Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

Введение

         В Послании Президента РК 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране.                                              «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности »- призывает Н.А.Назарбаев.

         Вопрос нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновало общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей.                                                                                             В последние годы мы стали сталкиваться с проявлением детского цинизма, жестокости, отсутствием привязанности даже к самым близким людям, бездуховностью, нравственной деградацией.

       Практическим  решением этой задачи стала  реализация проекта нравственно-  духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди РК Сара Алпыскызы. Кроме того, сегодня особое внимание обращается на создание учебно-познавательных программ по духовно- нравственному воспитанию детей.

        Народная мудрость гласит: «Что там мудрить с воспитанием? Наполните душу ребенка прекрасным и он будет воспитан»                                                       Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными – являются сегодня жизненно важными.  
Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами. Всё это находит своё выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

 Эстетическая культура рассматривается как фактор, влияющий на успешность духовного и культурного развития личности.

 Значение формирования эстетической культуры возрастает в современном обществе, от человека требуют повышения творческой активности, приобщения к культуре общества и мировоззренческого становления, проявления человеческой индивидуальности. Исследователи не уделяют первостепенного внимания аспекту развития индивидуальности младшего школьника в процессе формирования эстетической культуры, при этом основное внимание уделяется прежде всего формированию личности, личностных качеств, которые обеспечивают человеку интегрированность с обществом. Л.С. Выготский говорил о значимости и необходимости превращения общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности.

Психологические и педагогические аспекты эстетической культуры разрабатывались Л. С. Выготским, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинским, С. Т. Шацким, а в последние годы - М. А. Вербом, Б. Т. Лихачевым, П. М. Якобсоном.

М. А. Вербом, М. С. Каганом, Б. Т. Лихачевым определены пути повышения эстетической культуры, заключающиеся в целенаправленном педагогическом руководстве: представлены взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов эстетической культуры школьника. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше работ, проблема целенаправленного формирования эстетической культуры младшего школьника в педагогической науке изучена не достаточно полно.

Все вышесказанное определило выбор темы нашего исследования : «Развитие представления ценности «красота» на уроке самопознания у учащихся в начальной школе»

Объект исследования: эстетические ценности у младших школьников Предмет исследования: процесс развития эстетической культуры у младших школьников                                                                                        Цель исследования: найти наиболее эффективные пути развития эстетической культуры                                                                           Задачи исследования:                                                                                                              1. Сделать анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме повышения эстетической культуры                                                                       2. Выявить уровень развития представления ценности «красота» у младших школьников                                                                                                                                          3. Проверить на практике эффективность предполагаемых путей развития                     4. Дать рекомендации учителям начальных классов и студентам колледжа по развитию эстетической культуры                                                                                        Гипотеза исследования: Если учитель будет делать                                Методологическая основа исследования: положение философии о развитии личности в деятельности                                                                                                       Методы исследования: наблюдение, исследовательская беседа, изучение продуктов деятельности учащихся                                                    База исследования: город Тараз, сш № 13                                                                             Работа над проблемой проходила по следующим этапам:                          На I этапе определялась тема исследования, её актуальность, практическая значимость, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, разрабатывалась методика проведения эксперимента.                                                                                                                       На II этапе разрабатывались критерии и уровни развития представления ценности «красота», проводились констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.                                                                                                  На III этапе анализировалась вся полученная теоретическая и практическая  информация, делались выводы, заключение, давались рекомендации, оформлялась курсовая работа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………  3

Глава  I. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций в начальной школе………………………………………………..5

§ 1. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего     школьного возраста...……………………………………………………..5

§ 2. Основные характеристики ценности «красота»  в современном обществе …………………………………………………………………..8

Вывод……………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Министерство образовании и науки РК     Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая

 

этим  мнением, так как добро представляет собой духовное состояние человека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторы влияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это может проявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красота же в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, например девушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят время в салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» - пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений и не вызовет  никаких эмоций. Вы скажете, что человек  должен быть прекрасен и душой  и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятся внешние данные, а внутренний мир  отсутствует. Это противостояние добра  и красоты, по моему мнению, будет  всегда.

Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное  пособие.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава IV. Особенности  эстетической и художественной культуры. Своеобразие эстетической культуры и эстетических ценностей.

Рассуждая о культуре, применительно  к сфере эстетических и художественных явлений, прежде всего надо прояснить  смысл прилагательного определения  “эстетическое” (а потом и “художественное”) в его отношении к культуре.

Что означает именно эстетическая обработка, эстетическое оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя? Смысл понятия  “эстетическое” очень по-разному  трактуется теоретиками. Не будем вдаваться  в тонкости их споров. При всех исследовательских  разногласиях очевидно, что сфера эстетических явлений – это сфера прежде всего красоты и искусства, в той мере, в которой оно связано с красотой. Поле “эстетического” в жизни – это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создается своеобразное чувственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений действительности.

В природе подобных чувственных  переживаний нет. Они появляются именно в ходе развития культуры. Для  того, чтобы они появились, чувства  людей должны были “обработаться”, преобразоваться, чтобы стать, по выражению  К. Маркса, чувствами“теоретиками”. чтобы, не теряя своей физиологической и психологической основы, чувства смогли выйти-таки в область духа, и при этом остаться чувствами. Человек постепенно стал, и остается, способным испытывать чувственное наслаждение от того, что называется красотой и чувственное отвращение к безобразию, уродству.

