Эстетическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание детей в семье.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. 
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В осуществлении эстетического воспитания родители могут сделать многое. Эстетические чувства у ребенка проявляются рано. Ребенок, не достигший еще года, по-разному относится к окружающим его звукам и цветам. Одни звуки его привлекают, другие отталкивают. У него проявляется предпочтение к определенным цветам, преимущественно ярким. К двум годам ребенок проявляет интерес к несложным мотивам песни, сочетаниям цветов. Ему нравится или не нравится цвет костюма отца, расцветка платья матери и других членов семьи. Он просит спеть его любимую песенку. Двух-трехлетние дети проявляют эстетический вкус в расположении предметов. К трем-четырем годам ребенок при умелом воспитании уже различает все основные цвета и их главные оттенки. Он пробует свои эстетические представления отразить в детских рисунках. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в семье чаще слышал колыбельную песню и другие простые мелодии еще в первый год своей жизни, чтобы среди игрушек у него были игрушки со всеми основными цветами радуги, а в два-три года необходимо, чтобы были игрушки с разнообразными оттенками красок. Родители должны постоянно заботиться о совершенствовании органов чувств детей, развивать у них умение воспринимать красивое. Прежде чем понимать и правильно оценивать красоту, ребенок должен научиться чувствовать гармонию красок, звуков, слов, линий, движений, т. е. он должен приобрести тонкое восприятие первичных элементов, из которых слагается красота. Уже в раннем возрасте немалое значение для развития у детей эстетических чувств и эмоций имеют разноцветные кубики, игрушки с яркой и правильной окраской, хорошо выполненные рисунки и цветные картинки, иллюстрирующие детские книжки.

Но не следует думать, что сами по себе игрушки и ярко иллюстрированные книжки способны развивать у детей первоначальные эстетические чувства и эмоции, в частности первоначальное восприятие цвета, гармонии красок. И здесь должно быть вдумчивое педагогическое руководство. Родители и воспитатели направляют внимание детей на правильное восприятие первичных элементов красоты: красок, звуков, линий, форм. Многое зависит и этом отношении от точности и ясности разъяснений воспитателя. Надо предоставлять ребенку как можно больше возможностей ощупывать, осязать окружающие его предметы и вещи для более правильного восприятия их форм, линий и цвета, всячески поощряя интерес к рисованию, к лепке, которые в раннем возрасте имеют при внимательном руководстве воспитателя особенное значение для развития правильных первоначальных восприятий форм, линий и красок. В этом отношении важно не упустить раннее детство, так как все имеет свое время. Практика показывает, что ребенок к четырем годам должен научиться различать основные цвета.

Индивидуальные особенности детей в развитии чувства прекрасного складываются под влиянием общественных условий, в которых живут дети. На развитие их эстетических чувств влияет привычная обстановка в семье, ее культурный и эстетический уровень, пример окружающих их людей, выражаемые ими эстетические чувства и суждения. «Эстетика быта» оказывает огромное влияние на формирование художественных вкусов, интересов, стремлений ребенка. Внешний вид дома, сад около дома, обстановка комнаты, игрушки, одежда, формы взаимоотношений между окружающими, их интересы, вкусы, отражающиеся в разговорах, в поведении – весь домашний уклад имеет важное значение для эстетического воспитания.

Художественные впечатления и эстетические эмоции не даются от рождения, их надо у детей активно воспитывать и развивать.

Большую роль в формировании эстетических чувств и эмоций уже в раннем возрасте играет яркое, выразительное слово воспитателя – чтение детских стихов и рассказов, беседы с детьми о наблюдаемых ими явлениях и предметах окружающей обстановки, рассказы по картинкам, которые высоко ценил еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, наконец, сказки. Рассказ и объяснение родителей в первую очередь должны быть яркими и выразительными, ибо речь, слово – один из важнейших показателей и вместе с тем средство общего и эстетического развития человека. Слово родителей должно и простой и доступной для детей форме обобщать и доносить до их сознания исторические факты и события, явления природы, человеческие переживания. Мудро и выразительно об этой роли слова писал К. Д. Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».

Воспитание чувства прекрасного


Эстетика считает прекрасным жизнь в ее революционном развитии, в ее движении к прогрессу, в борьбе нового, передового со старым, отживающим. Искусство всегда играло существенную роль в общественной жизни. Лучшие произведения классической русской литературы (Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Толстого, Некрасова, Горького и других), живописи (Репина, Сурикова, Перова, Васнецова и других), музыки (Глинки, Чайковского и других) всегда отражали общественную жизнь и были эффективным оружием в обществе.

Эстетические переживания относятся к сложным чувствам. В них имеется элемент наслаждения, но они проявляются в соединении и с другими чувствами: грустью, радостью, чувством симпатии, возмущения, гневом, с приливом бодрости, жизнерадостности, активности. Эстетические переживании связаны также с размышлением, с раздумьем по поводу воспринимаемого предмета или явления, с воспоминаниями и прочим, т. о. они связаны с познавательными процессами, с моральными убеждениями человека. Естественно, будучи связаны со многими сторонами человеческой психики, эстетические эмоции оказывают большое влияние на личность человека в целом, на его нравственный облик, на культуру поведения. Эстетические переживания, получаемые при восприятии прекрасного, красоты в природе, в явлениях общественной жизни или при восприятии произведений искусства, облагораживают человека, смягчают грубость, побуждают человека к красивым, высоким мыслям и таким же высоким и прекрасным поступкам.

