Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:46, реферат
Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Индии. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Этапы и истоки философии Древней Индии………………………………….5
2.Общие черты философии Древней Индии……………………………………7
3.Философские школы Древней Индии…………………………………………9
4.Буддизм как яркий представитель неортодоксальной школы древнеиндийской философии…………………………………………………...17
5.Веданты как яркий представитель ортодоксальной школы древнеиндийской философии...……………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение…………………………………………………………
1.Этапы и истоки философии Древней
Индии………………………………….5
2.Общие черты философии Древней
Индии……………………………………7
3.Философские школы Древней
Индии…………………………………………9
4.Буддизм как яркий представитель
неортодоксальной школы древнеиндийской
философии…………………………………………………..
5.Веданты как яркий представитель
ортодоксальной школы древнеиндийской
философии...………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Древняя Индия – относится
к числу первых мировых цивилизаций, она
принесла мировой культуре наибольшее
количество духовных ценностей.
Философия существует для жизни
и должна проявляться и использоваться
во всех ее сферах: частной, общественной,
международной и т. д. — это первое положение,
из которого исходили мыслители Индии.
Кроме того, философия связана с телесной
и духовной сторонами человеческого существования;
и только в согласии с собственным духовным
и жизненным опытом, не нарушая гармонии
окружающего мира и не нанося ему вреда,
возможно решение основных проблем человеческого
бытия.
Познание людьми истины основывается
не только на интеллекте. Оно опирается
на целостный опыт, в основе которого лежат
чувства. И игнорировать их нельзя. Истина
постигается не только в процессе познания,
но и в процессе созерцания, понимаемого
как тождественность Я и не-Я, когда Я —
это всеобщее, единичное, неизменное, а
не-Я — это существующий мир, в котором
Я действует.
Мыслители Востока были убеждены,
что истина многогранна, она никогда не
может быть выражена полностью, различные
воззрения на нее представляют лишь ее
различные стороны. Отсюда они делали
вывод, что имеются разные пути к coвершенству
и любой из них может быть принят в соответствии
с внутренней склонностью индивида.
Ядром всех философских систем
Востока является представление о том,
что конечной целью каждого индивида должно
быть совершенствование самого себя, так
как только через собственное совершенствование
можно поднять мир до совершенства. Именно
в таком контексте понимания роли и значения
философии в жизни людей происходило ее
формирование в Индии.
Развитие философской мысли
в Индии имеет длительную и многообразную
историю.Высокий уровень культуры, достигнутый
народами Индии ещё в древности, сложность
форм производства и общественной жизни
очень рано вызвали попытки осмысления
всего окружающего. Развитие древнеиндийской
философии носило сложный и противоречивый
характер. Философия продолжала тесно
переплетаться с мифами и религиозными
верованиями, которым правящие классы
стремились придать законченный систематический
характер. Для буддийской философии характерен
крайний субъективный идеализм: реально
существует только субъект, весь окружающий
его мир — иллюзия (майя).
Цель работы – раскрыть сущность
философии древней Индии. Из поставленной
цели вытекают следующие задачи:
1) Показать основные
этапы и истоки древнеиндийской философии;
2) Проанализировать основные
черты древнеиндийской философии;
3) Рассмотреть основополагающие
философские школы Древней Индии;
4) Разобрать буддизм и веданты
как основных представителей ортодоксальной
школы и неортодоксальной школы.
Работа состоит из введения,
основной части, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
1.Этапы
и истоки философии Древней
Индии
Индийская философия возникает
на основе богатой культурной традиции
многочисленных народностей Великой Бхарата-Варши
— Древней Индии. По самым скромным оценкам,
индийская цивилизация зародилась несколько
тысяч лет до пашей эры. Некоторые исследователи,
придерживающиеся эзотерической традиции
познания, склонны значительно расширять
эти временные границы — до десятков,
а то и сотен тысяч лет. В необозримые исторические
глубины уходят истоки и духовной культуры
Индии, представленной многочисленными
мифами, эпическими сочинениями, религиозными
и предфилософскими учениями.
Непосредственной основой многих
философских систем Древней Индии явился
корпус ведической литературы и связанная
с ним древняя религия — брахманизм.
Основополагающие представления
о мире и человеке, характерные для ведической
религии и брахманизма, позже стали предметом
дальнейшей разработки или критики со
стороны философских школ.
