредственно наблюдаемого”. Это “непосредственно наблюдаемое” махисты называли “элементами мира”, якобы нейтральными относительно материи и сознания.

Мах отрицал реальность атомов и объявлял их лишь удобным средством систематизации опытных данных. Также он критиковал понятия массы и абсолютного пространства ньютоновской физики.

Мах предложил своё решение психофизические проблемы, согласно которому душа и тело построены из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных комплексах ощущений.

Авенариус  - основатель нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Он за начало познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине Авенариус противопоставляет биологическую ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Его целью была разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам.

Непосредственные данные, полученные индивидуумом через опыт, эмпириокритицизм принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, составляет «естественное» понятие о мире. Эмпириокритицизм исследует отношение между данным индивидуумом, средой и другими индивидуумами (и их «высказываниями»).


 


Информация о работе Эрнест Мах и Ричард Авенариус