Это может быть простое  удовольствие, скажем от вида и запаха цветка, или – отвращение, вызванное  кучей грязи. Это может быть сложное  чувственное переживание трагедии в жизни или в искусстве, трагедии как “гибнущего прекрасного”. Это может быть эмоциональное неприятие безобразного, проявляющего свою нелепость в комичности ситуации, если уродство относительно безопасно. И тогда оно вызывает смех. А если нелепость угрожающа, – смех может стать злым – сатирой.

Эстетическое взаимодействие человека с миром, таким образом, это исходно ценностное взаимодействие. И так же, как для сферы нравственности центральной ценностью является добро (в его противопоставленности  злу), так для сферы “эстетического”  – красота, или “прекрасное”. Уродливость, безобразие – не ценности, ибо ценность являет в себе лишь положительную  значимость. Но именно в отношении  к безобразному (к разным его модификациям) обнаруживают себя им противоположные проявления прекрасного.

Грациозность – грань  красоты, а неуклюжесть – уродства. Так же и с изяществом и грубостью. А если, к примеру, неуклюжесть  мила, то она стала специфической  гранью красоты как ценности.

Культура в сфере эстетических явлений и базируется на возможности  у человека особых чувственных переживаний: наслаждения красотой и отвращения к безобразию. Эстетическая культура в общем – это обработка, оформление, облагораживание, одухотворение человеком среды и самого себя, направленные в сторону чувственного утверждения красоты и отрицания (неприятия) уродства. Человек эстетически культурный способен и настроен чувственно воспринимать, переживать и порождать (создавать) красоту: в созерцании, действиях, отношениях, в частности в художественном творчестве. И главное условие наличия и реализации эстетической культуры – так называемый эстетический вкус, т.е. способность человека к различению прекрасного и безобразного, красоты и уродства. Имеется ввиду именно чувственное различение того и другого, которое может быть грубым и более тонким (утонченный вкус). Эстетический вкус – не просто показатель и критерий эстетической культуры. Он способствует ориентации человека в царстве эстетических ценностей, центральная из которых – красота.

Красота как центральная эстетическая ценность. Однако о том, что такое красота, или “прекрасное”, мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: “для одних красота в волосах, для других в лысине”. И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.

Вроде бы всем известно, что  такое красота. Но никому пока не удается  удачно определить ее, выявить ее основания, объяснить, почему то или иное явление красиво, а другое – некрасиво.

Некоторые эстетики основания  для объяснения красоты пытались обнаружить в природе, взятой безотносительно  к человеку. Они доказывали, что  объективно, сами по себе, красивы кристаллы, кораллы, бабочки, леса и озера. Красивы  же они якобы потому, что в них  явлена особая природная гармония, выраженная в упорядоченности составных  частей, симметричности, пропорциональности и т. д. Однако никакая природно-объективная  упорядоченность (симметрия, пропорциональность, соразмерность и т. д.), никакие  объективные цветовые или звуковые соотношения сами по себе не выступают  в качестве красоты. Ибо, во-первых, симметричное, пропорциональное, соразмерное  – вовсе не обязательно красиво. А во-вторых, о красоте вообще не может быть и речи, если нет  того, кто способен ее воспринять и  оценить.

Природа без человека не знает  ни прекрасного, ни безобразного.

Но красота – это  и не чисто субъективная оценка, не только внутреннее чувственное переживание. Воспринимается и переживается нечто, а не ничто. То, что мы называем красотой, порождается и появляется только во взаимодействии человека с миром, с его явлениями, ставшими носителями эстетической ценности. Красота –  это не только оценка, это именно ценность, то есть – ценностное отношение, – особое, эстетическое отношение.

Как любая духовная ценность, красота порождается в обществе, это ценность культуры. И как любая  духовная ценность, реализуется она  в жизни конкретных людей, в конкретных ситуациях.

Взятая в этом плане, красота в сущности есть отношение между человеком и каким-либо конкретным явлением. Именно между, ибо субъективное “отношение к” (отношение человека к явлению, его эмоционально-чувственная оценка) входит в целостное ценностное отношение, в то, что называется красотой как ценностью. Как и всякая ценность, красота может воплощаться поразному. Носители красоты могут быть различными. Это может быть и математическая формула, и храм, и кристалл, и коралл, и цветок, и лицо или тело человека. Но красота не принадлежит носителям, хотя и опредмечивается в них. Чтобы красота как ценность реализовывалась, “проявилась”, кроме ее носителя, необходим в каждом случае и человек, способный “распредметить”, чувственно “прочесть”, пережить ее. Носитель – это всегда только вещественный знак того, что может выступать как красота, если есть кто-то, для кого знак этот своеобразно значим, у кого при взаимодействии с носителем может возникнуть чувственное переживание красоты (или, как вторичное, – хотя бы осознание ее присутствия). Переживает красоту, наслаждается ею человек, но переживание, наслаждение возникает лишь во взаимодействии с носителем, значимым для него.

Информация о работе Эстетическое воспитание