В середине II тыс. до н. э. на
земли Северной Индии стали переселяться
скотоводческие племена, пришедшие из
Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли
себя ариями (арийцами). Именно арийцы
принесли с собой Веды, что в переводе
с санскрита (древнеиндийского языка)
означает ведовство, знание. Создавались
Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они
представляют собой обширный свод религиозных
гимнов, заговоров, поучений, наблюдений
над природными циклами, «наивные» представления
о происхождении-творении мироздания.
В настоящее время известны четыре Веды:
Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
Каждая Веда состоит из четырех частей:.
- самхиты - религиозные гимны,
«священное писание»;
- брахманы - книги,
написанные индийскими жрецами (брахманами)
и адресованные прежде всего брахманам,
в которых описывается правильность совершения
ритуалов и жертвоприношений;
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя)
- философские комментарии к Ведам.
Число упанишад точно определить
невозможно, т. к. их писание продолжалось
вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом
пользуются древние упанишады, среди которых
Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада,
Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада,
Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами
завершается первый этап индийской философии
- ведический.
Второй этап называется эпическим
(600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время
создаются два великих эпоса индийской
культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».
Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.)
появляются шесть философских школ - даршан,
основывающийся на признании священности
и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика,
ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно
возникают и три оппозиционные системы,
подвергающие авторитет Вед сомнению:
буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской
философии связан с написанием сутр (от
III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени
накопилась огромная философская литература,
возникла настоятельная потребность в
ее систематизации и обобщении, что и было
сделано в сутрах - кратких суммирующих
трактатах.
2.Общие
черты философии Древней Индии
Долгое время индийская философия
оставалась практически не известной
западному миру. Даже в XX в. далеко не все
системы восточной философии были достаточно
изучены. При этом стиль или форма выражения
индийской, да и китайской мысли нередко
подвергались необоснованной критике
и унижению — говорили, что это не философия,
а смесь мифологии, религии и мистицизма.
До сих пор встречаются учебники, в которых
восточная мысль освещается очень бегло
и поверхностно, а порой и не освещается
совсем. Все это закономерное следствие
необъективных представлений многих западных,
в том числе и российских, философов относительно
истории, специфики и проблематики восточных
учений.
Философская традиция Индии
очень своеобразна и по многим своим особенностям
значительно отличается от философии
европейской. Отметим ее общие, наиболее
существенные характерные черты:
- Параллельное сосуществование
множества различных школ и течений. Теисты,
атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты,
интуитивисты, скептики, гедонисты имели
возможность выражать и развивать свои
взгляды.
- Преобладание духовной проблематики
(спиритуализма) и тесная связь с религиозными
учениями. Основой философских систем
нередко являлось не просто интеллектуальное
умозрение, по особый мистический опыт,
который выражался рациональными средствами.
- Философия, как
правило, имеет чисто практический
характер. Она призвана наилучшим
образом организовывать повседневную
жизнь человека.
- Высшая практическая и вместе
с тем духовная цель жизни человека —
достижение освобождения (мокша или мукти)
от страданий и материальных оков земного
мира.
- Пессимизм в индийской философии
является не конечным, а исходным положением.
Он основан па душевной неудовлетворенности
и беспокойстве за существующий порядок
вещей, при котором мир наполнен страданиями.
Стремление осознать причину зла и преодолеть
его стимулирует развитие философии, которая
привносит оптимистическую идею о возможности
освобождения.
- Практически все школы, кроме
чарваки, так или иначе разделяют убеждение
в существовании «вечного нравственного
миропорядка» - высшей упорядоченности
и справедливости, которые властвуют над
всеми мирами и их обитателями - богами,
людьми и животными.
- Незнание (авидья) расценивается
как причина зависимости и страданий живых
существ. Освобождение невозможно без
приобретения духовного знания о подлинной
реальности.
- Нехарактерно противопоставление
Бога и человека.
В большинстве случаев бытие
рассматривается с точки зрения идеалистического
монизма. Крайний материализм, вроде учения
чарваков, в индийской философии большая
редкость. Несмотря на значительное развитие
различных научных дисциплин (математика,
механика, астрономия, химия, медицина
и др.), связанных с изучением объективной
действительности, многие философские
учения тяготели к субъективному опыту,
а потому не были лишены известной доли
умозрительности. Вся индийская культура,
и философия в том числе, отличается приверженностью
традиции. В крайних проявлениях это приводило
к исторической инертности и торможению
развития передовых культурных тенденций.
3.Философские
школы Древней Индии
По сложившейся традиции, школы
индийской философии разделяют па две
группы:
-ортодоксальные(астика);
-неортодоксальные(настика).
Принцип разделения — отношение
конкретной школы к Ведам и ведической
религиозпо-предфилософской традиции.