Таким образом, основой эстетического воспитания является его идейная направленность, его непосредственная связь с формированием диалектико-материалистического научного мировоззрения, современной морали, воли и характера подрастающего человека, его поведения. Эстетическое воспитание призвано сыграть серьезную роль в идейно-политическом развитии школьников. Эта роль эстетического воспитания определяется боевым характером искусства, высокой идейностью лучших художественных творений, в первую очередь творений нашего искусства. Яркие и сильные образы искусства оказывают непосредственное воздействие на моральные понятия и нравственные чувства школьников.

Значение эстетического воспитания для формирования морального облика ребенка со всей силой подчеркивал в свое время еще В. Г. Белинский, когда, обращаясь к воспитателям и родителям, писал: «В детях, с самых ранних лет, должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности».

Необходимо различать понятия «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание». Это не однозначные понятия. Эстетическое воспитание является понятием более широким, обобщающим. Оно включает в себя воспитание чувства прекрасного и стремления создать прекрасное не только средствами искусства, но также и всем тем, что дает и может дать в этом отношении сама действительность – природа и общество. Художественное воспитание – это только часть эстетического воспитания. Здесь воспитание чувства прекрасного достигается средствами искусства.

Основные задачи эстетического воспитания:

а) средствами искусства влиять на мировоззрение, моральный облик, характер и поведение детей;

б) воспитывать способности понимания красоты в природе, в обществе и в искусстве;

в) развивать эстетические восприятия и постепенно вырабатывать систему эстетических представлений, вкусов, взглядов и норм эстетических оценок главным образом на основе знания произведений искусства (художественное теоретическое образование;

г) развивать у детей творческие способности и обеспечивать усвоение ими знаний, умений и навыков в области отдельных искусств.

Произведения искусства в эстетическом воспитании

Огромные возможности эстетического воспитания детей всех возрастов таятся в художественной литературе. Она воспитывает у детей художественный вкус, эстетические взгляды, суждения о том, что действительно истинно красиво и прекрасно в жизни. художественная литература как высоко идейная литература, правдиво отображающая красоту морального облика передовых людей нашей эпохи, должна прежде всего занять почетное место в арсенале средств эстетического воспитания детей в семье. Силой своих образов художественная литература раскрывает величие и красоту моральных качеств нового человека: патриотизм и интернационализм, гуманизм, трудолюбие, бесстрашие и мужество в борьбе за возвышенные идеи и принципы.

Русская и западноевропейская классическая художественная литература – произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. В. Лермонтова, А. Н, Некрасова, Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева; В. Шекспира, Гете, Байрона, Шиллера и других – отличается высокой художественностью, благородством и возвышенностью идеалов.

Поэзия – это сильное средство эстетического воспитания и развития у детей и молодежи глубокой любви и понимания художественной литературы в целом. Подлинно поэтические произведения учат тонкому и возвышенному подходу к оценке красоты в природе, эстетики человеческих чувств, мыслей и поступков, они порождают вдохновенное отношение к жизни, к труду, ко всем замечательным творениям рук человека. Необходимо рекомендовать детям многие стихотворения заучивать наизусть. Желательно, чтобы дети к окончанию средней школы знали наизусть несколько лучших стихотворений наших классиков.

Для эстетического воспитания в семье родителям необходимо использовать радио, а в отдельных семьях и телевидение, которое тоже начинает внедряться в быт, в особенности в крупных городах. Но слушанием радио надо целенаправленно руководить, – подбирать наиболее важные в эстетическом отношении радиопередачи, доступные детям по их возрасту и развитию. Повседневное слушание радиопередач развивает детей, знания их об окружающей действительности становятся более яркими и глубокими, эстетические восприятия более совершенными. Первоклассник в школу приходит уже со многими знаниями: он многое слышал по радио, ему читали немало детских книжек, ко многому он уже имеет свое собственное отношение.

Если в семье родители и другие старшие ведут художественные занятия с детьми: обучение игре на пианино, гармонии, гитаре или другом музыкальном инструменте, рисование, выразительное чтение, то это очень способствует развитию эстетического воспитания. Такие занятия вводят детей непосредственно в лабораторию искусства. Полезно рассматривать репродукции с картин наших великих художников и проводить по ним беседы, учитывая возраст, бережно относясь к возможностям и стремлениям ребенка. Например, картина В. Г. Перова «Спящие дети» (1870) изображает двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей. Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжел их сон, безрадостный, как и сам деревенский быт того времени. Эта картина дает повод кратко рассказать младшим школьникам о тяжелом положении детей трудящихся в старой России, используя дополнительно для этого и некоторые произведения художественной литературы (например, «Дети подземелья» В. Г. Короленко).

Другая картина В. Г. Перова – «Тройка» (1866), рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу, пользуется у детей особой популярностью. Подростков хорошо познакомить с картиной того же художника «Чаепитие в Мытищах», обличающей прожорливость духовенства. Для юношей особенно интересны картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Для эстетического воспитания детей, учащихся начальных классов, будут особенно полезны картины Васнецова на темы народных сказок и былин: «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами» и др.

Очень полезно заинтересовать и приучить детей составлять альбомы из репродукций с картин великих художников и открыток. В крупных городах, например в Москве, С. Петербурге и других, родителям совместно с детьми необходимо и полезно систематически посещать художественные выставки, картинные галереи, музеи изобразительных искусств (например, Третьяковская галерея в Москве, Русский музей в и др.). Третьяковская галерея – крупнейшая в России национальная сокровищница русского изобразительного искусства, начиная с его истоков (XI век) и до настоящего времени.

 

 

Литература

Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т. 1- 2,  М., 1976; Ленин В. И., Олитературе и искусстве. [Сборник], 5 изд.,  М., 1976; КПСС о формировании нового человека. Сб. документови материалов (1965—1976), М.



Информация о работе Эстетическое воспитание детей в семье