Эстетическое чувство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Философия как особая дисциплина изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она имеет дело с глубинными, сокровенными переживаниями человека, с его попыткой обрести истину, осознать смысл жизни, показать величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира.

Содержание работы

Введение
1.Сущность эстетического и формы его проявления.
2.Эстетическое чувство.
3.Философия искусства.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 36.69 Кб (Скачать файл)

Эстетическое переживание  произведения искусства, также как  и его создание, требует всего  человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания; через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается описанной выше синкретической силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, человек сразу же внутренне настраивается на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая все», что ему не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение, художественного произведения, он активизирует в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия, и свое самое потаенное Я. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован восприятием искусства. Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

Искусство отличается от науки  тем, что оно направлено не просто на изучение сущности вещей, на постижение общего и закономерного в них, а на создание художественных образов, на вымысел  событий, но так, чтобы это носило правдоподобный характер. Существенным для настоящего искусства является тонкое психологическое изображение характера личности и жизненно правдивое изображение личностных взаимоотношений, внутреннего мира людей, который раскрывается через эти взаимоотношения.

Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма -  искусство - являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, , но и  многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития.

Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Так, «Слово о полку Игореве» неизвестного русского автора конца XII в., Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича, написанная в годы блокады, мемориальный комплекс в Волгограде - это выражения исторической памяти народа. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

Итак, синтезирующая миссия искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного прогресса культуры.

 Истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия сегодня в значительной степени отличается от того варианта, в каком она изучалась, скажем, лет десять назад. В нее вошли новые темы, в ней сформировались новые подходы. Она приблизилась к реальным чувствованиям и переживаниям человека.

Философия - это фундаментальная дисциплина. Она не может ставить перед собой задачу обслуживать актуальную политическую конъюнктуру, т.е. оправдывать тот или иной социальный курс, подкреплять господствующую политику. Ее назначение - исследовать глубинные основы миропостижения.

На протяжении последних  веков точные науки постоянно  сравниваются с человековедческими. В недавнем прошлом пальма первенства неизменно принадлежала конкретным наукам. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, человеческого духа, то складывалось впечатление, будто гуманитарные науки менее важны для социальной динамики, не всегда конкретны и доказательны.

Люди всегда ценили не только естественно-научное, но и гуманитарное знание. Философы были убеждены, что различные типы познания дополняют друг друга, расширяя наши представления о мире, кроме того, они имеют свою специфику, отличаются друг от друга. Например, издавна различаются науки о природе и науки о духе, о богатстве человеческого сознания. Особой враждебности между этими областями знания никогда не наблюдалось.

Но уже в XX столетии раздались серьезные предостережения: никто не оспаривает значения точного знания, однако сфера науки далеко не беспредельна. Нам часто приходится входить в такие области, где наука бессильна. В таких случаях слово остается за философией, религией, этикой.

 

 

Список литературы

 

  1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гайдарики, 2000. – 438 с.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гайдарики, 2000. – 816 с.
  3. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем.- М., Мысль, 1994. – 592 с.
  4. Гегель Г.В. Философия права. Пер. с нем..: Ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С. Нерсесянц. Авт. ступ. ст. и примеч. В.С.Нерсесянц. – М., Мысль, 1990. -524 с.
  5. Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред.М.Н.Росенко. – СПб, Лань, 1997. – 304 с.
  6. Философия. Методология. Наука. – М., Наука, 1972. – 236 с.
  7. Философия. Основые идеи и принципы: Попул. очерк. А.И.Ракитов, В.М.Богуславский, В.Е. Чертихин, Г.И.Эзрин. Под. общ. ред. А.И, Ракитова. -2-е изд., переаб. и доп. –М., Политиздат, 1990. – 367 с.

 

 

 


Информация о работе Эстетическое чувство