Ортодоксальные школы признают
авторитет Вед, а следовательно, и существование
Бога, бессмертие души, жизнь после смерти,
перевоплощение души, высшие миры. Это:
санкхья (Капила), йога (Патапджали), ньяя
(Готама), вайшешика (Канада, он же Улука),
миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа).
Две последние школы основываются непосредственно
на текстах Вед. Первые четыре образованы
на независимых основаниях. Все отмеченные
школы — идеалистические либо тяготеющие
к идеализму.
Неортодоксальные школы не
признавали авторитета Вед или по крайней
мере критически относились к основанному
на них брахманизму, который к тому времени
уже приобрел формально-ритуальный, догматический
характер. Это: адживика (Макхали Госала),
джайнизм (Махавира), чарвака, или локаята
(Брихас-пати ), буддизм (Гаутама Будда).
Рассмотрим неортодоксальные
школы индийской философии.
Джайнистское учение длительное
время существовало лишь в устной передаче,
обрастая дополнениями и интерпретациями.
Согласно джайнизму сущность человека
дуалистична. Составляющие ее материальный
и духовный компоненты связаны кармой.
Соединение тела и души узами кармы приводит
к возникновению конкретного индивида.
В процессе своей последующей жизнедеятельности
этот индивид может контролировать состояние
материального компонента своей сущности
и управлять им.
Поэтому джайнизм уделяет большое
внимание этике. Этика джайнизма опирается
на три принципа: правильное понимание
мира и своего места в этом мире, правильная
вера и правильная жизнь. Следование принципам
этики обеспечивает освобождение души
от сансары. Целью является личное спасение.Человек
может освободиться только сам. Отсюда
индивидуалистический характер этики,
ставка на собственные силы. Общественный
фактор не принимается во внимание. По
своей природе душа совершенна, а ее возможности
безграничны. Ей доступны безграничное
знание, безграничная мощь и безграничное
счастье, ибо душа наделена сознанием.
Но душа склонна отождествлять себя с
телом и попадать в зависимость от его
желаний и страстей. Посему главная задача
индивида освободить свою душу от телесной
зависимости. «Освобождение» —основная
цель учения джайнизма. Средствами освобождения
являются правильное понимание и правильная
вера в духе джайнизма, а также правильная
жизнь, как аскеза; непричинение зла живым
существам, половое воздержание, отказ
от материальных ценностей, погашение
страстей и желаний».
Позже в джайнизме сформировались
два направления, которые отличались друг
от друга по степени аскезы. Наиболее ортодоксальными
джайнистами являются дигамбары (одетые
воздухом, т. е. отвергающие какую-либо
одежду). Более умеренной аскезы придерживались
шветамбары (одетые в белое). С появлением
буддизма влияние джайнизма начало падать,
хотя он сохранился и в современной Индии.
В VI в. до н. э. в Северной Индии
возникает буддизм. Основателем этого
учения был Сиддхартха Гаутама. Неудовлетворенный
жизнью в роскоши, он оставляет свой род,
свою семью и уходит в «бездомность». После
многих лет аскезы Гаутама постигает правильный
образ жизни, исключающий крайности, в
том числе и крайности аскезы.
Буддизм – религиозно философское
учение о достижении нирваны (состояние
полной свободы от страданий). Одна из
современных мировых религий. Противоположен
Веданте, так как утверждает способность
человека к самостоятельному освобождению.
Этическая концепция буддизма
состоит в том, что все, что выходит за
пределы этики, буддисты отказываются
обсуждать. Бессмысленны по их мнению,
следующие вопросы: вечен или не вечен
мир? конечен или бесконечен мир? едина
или не едина душа с телом?
Пока человек отягощен
земными заботами, он находится в состоянии
неведения, что ему нужно делать, чтобы
достигнуть совершенства. Основная проблема
для него – поиск истинного пути к спасению.
Вайбхашика. Эта школа направления
тхеравады является наследницей учения
более ранней традиции сарвастивада (букв.:
«учение "все существует"»), базовый
тезис которой заключался в утверждении,
что все дхармы существуют реально. Иначе
говоря, мир внешних объектов существует
в действительности, точно так же, как
и сознание. Свое название вайбхашика
получила из-за того, что представители
этой школы признавали подлинной и соответствующей
учению Будды только Абхидхамму, третью
часть Палийского канона, и комментарий
к ней (Вибхаша). Учение собственно самой
вайбхашики изложено в компендиуме «Абхидхармакоша»
(букв.: «Энциклопедия Абхидхармы») буддийского
автора Васубандху (IV — V вв. н. э.).
В своем доказательстве существовании
мира вайбхашики обращались к опыту, который
порождает неоспоримые свидетельства
о природе вещей. Под опытом они понимали
знания, полученные путем непосредственного
контакта с объектом. Мир открыт для восприятия.
Неправильно думать, что нет восприятия
внешнего мира, так как без восприятия
не может быть вывода. Говорить о выводе,
абсолютно независимом от каких-либо воспринимаемых
объектов, — значит противоречить здравому
смыслу. С помощью умозаключения можно
узнать о том, что внешние объекты существуют
повсюду, однако, как правило, на их существование
указывает восприятие. Воспринимаемые
объекты существуют, но очень короткое
время, подобно вспышке молнии. Атомы немедленно
разъединяются, и их совокупности существуют
кратковременно. Вайбхашики считали, что
постоянными сущностями являются не преходящие
явления, а элементы, которые лежат в их
основе, т. е. дхармы, и представили детализированную
классификацию видов дхарм. Согласно учению
этой школы, Будда является обыкновенным
человеком, который после достижения просветления
(бодхи) и ухода в окончательную нирвану
в результате смерти перестал существовать.
Единственным божественным элементом
у Будды было его интуитивное знание истины,
которого он достиг без помощи других.
Саутрантика. Эта школа — самая
поздняя из всей стхавиравады. Ее представители
признавали аутентичной только вторую
часть Палийского канона, Сутта-питаку,
в которой содержится и Абхидхарма, буддийская
философия. Тексты же, вошедшие в одноименную
«корзину», не соответствуют учению Будды.
Из саутрантиков наиболее известен Яшомитра
(VIII в. н. э.), автор комментария к «Абдхидхармакоше»
Васубандху.
Саутрантики, так же
как вайбхашики, признают реальное существование
мира, но с одной поправкой — у нас нет
непосредственного восприятия этого мира.
Мы располагаем представлениями, содержащимися
в нашем уме, с помощью которых мы делаем
вывод о существовании внешнего мира.
Внешние объекты должны существовать
с необходимостью, ибо без них не может
быть восприятия. Аргументы для доказательства
реальности внешнего мира выдвигаются
следующие: 1) сознание должно иметь какой-то
объект, поскольку оно обнаруживает себя
в двойственности; если бы объект был только
формой сознания, он должен был бы проявлять
себя как таковой, а не как внешний объект;
2) сознание само по себе едино, и если бы
существовало только оно, мир был бы един,
но мы видим, что он разнообразен; 3) внешний
мир не возникает по нашей воле, поэтому,
чтобы объяснить зависимую природу чувственного
восприятия, мы должны признать реальность
мира, способного порождать звук, вкус,
запах, осязание, цвет, наслаждение и боль.
Следовательно, этот мир является внешним
по отношению к сознанию. Утверждая, что
не может быть восприятия внешних объектов
без них самих, саутрантики заявляли, что
эти внешние объекты — мгновенны. Все
вещи — мгновенны. Представление о постоянстве
объектов возникает благодаря тому, что
их формы одна за другой проникают в разум.
Локаята-чарвака. Основателем
этой неортодоксальной школы индийской
философии считался мудрец по имени Брихаспати.
Само слово «локаята» означает «распространенная
по миру». Второе название (чарвака), согласно
одному джайнскому комментатору, происходит
от санскритского глагола «чарв» — «жевать,
глотать», поскольку эта школа «проглотила»
такие понятия, как порок, Бог, дхарма и
т. п. Никаких сочинений представителей
и сторонников локаяты до нашего времени
не дошло, а учение школы известно только
по изложениям ее доктрины в трактатах
мыслителей других традиций. Локаята представляет
собой индийский вариант материализма
и по своим теоретическим установкам близка
к учению шрамана Аджита Кесакамбалы.
«Локаята считает, что не существует ни
Бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы,
а также нет воздаяния ни за добродетельное
поведение, ни за порочное». Единственный
смысл жизни чарваки видели в счастье,
которое они понимали как наслаждение.
Однако есть свидетельства,
что не все представители этого направления
были сторонниками грубых чувственных
удовольствий, поскольку чарваки делились
на «тонких» и «грубых». Тем не менее общая
этическая установка локаяты — стремление
к наслаждению земной жизнью, поскольку
иной человеку не дано.
Рассмотрим ордоксальные школы
древнеиндийской философии.
Ньяя и вайшешика — две школы,
которые возникли как самостоятельные,
а впоследствии слились в одну школу.